Игры патриотов

Эксперт: «Причина большей части аварий – не пьянство, а плохие дорожные условия»

14.12.2020 Альбина ИБАТУЛИНА
В этом году число жертв, погибших на дорогах, превысило 400 человек. В то время как глава РБ Радий Хабиров еще в начале года требовал снизить эту страшную цифру. Руководитель республики считает, что недорабатывает региональное министерство транспорта, еще недавно бывшее Госкомитетом. Г-н Хабиров даже предложил главе ведомства Алану Марзаеву «самим выезжать на дороги и с палочками стоять, чтобы остановить беду».

Между тем, согласно нацпроекту, к 2030 году смертность на дорогах в республике за год не должна превышать 160 человек. Выполнимая ли это задача, и кто должен нести ответственность за гибель людей, мы попросили рассказать члена совета по правам человека при главе РБ Валерия Самохина.

- Надо все-таки цифры смотреть конкретно и не просто голую статистику, - говорит Валерий Геннадьевич. - Насколько я знаю, таких цифр о причинах аварий в открытом доступе нет. И знаете, что меня больше всего тревожит? Ведь в этом году из-за введенного весной режима самоизоляции как минимум из такой статистики выпало полтора месяца, когда число автолюбителей на дорогах было значительно меньше. То есть если к сегодняшним страшным цифрам можно было бы прибавить аварии, которые могли случиться за эти полтора месяца, не будь режима самоизоляции, будет ясно, что ситуация намного хуже, чем показывают сегодняшние цифры.   

- Так в чем все-таки проблема?

- Нельзя сказать, что какая-то одна из проблем: плохие дорожные условия, плохие автомобили, безалаберность людей занимает большую часть статистических данных. Разбираться надо конкретно в каждом случае досконально. Допустим, происходит авария со смертельным исходом. Водитель трезвый, но при этом инспектор дорожно-патрульной службы или дознаватель, если ведется доследственная проверка, которые первыми приезжают на ДТП, не учитывают некоторые факторы. Например, весной и осенью грязь на дорогах, вечернее время, сумерки, когда наиболее ухудшается видимость. Именно в это время водителю тяжело при отсутствии освещенности на дороге, при том, что еще и дороги грязные. Зачастую очень тяжело адекватно среагировать на какое-то резкое изменение обстановки на дороге: вдруг какой-то пешеход выбежал перед ним – и все, заметьте, не по вине водителя. Понятно, что он должен пытаться предусмотреть, должен оценивать ситуацию дорожную, но, если мы имеем не соответствующие требованиям дорожные условия, то вина водителя зачастую бывает минимальна.

- А дорожные условия от кого все-таки зависят: от автоинспекторов или чиновников?

- Если есть определенный дорожный участок, значит, есть и лицо, ответственное за состояние, за поддержание этого дорожного участка в надлежащем виде. Иногда бывает, особенно это касается федеральных трасс, когда дорога находится в ведении одного учреждения, а примыкающие выезды в ведении другого. И именно на стыке мы видим резкую разницу в состоянии дорожного покрытия. Речь об освещенности дорог – это отдельная тема. Могу привести такой пример. Недавно крупный населенный пункт остался без уличного освещения – это деревня Дема в Чишминском районе. То есть в свое время граждане самостоятельно устанавливали освещение на столбах, но в какой-то момент единственный поставщик электроэнергии вдруг решил, что нужно снять со столбов фонари освещения, потому что жители должны платить аренду. Без предупреждения, без судебных каких-то актов. Просто взяли и сняли, представляете? Да, есть коммерческие интересы хозяйствующих субъектов, но, если завтра ребенок выскочит на темной улице в населенном пункте под колеса автомобиля, кто будет виноват? Водитель, который ехал с соблюдением скоростного режима, либо тот, кто без всякого объявления войны, так скажем, вдруг отключил целый поселок от освещения? На днях жуткий случай произошел в этой деревне – женщина вечером перелезала через забор своего дома, говорят, что забыла ключи, застряла и повисла на прутьях. Провисела так всю ночь, как утверждают очевидцы, из-за того, что в деревне нет освещения, никто несчастную не заметил. Утром с забора сняли мертвое тело – женщина скончалась от обморожения. Вот кто за это должен отвечать? Понятно, что несчастный случай, но есть и косвенные виновники, отключившие свет. У нас даже в царской России, по-моему, рядом с Уфой все деревни были достаточно освещены, уличное освещение имело место быть, а сейчас как-никак 21 век.

- У нас часто говорят, что причина высокой смертности в том, что люди садятся нетрезвыми за руль…

- Да, есть такая проблема. Естественно, эту проблему надо решать, но решать ее надо все-таки, я считаю, цивилизованными способами, а не так, что раз человек сел в пьяном виде за руль, лишаем его имущества и пожизненное заключение. Если обратиться к таким странам, как Малайзия, там не только пьяного водителя лишают свободы, но и могут отправить вместе с ним его жену и его родственников. Думаю, что мы до такого не дойдем. Но у меня складывается такое впечатление, что всех нас пытаются убедить, что проблема смертности на дорогах только одна – это пьяные за рулем. Но, наверное, все-таки это неправильно. Дайте хорошую статистику, правильную: сколько у нас погибло на дорогах именно из-за того, что человек был пьяный за рулем. Потом посмотрите, само по себе то, что человек был пьян, не означает, что он нарушил правила дорожного движения, то есть должна же быть еще и причинно-следственная связь. Ведь вполне возможно, что, будучи пьяным за рулем, он не смог адекватно оценить ситуацию не из-за того, что был пьян, а опять-таки из-за того, что имели место иные причины. То есть зимой это может быть гололед, а осенью отсутствие достаточной освещенности на опасных участках дороги либо неправильная разметка. Недавно видел видео, где дорожная разметка, которая наносится специальными красками, отваливается просто-напросто. То есть кто-то элементарно положил деньги в карман и выполнил некачественную работу. 

- Получается, что у семи нянек дитя без глазу?

- С коррупцией у нас борются уже несколько тысячелетий, она в принципе, наверное, непобедима. Другое дело, что ее надо загонять в рамки, где она не будет настолько вопиющая. Чтобы не было так, что это начинается касаться жизней всех людей, как в случае с фальшивой дорожной разметкой. Должны быть рамки, туда эту коррупцию надо загонять. Все надо рассматривать комплексно и говорить, что, если мы сейчас отлучим пьяных от руля, у нас сразу же наступит всеобщее благоденствие, это будет неправильно. Да, эту проблему решать надо, но не надо сваливать только на пьяных на дорогах все беды, которые мы имеем.

- Мера, которую рассматривают депутаты Госдумы, о лишении пьяных водителей транспортных средств не сработает?

- Давайте рассмотрим такую ситуацию. Подходит ко мне мой сосед и говорит: «Дай, пожалуйста, машину, мне нужно съездить и ребенка забрать из школы». Или жену в больницу отвезти. Или еще что-то. И я в принципе не знаю, лишен он прав или нет, правильно? То есть я даже не могу тем или иным способом это выяснить, находясь где-то не в пределах города, где зачастую нет интернета. То есть тогда надо создавать базу, и у всех должен быть доступ к этой базе, где мы будем видеть, лишен человек прав за пьянку либо не лишен, понимаете? Вот он приходит и говорит: «Я тебе вчера помог, сегодня ты мне помоги, дай машину». А я у него спрашиваю: «Скажи, дружище, у тебя права есть?» Он мне показывает права. Все, я ему даю автомобиль, а через день мне говорят: «Извини, он, оказывается, был лишен, права не сдал, должен был сдать, поэтому мы вашу машину конфискуем несмотря на то, что это не его машина, а твоя». А если же принять такой закон, где нельзя будет конфисковать машину не собственника, тогда у нас все пьяные, для них это будет лазейка, так ведь? Они просто будут машину оформлять на родственников, близких и ездить по доверенности. Также не считаю продуманным решением устанавливать в машинах технические средства, блокирующие двигатель при запахе алкоголя. Ситуации в жизни бывают разные – такая блокировка может стоить жизни раненному на охоте, например, если за руль может сесть и отвезти человека в больницу только выпивший, а других людей на много километров нет. 

- Тогда как можно улучшить грустную статистику? 

- Обсуждать все проблемы гласно и публично. Ведь у чиновников, как правило, есть должностные обязанности, за пределы которых он просто боится выйти, понимаете? И он действует именно в пределах своих инструкций, а иногда бывает, что нужно принять какое-то неординарное решение либо не то решение, которое понравится большинству. Вот в этом случае, может быть, есть смысл обратиться к народу и сказать: «А давайте господа, граждане, друзья вместе с вами подумаем, как нам эту проблему решить». Пусть сам народ скажет, что он хочет и как он видит решение этой проблемы. А не так, что где-то кто-то чего-то придумал, исходя из своих собственных шкурных интересов. Понимаете, ведь зачастую у нас те ведомства, которые отвечают за ту или иную проблему, преследуют именно свои интересы, и им хочется жить спокойнее. То есть не проблемы решить так, как это хотелось бы большинству, а решить проблемы таким образом, чтобы ведомству жилось спокойнее: запретить вообще в принципе автомобилистам выезжать на дороги, оставить только служебные машины, и тогда, наверное, проблема будет решена, так ведь? То есть тогда у нас пьяных на дорогах практически не будет. Но, к счастью, такой подход, наверное, невозможен в сегодняшних реалиях. Поэтому все-таки нужна гласность в таких вопросах.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты