Игры патриотов

К концу года с улиц Уфы уберут все старые автобусы Павловского автозавода

14.09.2021
Глава Башкирии Радий Хабиров на прямой линии с жителями республики рассказал, почему в Уфе буксует транспортная реформа. По словам г-на Хабирова, когда он пришел к власти региона в 2018 году и увидел «чудовищную ситуацию с уфимским общественным транспортом», посчитал, что изменения в этой сфере крайне необходимы.

- Тогда мне казалось, что я решу эту проблему кавалерийским наскоком, - признался Радий Фаритович. - Третий год я занимаюсь транспортом Уфы. И все идет не так просто. Что-то у меня за это время получилось очень легко, а что-то - нет. Действующая система складывалась десятилетиями – ее трудно изменить и навести порядок за короткий срок. 

Руководитель республики признался, что потратил много энергии, чтобы сохранить государственного автоперевозчика – ГУП «Башавтотранс».

- До того, как я появился в республике, госперевозчика аккуратненько вели к уничтожению и банкротству, - напомнил он. – Потому что госпредприятие не только мешало на рынке перевозок, но и имело привлекательные земельные участки под автовокзалами и производственными площадями во всех крупных городах. Конечно, здесь были интересанты, которые хотели потихоньку эти земли вывести. Поэтому часть энергии ушла на то, чтобы отбить «Башавтотранс». 

Г-н Хабиров объяснил, что и сегодня правительство РБ «неумолимо» продолжает работу по укреплению госпредприятия. 

- Мы укрепляем автопарк, мы пытаемся создать условия водителям, чтобы они с удовольствием работали, мы работаем над дисциплиной «Башавтотранса», - сказал он. – В самое ближайшее время придет 100 новых автобусов и 120 средней вместимости, а в прошлом году закупили свыше 700 единиц нового транспорта. 

При этом Радий Фаритович уверен, что сохранение и обновление государственного автоперевозчика – это «самая легкая часть работы». 

- Сложность в том, что не может один «Башавтотранс» обслуживать всю Уфу – есть антимонопольное законодательство и госпредприятие занимает в столице Башкирии не более 40 процентов рынка, - говорит он. – А если государственных маршрутов станет больше, антимонопольное ведомство нам скажет: «Ребята, вы что делаете?». Так что остальные перевозчики – частные компании. Их несколько десятков, но крупных – шесть-семь. Но не все они хотят соблюдать цивилизованные правила и работать открыто. 

Радий Хабиров объяснил, что несколько раз «пытался найти партнеров среди частных перевозчиков». 

- Я несколько раз бросал клич: «Приходите, договоримся. Вы и зарабатывать будете, но давайте работать на наших условиях». Диалога, к сожалению, не получилось. И для того, чтобы частники соблюдали все нормы, их приходится подталкивать. Мы и рейды проводили и действовали очень жестко. Но, если честно – очень сложно на них воздействовать, так как они пользуются привилегиями, которые дает государство малому бизнесу. И то, я считаю, что потихонечку мы их в чувство приводим. 

Глава региона объяснил, что рынок перевозок в Уфе – весьма «специфический бизнес». 

- Если вы думаете, что владельцы транспортных компаний — это люди, которые потратили много денег, чтобы купить автобусы, это не так, - сетует Радий Фаритович. – Чаще всего это люди, которые получили лицензию и выиграли маршруты в мэрии. Я не буду комментировать, как это происходило. Но после этого, такие компании кидают клич и приглашают на маршруты водителей с автобусами, чтобы они эти линии обслуживали. Для водителей, которые целый день за баранкой накручивают круги по городу – это тяжелый труд. А владелец маршрута просто получает деньги от водителей – по тысяче рублей в день.  Причем деньги, которые получает владелец маршрута, не пропускаются через кассу и нигде не учитываются. Это черная зона и для налоговой. 

По словам г-на Хабирова, сегодня в башкирском правительстве «эту ситуацию потихонечку меняют». 

- Для чего мы придумали транспортную карту «Алга»? – объясняет он. - Для того, чтобы вывести наличность из серой зоны и заставить перевозчиков платить налоги. Я считаю, что карта «Алга» все-таки позитивная история – это удобно, это дешевле, если ты по карте ездишь, люди спасибо говорят за «Счастливый час». Это когда в течение часа, заплатив за проезд картой «Алга» можно передвигаться на любых маршрутах. 550 тысяч жителей Башкирии проголосовали за «Алгу» и за наши действия ногами – то есть они взяли эти карты и пользуются ими, потому что очень удобно. 

Глава РБ отметил, что «люди до сих пор жалуются, что частники требуют наличные деньги и не принимают карты». 

- Тут принцип очень простой – кто не с нами, тот не будет здесь работать, - пригрозил он. - И мы потихонечку будем оставлять в Уфе только тех перевозчиков, которые будут соблюдать цивилизованные правила. Придут коммерсанты, которые будут с нами работать и постепенно мы выдавим тех, кто не готов работать по правилам. 

Еще одной проблемой г-н Хабиров назвал «неповоротливость» уфимских чиновников, которые курируют общественный транспорт.  

- Управленческая команда где-то не дорабатывает в определении маршрутов, которые нужны людям, - уверен он. – Прозевали ситуацию в Кузнецовском затоне, где сейчас живет масса людей, а транспорта и маршрутов туда нет. Все это можно было сделать заранее, если бы чиновники понимали ситуацию. Таких вопросов много, власть тоже где-то несовершенна.

Также г-н Хабиров сообщил, что к концу этого года с улиц Уфы исчезнут все «ПАЗики», потому что это «вопрос эстетики и безопасности». 

- Автобусы Павловского автозавода – хорошие машины, - считает он. - Но Уфа – миллионная столица и мы имеем право устанавливать правила, которые считаем возможными. И определять те виды современных автотранспортных средств, которые должны ездить по столице Башкирии. 

Радий Фаритович уверен, что уфимские «ПАЗы» будут ездить в городах, районах, на межпоселковых маршрутах. 

- Мы готовы всех пустить на межрайонные маршруты, потому что люди купили эти автобусы и им надо зарабатывать, - говорит он. - Сейчас уже в Уфе меньше «ПАЗов», спрашиваю: «Где они?», мне отвечают, что ушли в районы. 

Глава РБ напомнил, что в свое время он назвал происходившее на рынке автоперевозок Уфы – «Техасом каким-то». 

- Нравится вам это выражение или нет, но я так для себя сказал: «Техаса, который был, уже не будет, будем этот рынок потихонечку причесывать и наводить порядок». Я абсолютно уверен, что эту ситуацию мы выправим и жители гораздо меньше будут жаловаться на транспорт. И частные перевозчики, и тем более «Башавтотранс», будут работать по правилам, которые устраивают жителей Уфы. Мы к этому постепенно приходим. Абсолютно спокойно и уверенно об этом говорю. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты