Игры патриотов

Прокуратура Башкирии стала чаще реагировать на нарушения прав бизнесменов

07.12.2020
Общаясь с бизнесменами, постоянно приходится слышать истории про бесконечные проверки, необоснованные требования, мздоимство, а порой и рейдерские захваты, которые редко обходятся без коррумпированных чиновников. К сожалению, последние примеры в Башкирии тоже свидетельствуют о том, что отдельные «слуги государевы» не прочь погреть руки на коммерсантах.

Профессор-криминолог, доктор юридических наук Альберт Курманов рассказал «МК», кто в первую очередь стоит на страже интересов предпринимателей.

- В общественном сознании за последние два десятилетия сложилось четкое убеждение, что государство в лице его налоговых, правоохранительных и иных многочисленных контролирующих органов, воспринимаются предпринимательским сообществом, как барьеры на пути развития рыночной экономики, - отмечает Альберт Сафуатович. - И тому есть подтверждения, например, на протяжении последних нескольких лет прокуроры республики выявляли в деятельности самих контрольных и надзорных органов многочисленные нарушения законодательства, регламентирующего порядок проведения проверок юридических лиц и предпринимателей. Причем недостатков много – от проведения проверок в неустановленные сроки и до привлечения к административной ответственности при отсутствии фактического нарушения закона со стороны проверяемых лиц. 

- Но ведь в этом году объявлен мораторий на все проверки?

Действительно, уходящий год войдет в историю, как одно из тяжелейших испытаний для всей экономики страны. Это связано с вызовом коронавирусной инфекции, которая спровоцировала тяжелейшие последствия от временной остановки деятельности и масштабных сокращений сотрудников до полной ликвидации отдельных коммерческих организаций. А ведь экономика страны это не только сырьевые гиганты, но и малый и средний бизнес, в котором трудятся десятки миллионов граждан и банкротство этих предприятий – это не просто цифры в статистических таблицах, а реальные судьбы людей, которые трудятся в этих секторах экономики. В целях спасения бизнеса наряду с другими мерами экономического характера государство идет на беспрецедентный шаг и водит мораторий на проверки со стороны государственных надзорных и контрольных органов, за исключением случаев, когда сложившаяся обстановка угрожает жизни или здоровью граждан, сопряжена с чрезвычайной ситуацией, радиационной безопасностью, расходованием бюджетных средств. Причем этот мораторий, как стало известно, продлен до конца 2021 года. Однако уполномоченный по защите прав предпринимателей в Башкирии Флюр Асадуллин отмечает, что, несмотря на подобный мораторий, тем не менее, встречаются отдельные его нарушения. Г-н Асадуллин на своем сайте призывает предпринимателей обращаться к нему в случае попыток провести проверки в нарушения введенного запрета. Из приведенной информации следует, что благодаря его вмешательству были пресечены подобные незаконные попытки и в Башкортостане.

- Но разве не должна такие нарушения реагировать прокуратура? 

- А надзорное ведомство реагирует. Так, выступая на коллегии Генпрокуратуры прокурор страны Игорь Краснов указал подчиненным сотрудникам на необходимость жесткого реагирования на факты несоблюдения моратория на проверки предпринимателей и уклонения контролирующих органов от реализации риск-ориентированного подхода. 

Всего по результатам проверки Генпрокуратуры с участием прокуроров регионов было выявлено около 63 тысяч нарушений прав бизнесменов, для устранения которых опротестовано более 11 тысяч незаконных правовых актов. В суды направлено 1,1 тысяч исков, внесено более 17,5 тысяч представлений. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 13 тысяч должностных лиц, 667 предостережены о недопустимости нарушения закона, по материалам прокурорской проверки возбуждено 41 уголовное дело. Особая проблема – это возбуждение уголовных дел в отношении предпринимателей. Президент России Владимир Путин неоднократно обращал внимание, что большинство уголовных дел не доходят до суда, так как изначально были возбуждены незаконно и требовал жестко навести в этой сфере порядок. Поскольку очевидно, что «кошмарить бизнес» - как правило, это прикрытие для рейдерства или мздоимства. Эта тема тоже стала предметом для обсуждения на коллегии Генпрокуратуры. И генпрокурор потребовал привлекать к уголовной ответственности правоохранителей при выявлении случаев незаконного возбуждения уголовных дел в сфере экономической деятельности. Отметим, что внесенными изменениями в уголовный кодекс, наказание для работников правоохранительных органов в случае незаконного привлечения к уголовной ответственности предпринимателей увеличено до 10 лет лишения свободы. 

 - А как действуют в прокуратуре Башкирии? 

- Стоит отметить, что прокуратура РБ также оперативно реагирует на нарушения прав предпринимателей. На днях прокурор республики Владимир Ведерников принял участие в приеме граждан, прошедшем в режиме видеоконференции. В заседании также участвовали замгенпрокурора России Сергей Зайцев, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов и башкирский омбудсмен бизнесменов Флюр Асадуллин. Кстати, по данным пресс-службы прокуратуры республики, в Башкирии двое бывших сотрудников полиции осуждены к лишению свободы за взяточничество. Судом было установлено, что обвиняемые незаконно изъяли у предпринимателя в специализированном магазине 25 сотовых телефонов iPhone общей стоимостью 447 тысяч рублей. За возврат мобильных устройств и покровительство в дальнейшем они потребовали от коммерсанта ежемесячное денежное вознаграждение в размере 15 тысяч рублей. Еще один громкий пример соблюдения законности и защиты прав предпринимателей стало вмешательство прокуратуры Уфы в расследование уголовного дела, возбужденного против предпринимателя Павла Кантора. Напомню, бизнесмена обвиняли в незаконном предпринимательстве – следователь настаивал, что мужчина вел предпринимательскую деятельность без лицензии, хотя закон в период инкриминируемых действий этого не требовал. После того, как в дело вмешалась прокуратура, уголовное преследование Павла Кантора было прекращено буквально на следующий день после возбуждения уголовного дела. Если следовать УК, то незаконное предпринимательство предполагает фактическую предпринимательскую деятельность без регистрации, лицензии, специальной аккредитации с причинением ущерба или извлечением дохода на сумму более двух миллионов двухсот пятидесяти тысяч рублей. Но все суды по гражданским спорам вставали на сторону Павла Кантора – то есть Фемида была уверена, что предприниматель не нарушал закона, а его деятельность не требовала лицензирования, но следователь почему-то решил иначе. А ведь признаков преступления в действиях бизнесмена нет, а это значит, что уголовное дело было возбужденно необоснованно. И это далеко не единственное дело, когда благодаря вмешательству надзорного ведомства удалось пресечь незаконные преследование бизнесменов.

- В Башкирии в последнее время много скандалов связано с разоблачениями антимонопольного ведомства…

- Антимонопольная служба и призвана обеспечить конкурентную среду, особенно при заключении контрактов для государственных и муниципальных нужд. Не секрет, что в последние годы ФАС по РБ выявляются многочисленные случаи нарушения конкуренции, когда «лакомые» контракты уходят по своим приближенным бизнес структурам. Например, в Башкирии ФАС нашла нарушения только в закупках протезов на 100 млн рублей. Еще одним показательным примером, стала отмена протоколов аукциона на приобретение сыра и масла для городских школ на 34 млн рублей. Такое решение ведомство приняло по результатам рассмотрения жалобы местной компании, которой отказали в участии в торгах из-за дырок в сыре неправильной формы. Естественно, что подобное распределение контрактов не способствует конкуренции, препятствует нормальному развитию бизнеса, создает предпосылки для коррупционных нарушений и как следствие при массовом их распространении делает отдельные регионы менее инвестиционно привлекательными.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты