Игры патриотов

Эксперт: «Политическая элита осознает важность переориентации по горизонтали»

09.05.2018 Юлия ЛЕЖЕНЬ
В России уже 20 лет как существует местное самоуправление, но до сих пор даже сами муниципальные служащие не понимают, к какой ветви власти они относятся. И вот что интересно - ни к какой. В нашем государстве муниципалитеты государственной властью не являются, но при этом имеют массу обязанностей, включая ремонт дорог и строительство мостов. И самое любопытное - денег на исполнение обязательств перед гражданами муниципалитеты чаще всего не имеют. Эти парадоксы считает закономерными заведующий кафедрой государственного и муниципального управления БАГСУ Ильшат Рысаев.

«Дотационность муниципалитетов где-то сохраняется искусственно»

 

 

По словам эксперта, разработчики российского закона о местном самоуправлении изучали опыт в Германии, Мюнхене, а потом еще во Франции и Америке. 

- Получился такой «салатный» формат федерального закона, - говорит г-н Рысаев. - Разработчики вложили в него преимущественно англо-саксонскую модель. Когда в 2003 году я посмотрел законопроект, то уже тогда понимал – внедрить его будет тяжело. 

В 2009 году в закон было внесено больше 250 поправок и около двух тысяч изменений. 

- Документ по-прежнему несовершенен, но его приспособили под реально существующую государственную управленческую парадигму, - говорит Ильшат Рысаев. - За 20 лет действительно удалось сформировать муниципальную службу, муниципальное образование, соответствующие полномочия и предметоведение. Но существует ряд проблем, таких, как например финансовая. Большинство муниципальных образований в республике дотационные. Из 22 с лишним тысяч муниципальных образований в России около 18 тысяч сельских поселений. Из них – практически 80 процентов являются дотационными. Здесь надо отметить, что наша страна подписала Европейскую хартию местного самоуправления, которая имеет целый ряд базовых требований. Одно из них – финансовая самодостаточность, с которой у нас как раз проблемы. Бюджеты сельских поселений и городских округов формируются за счет налогооблагаемой базы. К сожалению, учитывая, как, согласно российскому законодательству, распределяют налоги, она не совсем достаточна для эффективного выполнения всех обязанностей. И пока принципы налогообложения в бюджетном и налоговом кодексе не пересмотрены, ничего не изменится. Стерлитамак, например, никогда не был дотационным городом, но с 1 января 2006 года получил этот статус. Возможно, дотационность где-то сохраняется искусственно, чтобы муниципалитеты чувствовали зависимость от государственной вертикали власти. 

Ильшат Рысаев считает, что «сегодня в России наступает время, в том числе и благодаря геополитической обстановке, когда надо думать о горизонтали». 

- В своем послании федеральному собранию Владимир Путин упомянул органы муниципальной власти 15 раз – такого раньше не было никогда, - объясняет он.- Некоторые специалисты утверждают, что развитие местного самоуправления зависит от менталитета российского народа, но я думаю, что многое сегодня зависит от геополитических факторов. Чем острее или даже агрессивнее по отношению к России внешнеполитическая ситуация, тем больше всегда усиливалось государство, причем его стратегические функции. Поэтому многие функции государство все же может отдать органам местной власти, развивая сектор НКО, малый и средний бизнес, институты гражданского общества. В последнее время, я чувствую, что политическая элита осознает важность такой переориентации.

 

«В города и сельские поселения нужно вернуть прямые выборы»

 

 

Ильшат Шавалиевич напомнил, что «суть местного самоуправления в активизации местных инициатив».

- Это еще и преодоление управленческого отчуждения власти от народа, чтобы люди могли на местах создавать власть, контролировать ее, а она должна при этом чувствовать свою ответственность перед населением и решать вопросы местного значения. 

Эксперт считает, что «муниципалитетам необходимы прямые выборы».

- Другая проблема заключается в том, насколько население чувствует местную власть своей и насколько может ее контролировать. Я, например, выступаю за прямые выборы: на уровне сельских поселений, районов и городов. Сегодня только в семи городах России остались прямые выборы, остальные – косвенные, это так называемая модель сити-менеджмента. Китайцы говорят: неважно какого цвета кошка - белого или черного - лишь бы ловила мышей. Но я так не считаю. Народ сейчас зрелый и грамотный. И не нужно считать, что при прямых выборах к власти смогут пройти уголовники или бандиты. Народ может ошибиться один раз, а во второй – уже нет. Многие эксперты предлагают называть власть в муниципалитетах «местным управлением», но я не согласен. Многие принципы все же применяются, другой вопрос, что самые демократические остаются за кадром.

- То есть закон появился раньше, чем общество было к нему готово?

- У нас и Конституция была принята подобным образом, она немного опережает сегодняшние процессы. На то он и федеральный закон, что должен смотреть на прошлое, настоящее и немного в будущее. В 2003 году я одним из первых выезжал в районы разъяснять принятый закон. Народ относился к нему немного странно, потому что в первоначальной редакции было столько несуразиц! Некоторые положения и принципы невозможно было не только внедрить, но и понять.

Основы муниципального самоуправления Ильшат Рысаев изучал, живя в Германии на протяжении четырех лет, побывав и в других европейских городах.

- У нас, как и в ряде других государств, дарованное местное самоуправление. Но во большинстве европейских стран оно «выросло» еще до появления государственной власти. В современной Европе до сих пор соблюдается принцип, когда наверх не передаются полномочия, которые можно исполнить на местах. К сожалению, у нас эта схема не работает. Дарованный принцип позволяет сверху вниз контролировать всю систему власти.

Ильшат Рысаев напомнил, что Башкирия стала одним из первых регионов страны, где еще 10 лет назад развернулось движение по развитию территориального общественного самоуправления (ТОС). 

- Потом почему-то мы перестали обращать на это внимание, и осталось всего несколько действующих ТОСов, - сетует он. - Если это движение вновь пойдет и будет поддержано органами госвласти, то мы получим многое. Сегодня и органы местного самоуправления немного адаптировались к сложившейся ситуации. То есть первый этап формирования инфраструктуры органов местного самоуправления мы прошли. Миновали и второй этап самодостаточного развития в существующих форматах. Теперь наступает третий этап, когда муниципальной власти нужно дать новый импульс. То есть, следует задействовать горизонталь: местные инициативы, гражданскую активность, - и при этом надо знать, куда это все направить. И если данный импульс, как новое дыхание, произойдет, то я буду очень рад. Двумя руками – за.

- Вырисовывается оптимистичная картина…

- Я не идеалист и стараюсь смотреть на вещи реально. Проблем действительно много: финансовые, экономические, выборные, бюджетные, опять же – отношения с государственными органами, нормативные проблемы. Но я верю в местное самоуправление, практически нет стран, где не было бы такой формы власти. Это историческая объективная реальность, потому ее нужно развивать и поддерживать. Я оптимист, и многие сотрудники органов местного самоуправления – тоже. Они понимают, что нужно делать и работают ради интересов населения.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты