Хамитов: «Темой снега надо заниматься серьёзно и не после того, как он выпал, а до того»
- Кроме того, чтобы двор был обихожен, обустроен, - перечислил пожелания горожан г-н Хамитов. - Чтобы дорога к автобусной остановке была нормальной. Чтобы автобус был чистый, без агрессивной музыки, которая звучит в этих автобусах. Мне как жителю республики это нужно. И мы стараемся над этим работать.
Глава РБ признал, что «на самом деле в мире 15 городов-миллионников, которые расположены в холодных широтах, из них 12 – в Российской Федерации».
- Мы – страна северных городов-миллионников. А миллионники – очень тяжелы с точки зрения коммунального обслуживания даже в южных широтах, а что уж говорить о севере, - объяснил он. - Не хватает техники – раз. Не хватает, может быть, организованности, оперативной реакции – два. В своё время промышленные предприятия очень много помогали в очистке снега. И сегодня помогают, правда, не в том объёме, и техники, видимо, нет – это три.
Рустэм Хамитов напомнил, что «всеобщая автомобилизация предъявила огромные требования к качеству дорог, очистке снега».
- Наши города не были приспособлены для такого количества автомобилей, - говорит он. - Мы сегодня втиснули в ту же Уфу в 10 раз больше автомобилей, чем было 20 лет назад. Это тоже объективный фактор. Значит, надо идти по нескольким направлениям: с точки зрения снижения желания ездить на личном автомобиле; работать над городским транспортом и при этом, понятно, чистить улицы.
Руководитель региона сообщил, что «технику мы закупали и будем закупать».
- Насколько я знаю, сейчас подписывается контракт на поставку 30 машин-снегоочистителей, - сказал он. - В следующем году, наверное, будет закуплено ещё порядка 20 автомобилей. Кроме того, нужны маленькие, вёрткие машинки, которые ходят по тротуарам. Нужны дворники. Их нет. Вы бываете в Москве, видите, что там дворников много. В пять утра уже стук этих лопаток, которыми очищают лед. Посыпают, конечно, химией очень много и усердно. Москва уже по-другому не может. А северные города в Финляндии, Швеции используют мелкую щебёнку, они, наоборот, ничего не растапливают.
Г-н Хамитов предупредил, что «вообще-то этой темой надо заниматься плотно, серьёзно и не после того, как выпал снег, а до того».
- Нужно использовать все современные подходы к решению этой проблемы с учётом жизни северных стран: Канады, Финляндии, Швеции, Норвегии, ряда других, - полагает он. - И соответствовать требованиям людей.
Рустэм Хамитов уверен, что «на сегодняшний день в Уфе общественный транспорт – это анахронизм, пережиток конца XX века».
- Пока ситуация не улучшается, - посетовал он. - Да, формально можно доехать из любого конца города в любую точку. Насыщенность частным транспортом большая. Но транспорт в то же время не лицензирован, не сертифицирован. Очень много «серых» перевозчиков. То же относится к междугородним перевозкам. Если мы поедем в Петербург или Казань, то увидим совершенно другую организацию работы городского транспорта. Можно только по-хорошему позавидовать нашим коллегам. В Уфе пока ничего не меняется. Но есть руководство Уфы, которое занимается этим вопросом и, наверное, предложит какие-то варианты решения.
Также глава РБ предложил «подождать весну, когда снег растает и обнажатся наши дворы».
- Во дворах действительно работы ведутся, - проинформировал он. - На самом деле эту программу по дворам мы начинали существенно раньше – ещё в 2012-2013 году. И пару лет ремонтировали по 300-400 дворов в республике во всех городах. Всем это очень понравилось. Потом у нас денег стало меньше, было кризисное время. А сейчас появилась федеральная программа. И опять, что называется, засучив рукава вместе работаем. Я очень доволен, что люди позитивно оценивают эту программу.
Рустэм Хамитов признался, что в Башкирии «как-то удачно опережали некоторые российские программы».
- А может быть, просто глядя на нас, потом уже российские форматы появились, - думает он. - В частности, детские сады. Эту тему мы начали штурмовать прямо в 2010 году, и уже в 2011 году у нас были выделены значительные ресурсы на то, чтобы места в детских садах соответствовали количеству детей. Если бы не стартовали на пару лет раньше, мы бы сегодня «плюхались», было бы очень тяжело. Но в этой части стартовали нормально.
Руководитель республики напомнил, что «ещё в 2010-2011 году сформулировали основные постулаты – должны быть бульвары, парки отдыха, общественные, городские пространства».
- Глядим, через три-четыре года появилась уже федеральная программа. И нам стало полегче, нам начали помогать деньгами, - поведал он.
Рустэм Хамитов считает, что большое значение для хорошей работы строителей имеет общественный контроль.
- Контролируйте! Все права у жителей есть, - предложил он жильцам домов. - Вышел, если надо, пошумел, записал параметры строителей, которые криво-косо что-то делают.
Общественный контроль сегодня, по-моему, самая действенная мера. Все бракоделы, хулиганы, мошенники боятся гласности. Пусть видят себя в телевизорах, читают о себе в газетах. Надеюсь, это каким-то образом будет стимулировать их к хорошей, нормальной работе. Потому что государственная система контроля всё охватить не может.
Глава республики рассказал, как он сам столкнулся с вопиющими фактами.
- Мы покупаем лаборатории, делаем всё для того, чтобы качество дорог соответствовало норме. Еду по дороге – кривая-косая, видно, что сделано плохо. Спрашиваю: «Здесь был контроль?» – «Да, Рустэм Закиевич» – «Покажите». Да, всё показывают, цифры нормальные, всё соответствует действительности, требованиям ТУ или ГОСТа, - переживает он. - А потом выясняется, что эти исследования брали на хорошем участке дороги. Но эту информацию мы добыли оперативным путем. Даже в этом обманывают. Иногда хочется говорить неприятные слова в адрес такого рода людей. Но мы действуем ещё более действенно – увольняем их, а материалы передаём в правоохранительные органы, пусть отвечают.