Игры патриотов

Уфимский электротранспорт проглотил неконтролируемый рынок пассажироперевозок?

17.07.2017
18 июля Арбитражный суд Башкирии может ввести процедуру банкротства в муниципальном управлении электротранспорта (МУЭТ) Уфы. На введении наблюдения в электротранспортном предприятии столицы Башкирии настаивает налоговая инспекция, так как МУЭТ задолжал государству 280 млн рублей. Значит ли это, что уфимцы лишатся трамваев и троллейбусов?

Можно предположить, что во время шестимесячной процедуры наблюдения электротранспорт ходить по Уфе будет. Но вопрос - в каком количестве и с какой регулярностью. Очевидно, что новых трамваев и троллейбусов уже не появятся, а имеющиеся могут быть проданы с молотка, чтобы удовлетворить кредиторов, если процедура банкротства продолжится. 

Конечно, введение процедуры наблюдения не всегда грозит закрытием предприятия, возможно и финансовое оздоровление. Однако в случае, если МУЭТ все-таки объявят банкротом, то он не сможет участвовать в каких-либо программах развития в ближайшие несколько лет. Во время банкротства долги замораживаются, все расчеты происходят под контролем кредиторов, а значит горожанам не дождаться ни обновления парка, ни развития электротранспортной отрасли.

Как получилось, что единственное городское электротранспортное предприятие, оказывающее уфимцам услуги, в том числе, и социальных перевозок, рискует стать банкротом? По нашим данным, за последние несколько лет МУЭТ не дополучил почти 300 млн рублей республиканский субсидий и около 50 млн городских.

Кроме того, ни для кого ни секрет, что рынок городских перевозок не регулируется ни местными, ни республиканскими властями. На уфимских маршрутах засилье частников, которые передвигаются как хотят и куда хотят, выезжая в основном в часы пик и на самые прибыльные линии, не соблюдая никаких российских законов, обязательных для любых перевозчиков.

Эта уфимская особенность сразу бросается в глаза тем, кто впервые приезжает в столицу Башкирии. Так, о «неурегулированности» городского рынка пассажироперевозок заявил недавно назначенный глава МВД по РБ Роман Деев, признавшись, что в Забайкалье, где он ранее служил министром внутренних дел, такого не было.

- В Уфе аварийность на дорогах создает неупорядоченная и неурегулированная работа общественного автотранспорта, - констатировал он. - Я видел, как водители автобусов высаживали пассажиров прямо посреди дороги.

Но несоблюдение перевозчиками правил дорожного движения лишь вершина айсберга. Дело в том, что на этом, никем неконтролируемом поле цветут пышным цветом все возможные криминальные проявления. Оборот на диком рынке пассажироперевозок так велик - около семи млрд рублей неучтенной наличности в год, что все контролирующие и надзирающие ведомства давно закрыли глаза на то, что частники не платят налогов, не ведут обязательной бухгалтерии, не выдают проездных документов, не страхуют своих пассажиров, не проверяют здоровье водителей и исправность транспортных средств. Горе-предприниматели выезжают на линии на раздолбанных машинах, часто пьяными или под кайфом, возят на крышах взрывоопасные газовые баллоны, устраивают перестрелки и даже убивают конкурентов. Надо ли говорить, что уфимцы ежедневно рискуют жизнями, садясь в такой общественный транспорт?

И пока на уфимском рынке пассажироперевозок частник правит бал, местные власти не могут гарантировать горожанам не только безопасности, но и качества услуг. Поскольку никто не знает ни точное число машин автопредпринимателей, ни когда они выезжают на линии, ни регулярности их работы.

Не удивительно, что в этой криминальной атмосфере не выжить транспортным компаниям, которые пытаются соблюдать требования российских законов, платить все налоги и обязательные сборы, и оказывать качественную и регулярную услугу пассажирам.

В этих непростых условиях МУЭТ пытался вкладываться в развитие - потратил 300 млн рублей на капитальный ремонт путей, переездов, проектирование новой скоростной линии и взял кредит на покупку новых вагонов, но… надорвался на налогах. Хотя только в прошлом году муниципальное предприятие заплатило в государственную казну 200 млн рублей, а все вместе взятые частники – всего лишь 20 млн.

Между тем, уфимские трамваи и троллейбусы еще и берут на себя перевозку льготников - пенсионеров, студентов, школьников, ветеранов, инвалидов и других социально незащищенных горожан. А это значит, что исчезновение с городских улиц электротранспорта в первую очередь ударит по этой категории населения.

Казалось бы, власти, обязанные предвосхищать социальные взрывы, должны были вмешаться в происходящее с МУЭТом.

Но электротранспорт Уфы так и не дождался желания государственных мужей навести порядок на рынке пассажироперевозок и вложиться в развитие отрасли.

Читайте также

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты