Почему суды перекладывают на водителей вину коммунальщиков в дорожных авариях?
В других случаях, даже если дорога представляет собой взрытый, как после бомбежки асфальт, автоинспекторы регистрируют в протоколах вину водителя. В отчете о глобальной конкурентоспособности, подготовленном экспертами мирового экономического форума, качество российских дорог оценили в 2,3 балла из семи возможных, и теперь Россия по этому показателю занимает 136 место в мире из 144. Но автоинспекторы продолжают оформлять протоколы на месте аварий с банальной формулировкой: «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда…». Но ведь гаишники и не уполномочены доказывать плохую работу коммунальных и дорожных служб и проводить прямо на месте ДТП оценку разбитых дорог.
А когда автолюбители пытаются доказать, что именно изъяны трассы сделали управление машиной невозможным, обращаются к экспертам и в суд, выясняется, что мнение ГАИ для отправителей правосудия непоколебимо. И что делать, если Фемида принимает во внимание только протокол сотрудника ДПС, который даже на заседание не является, а все остальное, включая выводы независимой экспертизы, равнодушно называет «лирикой»?
Так, в начале прошлого года жительница Уфы Лилия Соловьева с двумя детьми ехала на своем автомобиле «Ниссан» по дороге Уфа – Нагаево. На повороте возле дома №1 по улице Строителей, машину занесло. В результате – встречная полоса и столкновение с другим автомобилем.
- Машина оказалась полностью неуправляемая, - вспоминает Лилия Соловьева. – Мои попытки выправить автомобиль оказались тщетны. В итоге лобовое столкновение и перелом ноги. Сначала я не поняла, как такое могло произойти. Ведь я больше десяти лет за рулем, считаю себя не только аккуратным водителем, но даже перестраховщиком.
Приехавшие на место происшествия сотрудники ДПС оформили протокол, посчитав, что г-жа Соловьева преднамеренно выехала на встречку. Однако позже выяснилось, что в этот же день на этом месте случилось еще одна авария, а по словам местных жителей, на этом злополучном участке автопроисшествия происходят регулярно. Лилия со своими близкими сами исследовали этот поворот и выяснили, что дорожное полотно и обочину на этом участке разделяет глубокая, даже не яма, а в буквальном смысле канава.
- Потом я поняла, что заднее правое колесо угодило в эту канаву, которую не было видно из-за снега, и поэтому меня занесло, – продолжает г-жа Соловьева. - Граница дороги и обочины визуально не определялась. Несколько дней шел снегопад и под рыхлым слоем снега была гололедица, а я не увидела резкого перепада между дорогой и обочиной.
Лилия Габдулхаевна обратилась к независимому судебному эксперту, который установил, что причиной аварии стало некачественное дорожное полотно.
- Причиной ДТП явилось заснеженное, надлежаще не очищенное соответствующими службами дорожное покрытие, - говорится в заключении судебного эксперта. - Разность высоты обочины и прилегающей кромки проезжей части более допустимой ГОСТ четыре см, фактически 13 см. Вероятность такой причины ДТП от некачественного дорожного покрытия в процентном соотношении составляет 100 процентов, так как занос автомобиля «Ниссан» и его последующий выезд на полосу встречного движения был неизбежен.
Казалось бы, у человека есть установленные независимой экспертизой доказательства своей невиновности, но суд посчитал иначе. И учел только протокол ДПС с места происшествия. А автоинспектор даже не соизволил явиться на заседание, хотя был извещен должным образом.
Все мы помним снежную зиму 2017-го в Уфе, когда дороги не чистились, а автоинспекторы разрывались, пытаясь успеть оформить очередную аварию.
Известная в народе «пьяная дорога», на которой зимой прошлого года регулярно случались ДТП, является красноречивым примером.
- По моим сведениям за зиму 2017 года на этом промежутке более 20 раз люди попадали в аварию, - вспоминает житель уфимского микрорайона Инорс Денис Хайруллин. – И каждый раз гаишники называли виновными самих водителей. А то, что там была глубокая колея, которая была запорошена нечищеным снегом – это автоинспекторов никогда не волновало.
- По слухам, у полицейских была негласная установка, делать водителей виновными, а не дорожные службы, - продолжает Лилия Соловьева. – Теперь я понимаю, что был бы человек, а вина найдется.
Любопытно, но может быть и у судей есть внутренние документы, не позволяющие им принять сторону пострадавших от недобросовестных коммунальщиков водителей? Ведь страшно представить, что будет с бюджетом Уфы, если все городские водители, разбившие свои авто в авариях из-за нерасторопности коммунальных служб, начнут взыскивать ущерб из муниципальной казны?
Ведь гораздо проще списать все эти немалые суммы на обычных людей, которых легко раздавить государственной машиной. И мало того, что налогоплательщики содержат всю эту армию чиновников, судей и других госслужащих, перечисляя налоги из своей зарплаты, теперь они еще и должны рассчитываться за огрехи слуг народа, не способных хорошо выполнять свои обязанности.
В итоге, по решению суда, уфимка должна выплатить 519 тысяч рублей водителю встречной машины, а свое авто она сдала на лом за 49 тысяч рублей.
- Из-за судебных тяжб я заработала нейродермит, - с горечью говорит г-жа Соловьева. – Уровень сахара поднялся до критической отметки – не далеко и до диабета. Машины теперь у нас нет, а на семье помимо долга висит еще и ипотека.