Игры патриотов

Эксперт: «Платные парковки не должны стать способом зарабатывания денег на жителях»

14.03.2021 Юлия ЛЕЖЕНЬ
В Башкортостане вступил в силу закон о платной парковке автомобилей. Согласно документу, в центре Уфы бесплатно парковаться можно только в течение 20 минут. Однако до сих пор автовладельцы оставляют машины, где придется. Член Общественной палаты РБ, адвокат Булат Сафин рассказал, почему власти до сих пор не взимают денег с автомобилистов.

- Закон вступил в силу еще в ноябре прошлого года, но до сих пор автовладельцы паркуются в центре Уфы бесплатно, почему? 

- У нас, как всегда, все упирается проработку и бюджет. Парковочные места должны быть оборудованы, следует нанести разметку, установить паркоматы. Люди не должны быть ограничены в возможности припарковаться, кто-то должен этим заниматься, а это большие деньги. В 2018 году, когда инициатива обсуждалась, предполагалось, что мэрия Уфы отдаст работу некой юридической конторе. Компания должна была взять кредиты суммой чуть ли не до миллиарда, будет взимать деньги с водителей, окупит свою деятельность и передаст городу. Но насколько этот проект реален – большой вопрос. Смогут ли чиновники города Уфы проработать и организовать такие парковки, хотя бы для начала на пробных местах? Думаю, надо это сделать, иначе для чего работают наши парламентарии?

- Чиновники уже определились со стоимостью платной парковки?

- Пока идет обсуждение, называют суммы 50-70 рублей за час парковки. При этом первые 20 минут будут бесплатными. Но здесь у меня возникает вопрос: как оплачиваются 30 или 40 минут? Наверное, оплату следует выставлять поминутно. Кроме того, инвалиды, ветераны, многодетные семьи могут быть освобождены от оплаты – но кто будет вести реестр таких автовладельцев? И как оградить город и жителей от тех людей, которые используют фиктивные знаки и документы льготных категорий? А ведь таких нарушителей, которые вешают на своим машины знаки об инвалидности, много. Мы работаем над тем, чтобы в городе появлялись знаки о парковке для людей с ограниченными возможностями: возле судов, торговых центров, административных зданий.

- Что бы вы посоветовали уфимским властям?

- Чиновникам нашего города советую никогда не забывать, что они работают для жителей Уфы, республики, для гостей. Нужно принимать законные нормативные акты, изучать практику других городов. Как члены Общественной палаты мы намерены контролировать процесс, выставлять некоторые вопросы на общественное обсуждение для того, что стало не хуже, а лучше. Важно, чтобы платные парковки не стали инструментом для зарабатывания денег на жителях республики. Хочется, чтобы центр Уфы стал красивее, а жителям от этого стало только удобнее перемещаться. Необходимо установить критерии отбора юридических организаций, которые будут реализовывать закон, определить этапы реализации. Я бы начал не целиком со всего центра, а с одной улицы, параллельно устанавливая паркоматы, корректируя работу общественного транспорта и прорабатывая все систему. Важно не вызвать в центре города транспортный коллапс, работать нужно вдумчиво.

- Насколько этот закон справедлив?

- Справедливость и законность вводимой меры – это разные вещи. Раз закон принят народными избранниками, значит он легитимен и справедлив в большинстве своем, но не бывает такой ситуации, когда все останутся довольны. Лично мое мнение – такой закон насущен и необходим, рано или поздно его все равно бы приняли, чтобы центр Уфы был привлекателен и красив. Другой вопрос: насколько тщательно будет проработана его реализация. С одной стороны, мы хотим иметь возможность приехать в центр по делам, с другой – желаем видеть его привлекательным и уютным, а с третьей – хотелось бы, чтобы улицы не расширялись до бесконечности. Сейчас становится все меньше тротуаров, вырубают больше деревьев. Мы думаем, что так удастся увеличить транспортную проходимость, а по факту – просто появляются новые парковочные места стоимостью в миллионы рублей. Наверное, это неправильно.

- Предполагалось, что в центре люди будут передвигаться на общественном транспорте и оставлять свои машины там, где платить не надо…

- Очень много жалоб, что на общественном транспорте ездить не комфортно, долго или он вообще от них не ходит. Надеюсь, что мы придем к практике цивилизованных крупных городов, и с наших улиц исчезнут несуразные маленькие микроавтобусы, забитые битком. Большие современные автобусы должны ходить по расписанию и должны быть удобными для всех категорий граждан. Горожанин должен точно знать, сколько потратить времени на дорогу до работы, и время это точно не должно превышать путь на собственном автомобиле.

- К слову, обо всех категориях пассажиров. Сейчас люди с ограниченными возможностями здоровья до сих пор не могут полноценно пользоваться общественном транспортом?

- Фактически, да. Автобусы «Башавтотранса» - единственный перевозчик, который начал делать шаги в этом направлении. Появились новые «Нефазы», которые «приседают». Но на практике мы с этим крайне редко сталкиваемся. Может ли незрячий человек или даже просто пожилой человек, или мама с коляской успеть добежать до большого автобуса, когда в первый ряд встали маленькие «ГАЗельки»? Яркий пример – остановка у Центрального рынка в Уфе. Там просто невозможно успеть добежать до автобуса, который также не может дождаться всех пассажиров, потому что сзади «давит» транспортный поток. Эти моменты требуют системных решений. Нужно убирать микроавтобусы, но при этом помнить, что люди на них ездят, поэтому одновременно вводить современные автобусы. Параллельно с этим следует поэтапно, на пробных участках, вводить платные парковки. Главное, не закрыть вдруг весь центр, оставив горожан один на один с проблемой невозможности добраться до работы. У нас город для жителей. Закон хороший, но надо постараться, чтобы он хорошо и правильно был реализован.

- Может, сначала отстроить работу общественного транспорта, а потом вводить платные парковки? 

- Это нужно делать одновременно. Сегодня нормальная практика, когда желающие доехать до работы с комфортом люди, платят за этот комфорт. Но альтернатива этому всегда должна быть.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты