Игры патриотов

Реализация указов Путина невозможна в нынешней системе отношений центра и регионов

26.05.2018 Александр КРАСОВСКИЙ
Одним из главных событий последних недель стало формирование нового состава российского правительства. Учитывая, что нынешнему Кабинету министров предстоит задача реализации новых майских указов президента Владимира Путина, закономерен вопрос о том, кто будет это делать, и насколько новый состав правительства способен осуществить прорывные социальные преобразования.

Старая гвардия

 

Одна из главных претензий, которая предъявляется новому составу правительства России, сформированном Дмитрием Медведевым в этом мае – недостаточный уровень кадровой ротации. Попробуем разобраться, насколько справедливы эти выводы. 

Итак, первым заместителем председателя правительства стал Антон Силуанов. Г-н Силуанов ранее занимал пост министра финансов и его он сохранил в этом составе. То есть в правительстве работал, хотя и не в статусе вице-премьера. Очевидно, что назначение Силуанова говорит о том, что стабилизация финансовой системы будет одним из приоритетов работы нынешнего состава кабинета министров. 

Ещё один вице-премьер – Ольга Голодец, осталась на своей должности. Она будет курировать культуру и спорт. Сохранил свой статус заместителя председателя правительства и Дмитрий Козак. В его функции входит курирование топливно-энергетического комплекса и промышленности. Много разговоров вызывало и очередное назначение Виталия Мутко. Однако, один из самых скандальных членов правительства теперь будет курировать не спорт, а строительство, но всё так же в статусе вице-премьера. Заместителем председателя правительства стал и Максим Акимов, ответственный за транспорт. Ранее он возглавлял правительственный аппарат. Возможно самый значительный карьерный скачок совершил Юрий Борисов, переместившийся из кресла заместителя министра обороны на место вице-премьера. На своей должности зама председателя правительства остался Юрий Трутнев - полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе - эта должность входит в структуру российского кабинета министров.

Широко обсуждалось возможное усиление позиций Дениса Мантурова, вплоть до возможного назначения вице-премьером. Но г-н Мантуров по-прежнему будет выполнять обязанности министра промышленности и торговли. Считается, что усиление Мантурова могло привести к росту лоббистских возможностей «Соды». 

Структурные изменения произошли в министерстве образования, которое было разделено на два ведомства - министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Бывший министр образования Ольга Васильева теперь возглавила министерство просвещения. Среди министров также сохранили свои должности Владимир Колокольцев (МВД), Вероника Скворцова (министерство здравоохранения), министр иностранных дел Сергей Лавров, министр культуры Сергей Мединский, министр обороны Сергей Шойгу и ещё ряд членов правительства. Таким образом, можно говорить о том, что большинство членов бывшего кабинета министров остались на своих местах, часть из них переместились по горизонтали или получили повышение до статуса вице-премьеров. Однако, ряд ярких фигур мы в правительстве России больше не увидим.  

 

Кто ушёл?

 

Ключевой фигурой среди покинувших кабинет министров стоит признать бывшего первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова. Шувалов был фигурантом нескольких резонансных дел, в том числе инициированных внесистемной оппозицией. Наиболее известен скандал с перевозкой в самолёте личных собачек супруги Шувалова. Вероятно, именно имиджевые проблемы не позволили ему рассчитывать на место в новом кабинете министров. Новым местом работы бывшего первого вице-премьера стал «Внешэкономбанк». Понижен в должности вице-премьер Сергей Приходько. Теперь он будет лишь заместителем руководителя правительственного аппарата. Покинул правительство Дмитрий Рогозин – человек, по мнению многих экспертов, не пользующийся серьёзной поддержкой внутри политической элиты. Зато с Дмитрием Олеговичем никогда не было скучно журналистам. Вероятно, теперь он возглавит «Роскосмос», к деятельности которого всегда проявлял жгучий интерес. 

Покинул правительство и ещё один обсуждаемый вице-премьер – Аркадий Дворкович. Возможно сыграли свою роль родственные связи Дворковича - его брат известный оппозиционер, а супруга член совета директоров ряда крупных российских компаний, включая Магнитогорский металлургический комбинат. Ещё один политический тяжеловес - Александр Хлопонин также покинул правительство. Г-н Хлопонин в последнее время не был замечен в политических скандалах, но возможно сыграло свою роль его прошлое, связанное с крупным бизнесом. В частности, Хлопонин пришёл в политику как руководитель «Норильского никеля» и человек тесно связанный с Владимиром Потаниным. Лишился должности и министр без портфеля в статусе вице-премьера Михаил Абызов, который ранее отвечал за работу проекта «Открытое правительство».    

Пожалуй, наиболее ожидаемой стала отставка министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Владимира Пучкова. Пучкова на протяжении последних лет неоднократно критиковали за неэффективную работу ведомства, а последней каплей, вероятно, стала трагедия в Кемерово, после которой судьба Пучкова на посту министра была предрешена.

Не будет в новом правительстве и самого молодого министра в современной российской истории – Николая Никифорова, возглавившего министерство связи и массовых коммуникаций в возрасте 29 лет. Кроме того, в новом составе правительства не оказалось таких известных в России фигур, как Максим Соколов (бывший министр транспорта), Михаил Мень (бывший министр ЖКХ), Александр Ткачёв (бывший министр сельского хозяйства) и ряд других высокопоставленных чиновников.

Итак, ряд статусных российских политиков оказались за пределами нового состава правительства. Бросается в глаза, что, прежде всего, это чиновники, которые были тесно связаны с различными финансово-промышленными группами, а также ряд силовиков. При этом социальный блок правительства почти не пострадал, сохранившись без существенных изменений. 

 

Что думают эксперты 

 

Среди политических комментаторов нет единого мнения относительно перспектив нового состава правительства, а часть экспертов пока не готовы делать далеко идущие выводы. Так, президент фонда «Петербургская политика», известный политолог Михаил Виноградов настроен критически. Он отметил, что «ожидания, что повестка четвертого срока Владимира Путина будет кардинально отличаться от предыдущего или даже в чем-то его опровергать, пока не оправдывается». 

- По-видимому, власть не считает, что ситуация в экономике является критически значимой, - сказал он. - Руководство страны не готово к перезагрузке собственного курса и концентрации на внутренних проблемах.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин придерживается несколько иной точки зрения. Он полагает, что «президент и премьер, в принципе, удовлетворены работой предыдущего правительства и сочли необходимым сделать минимальные изменения под майский указ президента, чтобы максимально полно сориентировать его исполнение». 

- Основным изменением на данном этапе является разделение министерства науки и образования, чтобы главы ведомств более плотно сосредоточились на доведении до ума работы этих отраслей, - полагает эксперт. - Речь идёт о более структурированных финансовых потоках и улучшении менеджмента в области развития науки, технологий и образования. 

В целом, основной вопрос, который сегодня волнует всё российское общество, в том числе и экспертов: насколько новый состав правительства способен реализовывать новые майские указы Владимира Путина и насколько он социально ориентирован. С одной стороны, социальный блок правительства остался почти без изменений, что говорит о стабильности курса в этом направлении. С другой, предыдущий состав кабинета министров сложно назвать социально ориентированным. И сегодня ключевые должности принадлежат, пожалуй, всё-таки представителям «либерального» крыла в правительстве. В первую очередь, речь идёт об Антоне Силуанове, занимающего ключевую должность в кабинете. При этом Силуанов никогда не был замечен в особом внимании к социальным проектам. Скорее наоборот, как типичный министр финансов он всегда стремился к экономии и урезанию расходов. 

 

Что ждёт Башкирию и другие регионы?

 

Основной вопрос, который возникает при анализе новых майских указов Путина, состоит даже не в том, кто их будет реализовывать, а как. Развитие социальной сферы и рост качества жизни граждан - сегодня главная задача власти. Это важнее скучных цифр экономического развития.  Значительная часть населения уже устала от разговоров об экономических санкциях и контрсанкциях. Люди хотят реально наблюдаемых улучшений и ощутимых сдвигов. Поэтому перед правительством стоит сложная задача - обеспечить социальную стабильность при определённом экономическом росте. Эта задача актуальна и для нашей республики: повышение продолжительности жизни, налаживание системы здравоохранения, решение демографической проблемы. Эти задачи невозможно решить без поддержки федерального правительства. 

Проблема, однако, в том, что реализовать новые майские указы Путина невозможно в нынешней системе взаимоотношений между центром и регионами. Если правительство нацелено действительно создать плацдарм для движения России в будущее, то уже сейчас нужно выравнивать диспропорции между субъектами, уже сейчас нужно пересматривать систему межбюджетных отношений. 

В начале этого года, выступая на Сочинском международном Форуме Дмитрий Медведев дал понять, что согласен с концепцией направленной на пересмотр системы взаимодействия между центром и регионами. Тогда вопрос о его возможном будущем премьерстве был ещё открыт. Сегодня всё в его руках. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты