Игры патриотов

Эксперт: «Застройщиков надо законодательно обязать строить детсады и школы»

20.02.2021 Альбина ИБАТУЛИНА
В Общественной палате Башкирии намерены разработать законопроект, который заставит застройщиков строить не только качественное жилье, но и закладывать в проект стройки необходимую инфраструктуру. Сегодня для Уфы стало серьезной проблемой наличие новых жилых кварталов, где отсутствуют социальные объекты. При этом у мэрии нет возможности возвести рядом с жилыми домами школы, детсады и поликлиники, так как густонаселенные высотки «воткнули» посреди существующей застройки.

Председатель комиссии по инфраструктурному и территориальному развитию региональной ОП РБ Алия Ахмадуллина объясняет, почему уфимские стройки вызывают возмущение горожан. 

- Зачастую не проводятся публичные слушания по застройке, - объясняет Алия Салимьяновна. – И потом вырубаются зеленые насаждения, жилье строят впритык к другим домам и главе республики приходится в ручном режиме решать эти вопросы, хотя на самом деле этим должны заниматься в мэрии. Радия Хабирова возмущает, что уфимские застройщики не считаются ни с интересами жителей, ни с интересами муниципалитета. Плюс ко всему застройщики перекладывают ответственность за развитие территории на муниципалитеты. Например, они застраивают территорию, но должна быть какая-то инфраструктура: школы, садики, поликлиники, а что мы видим? Зачастую они говорят: «У нас есть микрорайон, покупайте квартиры, скоро тут будут построены садики и другая инфраструктура». Но, когда люди покупают и заселяются там, дома сданы, в итоге ничего не строится. Ситуация получается какая-то несправедливая: застройщик получает прибыль, строя квадратные метры, а школы, детсады и поликлиники должны строить власти за счет налогоплательщиков. Перекладывание застройщиками ответственности за развитие территории на муниципалитет в корне неверно. 

- Это законодательный пробел или слабость власти?

- Когда начинается проект планировки и межевания, он утверждается отдельно от объектного проектирования. То есть, когда приходит проект планировки и межевания, там может стоять четырехэтажный дом, он утверждается, а в итоге проектируются уже двадцатиэтажные дома. Нужно каким-то образом это все синхронизировать, чтобы было соответствие. Сейчас, по сути, мы только пятно застройки утверждаем, а нужно, чтобы и объектное проектирование, и проект по планировке и межевания каким-то образом утверждались вместе. Я рассуждаю как общественник, который хотел бы, чтобы то, что задумывали, то и реализовывали.

 - А как должно быть правильно? 

- Необходимо совместно осваивать территорию, потому что раз ты зарабатываешь, то и социальную ответственность тоже неси. Тогда ты начинаешь по-другому относиться к городу, к этим людям, которые покупают у тебя квартиру. На самом деле вопрос здесь не в деньгах, а в ценности человека. Зачастую мы не рассматриваем человека как ценность, а рассматриваем как ценность деньги. Но нужно развивать бизнес именно с точки зрения человеколюбия.

- Есть еще проблема строек в исторической части Уфы…

- Сейчас много городов, которые получают статус исторического поселения и могут претендовать на федеральное финансирование по благоустройству. Но что происходит с исторической застройкой в Уфе? Ее планомерно уничтожают. Территория с исторической застройкой имеет большой потенциал развития, имеет культурную ценность, с которой можно работать. Но в итоге просто сносят какую-то историческую двухэтажную усадьбу, а вместо нее вырастает двадцатиэтажка, и что мы получаем? Нагрузку на инфраструктуру, потому что ранее там не предполагалась двадцатиэтажка, нет рядом ни школы, ни садика, ни поликлиники, получаем нагрузку на инженерные сети. По сути, просто вырастает новый спальный район в центре. Это мой родной город. И я не хочу, чтобы он превращался в один спальный район. А сейчас у нас в центре реально так. А вместо этого мы могли бы развивать совершенно другую ценную часть Уфы, как, например, исторический город. И на этом тоже можно зарабатывать.

- И как обуздать аппетиты застройщиков? 

- Почему бы не обязать застройщиков сначала строить школы, садики, дороги, а потом только строить дома и продавать в них квартиры? Я понимаю, конечно, что скажут, что это нелогично. Значит, необходимо законодательно обязавать застройщиков строить эту инфраструктуру. Сегодня общественники трубят в трубы и говорят: «Есть проблема». И когда это происходит, муниципалитет должен быстро реагировать, чтобы это не ушло в протестные состояния, в городские неразрешенные конфликты. Как вообще регулировать это поле? Только законодательно: или ужесточать, или изменять законы. Когда обращаешься к застройщику, его юристы всегда отвечают только в правовом поле: «Есть такое постановление, а есть такое». Или: «Мы делаем в рамках этого закона». Получается, раз закон позволяет им сейчас действовать так, то нужно менять закон. Мы будем собирать рабочую группу по градостроительной политике, и будем выступать с таким законопроектом.

- Но прижимать застройщиков сильно тоже нельзя, так как у каждого региона есть обязанность строить определенное количество жилья…

- Действительно, российские регионы оценивают в Кремле по количеству сданных метров жилья. По сути, это все зашито в показатели региона. И от эффективной работы застройщиков зависит, какой рейтинг получит регион. Но, с другой стороны, этот показатель количественный, а не качественный, то есть не важно, какого качества дома они сдадут, а важно, какое количество. Это тоже вопрос к нормативным документам, его тоже нужно решать.

- Как должна выглядеть идеальная застройка?

- Комфортно там, где ты видишь горизонт, где не стена из домов, а когда рядом есть какой-то сквер, парк, общественное пространство, куда ты можешь сходить погулять. Когда рядом или в 750 метрах по нормативам имеется поликлиника, школа или садик, и тебе не надо сажать своего ребенка в маршрутку или вызывать такси и ехать в другой район, чтобы отвезти его на учебу. Все это для комфорта должно быть в пешей доступности. И чтобы дороги были комфортные, а не так, что у нас – не пройдешь и не проедешь. Хотя идеальность – это какая-то утопия. Во-первых, каждый город уникален, и у него есть свои плюсы и минусы. Человеку должно быть комфортно, там, где он живет. И это и про пешую доступность, про взаимодействие горожан с муниципалитетом, про взаимодействие бизнеса и горожан, про то, как развита инфраструктура. Удобство города зависит от многих деталей. Но здесь еще нужно понимать, что горожанин тоже не должен перекладывать ответственность на муниципалитет. Иногда нужно давать обратную связь, говорить о том, что здесь неудобно, здесь не нравится, просим исправить ситуацию. Но это проблема не только Уфы, это проблема всей России.

Читайте также

Другие новости

АвтоКар +
Скидки на погрузчики!
Сегодня
Популярное
Услуги эвакуатора в Уфе и пригороде.
От 1 тысячи рублей.
8-927-086-1921
Популярное

АвтоКар +
дизельные погрузчики в наличии
Диадок

Фокус