Игры патриотов

Эксперт: «Застройщики или будут соблюдать правила, или на их место придут новые»

24.03.2021 Альбина ИБАТУЛИНА
Власти Башкирии намерены навести порядок на строительном рынке республики. Глава региона Радий Хабиров обещал добиться, чтобы застройщики стали соблюдать правила и считаться с населением. В мэрии Уфы поднимают все выданные разрешения на строительство, чтобы проверить их законность. Член совета по правам человека при главе Башкортостана Валерий Самохин рассказал, почему эти болевые точки появились в градостроительстве.

«Уголовные дела свидетельствуют: строительная отрасль коррупционноемкая» 

 

- Вопрос болезненный, поскольку сама отрасль, то есть строительство на городских площадках, достаточно коррупционноемкое, - рассказывает Валерий Геннадьевич. - Об этом свидетельствуют и последние уголовные дела, которые были возбуждены в отношении чиновников, выдававших разрешения. Глава региона пытается у нас навести порядок. Посмотрим, насколько хватит запала, каково будет противодействие, потому что в любом случае административный ресурс на стороне застройщиков. Сейчас начнутся судебные тяжбы, застройщики будут оспаривать в судах незаконность отзыва разрешения, в том числе и запрет на строительство. 

- Какие претензии у властей к застройщикам? 

- А ведь претензии есть не только у властей, но и у граждан, в первую очередь в отношении качества жилья. И есть у тех граждан, которые живут в близлежащих домах, рядом с которыми начинается строительство. Ведь когда выдается разрешение на строительство, когда город согласовывает с застройщиком, заключает соглашение о развитии территории, то там все четко прописывается: какие социальные объекты будут строиться – школы, детсады и поликлиники, какая инфраструктура создается городом, какая – застройщиком. Учитывается все, в том числе транспортные потоки, пожарная безопасность, пожарные проезды, наличие парковок и даже парковки для маломобильных граждан. То есть заключаются так называемые договора развития территории.

- А почему тогда школы и детские сады перекладывают на плечи республики?

- Застройщики не исполняют свои обязательства. Какая задача у застройщика в первую очередь? Освоить строительную площадку, возвести объект, продать его. Есть недобросовестные застройщики, которые, собственно, на этом свою миссию считают выполненной. Потом они просто уходят либо в процедуру банкротства, либо ликвидируют свое предприятие. Я могу привести характерный пример. Четыре «свечки» стоят на бульваре Хадии Давлетшиной. Вроде бы хороший застройщик, построил эти объекты, а что сейчас мы видим? Мы видим, что он сменил свое фирменное наименование, у него поменялся учредитель, поменялся руководитель и фирма находится в процессе ликвидации. То есть если у граждан, которые приобрели квартиры в таких домах, возникают к застройщику претензии по качеству построенного жилья, а застройщик ликвидируется, претензии, собственно, предъявлять некому. Поэтому здесь все-таки требуется уже регулирование, в том числе и законодательное. Поскольку вопрос социально острый, нужно чтобы фирма, которая выходит на строительный рынок, имела какой-то гарантийный страховой фонд на случай, если после ее ликвидации возникнут какие-то претензии относительно качества строительства.

 

«80 процентов прибыли для строительного бизнеса? Это же не торговля оружием»

 

 

- Почему застройщика нельзя заставить строить детский сад одновременно с жилым микрорайоном?

- Есть такой мощный инструмент давления в руках застройщика, как дольщики. У нас развит ипотечный рынок, жилье, как правило, приобретается в кредит. Естественно, если власть тем или иным способом будет чинить застройщику препятствия, скажем, ему могут сказать так: «Сначала ты строишь детский сад, школу, и только потом мы принимаем у тебя объект», то застройщик тут же будет апеллировать к своим контрагентам, то есть к гражданам, которые приобрели жилье. И, естественно, пойдет давление. А в этом случае недовольство граждан будет обращено не к застройщику, а к мэрии города. И мэрия получается между двух огней, между молотом и наковальней. А руках у уфимского застройщика есть еще один инструмент воздействия – городской совет. Я думаю, что ни для кого не станет откровением, что как минимум половина депутатов в городском совете – это либо застройщики, либо аффилированные с ними лица, то есть они могут, в том числе через законодательный орган, оказывать давление на исполнительную власть. 

- Неужели у власти нет ресурсов влиять на застройщиков?

- Я бы посоветовал обратить внимание на рентабельность строек. Если мы посмотрим за деятельностью застройщиков, а данные есть в открытых источниках, то увидим, что они практически все работают чуть ли не в ноль. А когда они обращаются с иском в суд к той же самой мэрии, у них сразу же почему-то появляются совершенно другие цифры прибыли. Они прямо говорят, что имеют право требовать не только возмещения убытков, но и недополученного дохода. Просто получается, что, когда они ведут обычную хозяйственную деятельность, у них прибыль минимальная, а когда они предъявляют иски городу, то цифры у них совершенно другие. Например, по запрещенной стройке на улице Армавирской, где собирались возвести 27-этажный дом вместо разрешенного шестиэтажного, прозвучали цифры, что затратная часть там один миллиард, а чистая прибыль 700-800 млн рублей. Но извините, господа, 70-80 процентов прибыли для строительного бизнеса, наверное, многовато? Это же все-таки не торговля оружием.

- Башкирские законодатели, похоже, тоже на стороне застройщиков. Они подготовили и отправили в Госдуму законопроект, облегчающий судебные тяжбы по претензиям к качеству жилья…

- На сегодняшний день эта инициатива находится на стадии рассмотрения, и там есть очень интересные моменты. Законодатели полагают, что у нас есть недобросовестные эксперты, что они неправильно рассчитывают и завышают стоимость недостатков, что суды идут на поводу у наших граждан. Поэтому бедных застройщиков нужно защитить законодательно. Авторы проекта предлагают, чтобы был обязательный претензионный порядок. А на сегодняшний день этого не требуется. Они настаивают, чтобы не было денежных выплат в том случае, если гражданин, который приобрел жилье, недоволен качеством и экспертиза подтвердила, что квартиры не соответствуют строительным нормам и правилам. Они говорят, что в этом случае гражданин должен требовать устранения этих недостатков, а не возмещения вреда в денежном эквиваленте. То есть они пытаются сузить, уменьшить тот потребительский инструмент, который сегодня есть у жильцов. Но по той информации, которая у меня имеется, есть большие сомнения, что Госдума в весенней сессии этот закон примет. 

 

«Застройщики работают ровно так, как им позволяет власть»

 

- Наверное, точечная застройка на готовой инфраструктуре тоже высоко маржинальна?

— Есть такая проблема, когда у нас на так называемых условных пустырях возводится жилье без учета интересов граждан, которые проживают там с 80-90-х годов еще прошлого столетия. И в первую очередь здесь нарушения, которые касаются противопожарной безопасности. Нарушения есть, потому что нагрузка идет на социальную инфраструктуру. Ведь если мы строим дома, ширина автомобильных дорог у нас не увеличивается, количество полос не добавляется. Скорее всего, жильцы близлежащих домов выскажутся с 90-процентной вероятностью против такого строительства. Но если застройщик предоставляет обоснованный проект, именно обоснованный, что, допустим, возведение такого точечного объекта никак не повлияет, не превысит допустимую нагрузку на инфраструктуру, в том числе и на социальную, в том числе и на дороги, на пропускную способность, что при этом будут соблюдены все нормы, почему бы нет? Есть у нас, наверное, еще есть пустыри в городе, где можно такие объекты возводить. А пока школы, детсады, поликлиники, имеющиеся рядом, не растягиваются с появлением новых жильцов, вторые и третьи этажи у дорог не возводятся, поэтому возрастает нагрузка, а претензии опять-таки кому? Претензии все идут к власти. Поэтому, наверное, именно с этим связано требование Радия Фаритовича проверить законность выдачи всех разрешений. Там же требования не только градостроительного кодекса, но и городские нормативные акты. Были ли учтены все эти требования и не были ли затронуты права и интересы граждан, которые проживают рядом с такими объектами – сегодня это должны выяснить городские власти.

- Но при этом каждый регион отчитывается в Москве по числу построенных квадратных метров. Если мы сейчас начнем притеснять застройщиков, сможем эти показатели удовлетворить?

- Вы знаете, рынок очень гибкий. Не надо думать, что застройщик развернется и уйдет. Он просто будет работать по тем правилам, которые он обязан соблюдать. То есть, собственно, он работает ровно так, как ему позволяет власть. Он пробует власть на гибкость, на устойчивость и на податливость. Если власти поддаются, естественно, застройщик, как обычный коммерсант, начинает власть гнуть так, как выгодно ему.

- То есть вы не советуете власти прогибаться?

- Я советую власти в первую очередь учитывать интересы граждан. Посмотрите немного вперед, что будет не через пять-десять лет, а через 20-30 и планируйте в связи с этим градостроительство. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты