Игры патриотов

Почему бесплатная медицина дорого обходится гражданам?

22.01.2018 Федор ЛЫТКИН
Отечественная медицина по праву гордится собственными достижениями. Но всё это, к сожалению, в прошлом, а сейчас уровень нашей страны в различных медицинских рейтингах не попадает и в пятый десяток. Впереди нас Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор и даже Азербайджан. А согласно рейтингу Всемирной организации здравоохранения, Россия по уровню медобслуживания занимает 110 место, опережая, правда, Казахстан, Таджикистан, Армению, Узбекистан и Украину.

Красивая «телекартинка» и мрачные реалии

 

С телеэкранов госканалов мы видим бодрые видеосюжеты о достижениях отечественной медицины, доступности бесплатной медицинской помощи, гарантированной нам Конституцией. Чуть ли не ежедневно транслируют репортажи об открытии какой-нибудь очередной навороченной клиники, которая позволит делать уникальные операции или исследования. И одновременно происходит сбор денег на спасение очередного малолетнего ребенка, которому родное государство не может или не хочет помочь: квоты закончились, нужных лекарств в стране не выпускают и прочее.

Или какой-нибудь немощный пациент, из-за неработающего лифта, карабкается ползком на второй этаж медучреждения, чтобы попасть в рентген-кабинет, как произошло год назад в одной из поликлиник Уфы. Потребовался шум на всю страну и вмешательство прокуратуры, чтобы чиновники от медицины, наконец, «зашевелились».

Одновременно «тихой сапой» продолжатся пресловутая оптимизация, конечной целью которой видится полный переход от оказания медицинской помощи к платным услугам.

Также нас призывают вести здоровый образ жизни, не курить и не пить. Всё это правильно. Но куда людям деться от неблагоприятной экологии, неудовлетворительных жилищных условий, некачественных продуктов и неизбежного стресса, которые провоцируют различные недуги?

Конечно, в условиях рыночной экономики должны существовать и платные коммерческие клиники, как дополнение к государственной системе здравоохранения. Тем более, что наша государственная медицина вовсе не является бесплатной, как пытаются нас убедить чиновники.

Дело в том, что каждый работающий человек в нашей стране платит сверх своей зарплаты 5,1 процента взносов в фонд обязательного медицинского страхования, плюс 2,9 процента страховых взносов на случай временной нетрудоспособности. Да ещё добавим сюда 0,2 процента взносов от несчастных случаем на производстве. Итого, каждый из нас отдает фондам от медицины 8,2 процента от своей зарплаты. Это деньги, подчеркнем, заработаны людьми, и они вправе рассчитывать на адекватное их использование по назначению.

- Бесплатным массажем пользуются, в основном, отставные начальники-пенсионеры нашей поликлиники, нынешнее руководство учреждения и их близкие, да кое-кто из уфимских чиновников, видимо от нехватки средств, не брезгует «халявы», - на условиях анонимности рассказала массажистка одной из «бесплатных» госполиклиник столицы Башкирии, расположенной неподалеку от городской администрации. – Все остальные, в том числе пенсионеры и неимущие платят по полной. Откладывают с каждой пенсии и копят деньги.

Кроме того, не забудем, что наличие громоздкой государственной медицины предполагает наличие большого числа начальствующих должностей с солидными окладами и надбавками за свой нелегкий труд на благо людей. Кто же от этого будет отказываться добровольно? Вот на них и тратится существенная часть собранных денег.

Проблема в том, что взносы «на медицину» у граждан нашей страны изымаются не напрямую из зарплаты - эти деньги обязано перечислять каждое предприятие, где трудится застрахованный в ФОМС. Человек в день расчета получает на руки оговоренную сумму, не задумываясь, что предприятие, прежде чем выдать ему зарплату, уже заплатило все обязательные сборы. И таким образом деньги эти как бы «обезличиваются» и ставятся «ничьими». В то время как в других странах такие выплаты обязанность самого индивидуума. Если бы наши люди напрямую платили средства в фонды соцстраха, вытаскивая из кармана свои кровные, чтобы оплатить, например, медстраховку, то и требования у граждан к качеству услуг были бы куда жестче.

Но пока наше государство к такому повороту не готово, поэтому выплата налогов на зарплату, пенсионный и другие фонды обязанность предприятий. Нам же объясняют, что это как раз граждане пока не хотят «нести личную ответственность за социальные сборы». Как будто опасаются бунта налогоплательщиков.    

 

«Если бы ждал очереди, то дождался бы инсульта»

 

В каждой уфимской семье могут рассказать о проблемах, с которыми они столкнулись при обращении в государственные лечебные учреждения. Вот некоторые из них.

У жителя Уфы Леонида за неделю до Нового года неожиданно появился шум в ушах. Записался, как положено, через интернет к терапевту в своей поликлинике, куда он последний раз обращался ещё в далекие девяностые и поэтому, видимо, «отстал от жизни».

- Я не курю, не злоупотребляю спиртным, каждый день делаю гимнастику, стараюсь вести здоровый образ жизни, - объясняет уфимец. - Поэтому и не было повода обращаться к медикам.

Врач на приеме диагноз установить не смогла и посоветовала через несколько дней, если неприятные ощущения не пройдут, обратиться к отоларингологу.

Правда, попасть к этому узкому специалисту гражданин смог бы только в конце месяца и, поскольку, состояние больного явно не улучшалось, он обратился в коммерческую клинику.

- Перед этим в интернете я прочитал, что такой шум в ушах может быть предвестником очень серьезных заболеваний, - вспоминает свои опасения Леонид.

В коммерческой клинике, куда, кстати, он записался по телефонному звонку и приехал всего через час, за один день побывал у ЛОРа, который сразу переправил его к неврологу, поскольку проблемы оказались не в ушах.

Через полчаса нужный специалист его принял, ещё через полчаса в этой же клинике Леонид успел сделать рентгеновский снимок шейных позвонков и УЗИ сосудов шеи. Вдобавок у него сняли кардиограмму.

Диагноз оказался действительно неутешительным и требовалось немедленно начать лечение: уколы, таблетки, физиопроцедуры, массаж воротниковой зоны и прочее. Промедление могло окончиться очень печально, вплоть до инсульта.

- Если бы я несколько недель ждал бесплатного отоларинголога, а потом минимум столько же невролога, а затем своей очереди на УЗИ, то всё могло продлиться несколько месяцев и возможно лечение мне бы не понадобилось, - делает мрачный вывод житель столицы Башкирии.

Посещение специалистов, исследования и анализы обошлись в семь тысяч, да лекарства в аптеке обошлись почти в такую же сумму.

Кто-то скажет дорого. Но, во-первых, лекарства и так пришлось бы покупать за свои кровные, а во-вторых, при хождении по «бесплатным» кабинетам участковые врачи норовят спихнуть больных на платные исследования и процедуры. А про массаж и говорить нечего.

И получилось бы, что, сэкономив несколько тысяч, гражданин потерял бы драгоценное время. А потом с того света его вытаскивали бы врачи «неотложки».

- Моя месячная зарплата составляет 32,5 тысячи рублей, - делает нехитрые подсчеты Леонид. – В год выходит 390 тысячи рублей, а значит взносов на медицину я плачу в год 32 тысячи. За последние 20 лет я передал медикам 640 тысяч рублей почти ничего не получив назад, если не считать неделю, проведенную в 2012 году в инфекционной больнице после отравления в столовой одного республиканского госучреждения, которое посетил по делам фирмы. Куда делись мои деньги и деньги многих других работающих?

Госбольницы внимательно отслеживают прайсы коммерческих клиник и стараются от них не отставать по уровню цен. Правда, коммерсанты не имеют бюджетного финансирования и несут значительные расходы по содержанию зданий, закупке нового оборудования и привлечению квалифицированных врачей и персонала.

- В коммерческой клинике одновременно работало четыре регистратора, а в районной поликлинике была всего одна! - удивляется Леонид. – В первой не было очередей, а во второй приходилось долго ждать. И расположение кабинетов было продумано и удобно для больных.

Интересно, что ни одна коммерческая клиника в Уфе не пустует - причем пациентов с действительно тугими кошельками там не много. А много стариков, которых привозят взрослые дети, работающих мужчин и женщин, которые явно имеют полисы страхования, но вынуждены обращаться к платным специалистам. Простой опрос показывает, что большая часть больных пришла лечиться за деньги, потому что не хотят месяцами ждать своей очереди на бесплатные исследования и посещение «узких» врачей. И, возможно, многие, выкладывая деньги, спасают себе жизнь - ведь при любом недуге промедление смерти подобно.  

 

«Головотяпство»

 

Где-то полтора года назад к уфимцу Александру приехала из другого региона погостить теща и надо же такому было случится, что у пенсионерки вдруг разболелся тазобедренный сустав. Поездив в выходные по коммерческим больницам, получили у врача-ортопеда направление в клинику БГМУ, что находится на улице Шафиева, на тензометрию тазобедренного сустава. На платной основе, разумеется.

Правда дозвонится, чтобы записаться на удобное время не смогли: телефон был все время занят, а когда освободился, узнали, что запись закончена и необходимо приехать к девяти часам утра и занять живую очередь.

- Прибыв к сроку, нам пришлось отстоять два раза - сначала около 40 минут в регистратуру, а затем почти час в кассу, - вспоминает свои мытарства гражданин. - При оформлении карточки регистратор потребовал у бабушки предъявление полиса обязательного медицинского страхования и не открывал без него карточку, хотя услуга оказывалась на платной основе.

Требование полиса от посетителей могло означать, что клиника предполагала получить деньги за одни и те же услуги ещё раз. Первый раз от больного, а второй раз от государства.

- Может кто-то и получал помощь бесплатно, но мы таких людей в очереди не видели, - делится своими наблюдениями уфимец. – Все дружно из регистратуры направлялись в кассу, где неторопливая кассирша долго и нудно оформляла документы и принимала деньги.

Само исследование сустава заняло всего минут пятнадцать-двадцать, но когда посетители хотели в ординаторской получить результаты на руки, то выяснилось, что закончилась краска принтера, и им пришлось ждать ещё до часу дня, сидя в фойе и гуляя на улице.

Видимо процедура получения краски, как и других товарно-материальных ценностей для работы была забюрократизирована руководством госклиники до предела, предположил уфимец. Иначе чем объяснить, что на её получение со склада ушло два часа?

- И почему-то результаты исследований выдали в обмен на акт оказанных услуг и на руках у больной ничего не осталось, - вспоминает гражданин. - Чтобы претензий потом не могли предъявить?

Возмущенный Александр обратился с жалобой к ректору БГМУ Валентину Павлову и руководителю Росздравнадзора по Республике Башкортостан Динаре Гашимовой.

Ещё до завершения проверки надзорным органом начался самый настоящий прессинг жалобщика со стороны администрации клиники, в том числе её руководителя Олега Галимова, потребовавшего отозвать жалобу: «Негативно скажется на имидже клиники».

Потом из официального ответа, подписанного ректором медуниверситета Валентином Павловым, уфимец узнал, что его претензии признаны справедливыми, а наличие очередей объяснено стечением обстоятельств – в этот день, оказывается, пришли только «платники».

- А зачем же тогда полисы ОМС поголовно от людей требовали? – недоумевает Александр. – И на стенде было подобное объявление, о чем я и рассказал Валентину Николаевичу при личной встрече в кабинете ректора БГМУ.

- Банальное головотяпство! – объяснил в ответ руководитель вуза.

Вспомнил посетитель клиники и то, что гардеробщик норовил испортить настроение каждому пришедшему за исцелением, в основном пенсионерам: «Не там стоишь», «Не так подал», «Шевелись быстрей», «Почему одежда такая тяжелая» и прочее.

Также как театр начинается с вешалки, также и клиника с неё начинается, тем более, если люди платят свои кровные, в том числе и этому гардеробщику.

Возможно, в клиники сейчас и произошли положительные изменения, и ректор навел порядок, но Александр зарекся туда обращаться ещё раз.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты