Ситуация с ишимбайским полигоном может привести к экологической катастрофе
На грани фола
При этом почему-то игнорируются очевидные проблемы, которые уже давно мешают предотвратить массовое захоронение отходов. Вот простой пример: грядущее перенасыщение полигона ТБО в Ишимбае. Согласно плану, на полигон в Ишимбае будут уходить потоки отходов из Стерлитамака, Салавата, Стерлитамакского, Стерлибашевского и Миякинского районов. Не многовато ли?
Ишимбайский полигон ТБО должен был принимать отходы, поступающие исключительно из Ишимбая. Полигон рассчитан на долгий срок службы – 20 лет, но только под город Ишимбай и Ишимбайский район. Такие расчёты были были сделаны в концессионном соглашении еще в 2014 году. Согласно этому документу, емкость объекта по паспорту – 677 тысяч кубометров, а заполнение в год – примерно 30 тысяч кубометров.
По заключению государственной экологической экспертизы от 19.04.2000 года №17п, проектная мощность полигона рассчитана на ежегодное размещение лишь 14320 тонн твердых коммунальных отходов, без учета поступления промышленных отходов крупных предприятий Ишимбайского и Стерлитамакского районов. При образовании «хвостов» в объёме 98192 тонн в год, она будет превышена более чем в шесть раз! А это нарушает природоохранное законодательство.
Получается, если на полигон повезут бытовой мусор и промышленные отходы из Стерлитамака, Салавата и других мест, то он заполнится очень быстро. А ведь эта площадка уже эксплуатируется семь лет.
Недавно Ишимбайский комплекс начал захоронение промышленных отходов компании «Газпром нефтехим Салават», а это значит, что через пару-тройку лет в районе Ишимбая можно ждать новый мусорный «объект», который будет существенно угрожать экологии южной части Башкирии.
Возникает вопрос, почему откровенное нарушение природоохранного законодательства попало в проект территориальной схемы?
А что с ценой?
Помимо очевидной загруженности, есть и другие проблемы работы с полигоном. На Ишимбайском мусоросортировочном комплексе установили слишком высокий тариф на обработку отходов – 2500 рублей за тонну, что примерно в восемь раз больше, чем в альтернативном Стерлитамаке, где берут всего 300 рублей.
Как уточнили в пресс-службе регионального оператора «Эко-Сити», в ходе переговоров представители полигона ТБО в Ишимбае предлагали снизить тариф до 1500 рублей, но это все еще в пять раз дороже. А если прибавить сюда транспортные расходы: ведь мусор придется везти не туда, куда ближе, а в Ишимбай? Вряд ли кто-то возместит эти издержки, и скорее всего, просто тарифы на вывоз в этих районах поползут вверх.
- Этот мусоросортировочный комплекс подходит только для Ишимбая и Ишимбайского района, – поясняют в пресс-службе регоператора. - Отметим, что в Стерлитамаке, Салавате и Мелеузе есть свои мусоросортировочные комплексы по мощности ничем не уступающие мусоросортировочному комплексу «Эко-Сити» в Ишимбае. При этом стоимость их услуг в несколько раз дешевле. Отходы из Стерлитамака, Салавата и Мелеуза рациональнее везти на сортировку в своём городе, а не за его пределы.
А ведь с тарифами для жителей Ишимбая и так обстоит все печально. По тому же тендеру цена для предприятия «Газпром нефтехим Салават» – 720 рублей за тонну, тогда как жители платят по 2500 рублей за тонну. Где это видано, чтобы юридические лица платили за услугу дешевле, чем жители?
И прежде, чем начинать второй этап мусорной реформы необходимо урегулировать вопрос ценообразования или, по крайней мере, вмешаться и разобраться с такими вопиюще несправедливыми, по отношению к населению, ситуациями.
А что с переработкой и захоронением?
На том же примере Ишимбайскогомусоросортировочного комплекса, который работает по правилам: своя сортировка, формирование хвостов и захоронение остатков. Так ли это? Уже не первый год Ишимбайские общественники обращают внимание общественности на то, что же происходит с мусором, который попадает на комплекс. Местный экоактивист Григорий Горовой говорит, что на полигон возят отходы неизвестного происхождения.
- Отходы привозят и захоранивают, в обработке они не заинтересованы: люди ведь и так платят за вывоз мусора, - поясняет он. - Я работал там грузчиком и знаю, что творится изнутри. Полигон не должен принимать автомобильные колёса, шифер, но берут всё подряд. Что-то брикетируется для галочки, многое идёт под бульдозер, мусор закапывают уже не просто в яму, а складируют вторым ярусом.
В подтверждении своих слов Григорий Горовой даже снял и выложил в социальной сети видеоролик со старой свалки в Ишимбае, которую должны были уже перестать эксплуатировать. Тем не менее, даже на любительском видео заметны свежие следы большегрузной техники и размещенные недавно отходы. Чего тут только нет! Особенно встревожила активиста некая субстанция, похожая на химические отходы. На старую свалку можно попасть только через новый полигон, а это значит, что без их ведома никто не мог свозить опасные отходы и оставлять их совершенно бесконтрольно.
Ситуация с ишимбайский полигоном сегодня волнует и регионального оператора, и общественность. Если все оставить без изменений, то последствия могут быть удручающими – мы получим очередную экологическую катастрофу.
Давайте перейдем ко второму этапу мусорной реформы, проанализировав все ситуации, которые сейчас мешают нормальному ходу работы. Проведем работу над ошибками. А чтобы все учесть, нужно принять активное участие в обсуждении проекта внесения изменений в территориальную схему, которое продлится до 1 марта.