Игры патриотов

Пенсионная реформа на выборах надует паруса КПРФ и сторонников Навального

28.06.2018 Александр КРАСОВСКИЙ
14 июня правительство России объявило о повышении пенсионного возраста до 65 лет у мужчин и 63 лет для женщин. Реформа должна начаться в 2019 году и завершиться к 2036 году. Законопроект ещё не принят, но уже вызвал бурные обсуждения в обществе. Непопулярные решения правительства, которые с высокой долей вероятности будут приняты, могут внести свои коррективы в расстановку сил на выборах в Госсобрание Башкирии. Проецируется ли социальный негатив с федерального уровня на республиканский?

Почему это всё-таки случилось?

            

Вопрос о необходимости повышения пенсионного возраста не раз обсуждался в обществе, но казалось, что власть никогда не рискнёт принять столь резкое решение, тем более, если оно связано с повышением срока выхода на пенсию сразу на пять лет для мужчин и на восемь лет для женщин. Тем не менее, решение правительства имеет вполне логичное обоснование. И даже не одно. Мы постарались выделить несколько основных причин произошедшего. 

Первая - экономическая. Рост продолжительности жизни населения. Несмотря на множество социальных проблем, характерных для сегодняшней России, всё-таки люди стали жить дольше, чем это было в девяностые и нулевые годы. А это значит, что количество пенсионеров становится больше, соответственно возрастает нагрузка на бюджет. Наши пенсии формируются из налоговых отчислений граждан. Чем меньше работающих граждан в стране, тем сложнее выплачивать пенсии, на них просто нет денег. Естественно, что от этого фактора зависит и величина пенсий в стране. По мнению идеологов реформы, увеличение возраста выхода на пенсию позволит сделать пенсионные выплаты более существенными, чем сегодня. Тем не менее, экономика и бухгалтерия – это разные вещи и для решение социально-экономических проблем бухгалтерский подход - свести дебет с кредитом, – не всегда уместен.

Вторая причина – демографическая. Рост продолжительности жизни идёт на фоне снижения рождаемости в России. Пик рождения маленьких россиян пройден и в ближайшие годы количество молодых людей будет сокращаться, а количество взрослых россиян расти. В итоге к середине 2030-х, то есть к моменту, когда предположительно закончится реформа, количество рабочих рук в стране станет существенно меньше. А основная нагрузка ляжет на тех, кто сегодня ещё только получает образование. При этом, в отличии от европейских стран, активно привлекающих мигрантов, в России не так много рабочих рук из-за рубежа, и они не оказывают значимого влияния на российскую экономику. По крайней мере в регионах дело обстоит именно так. Москва и, частично, Санкт-Петербург компенсируют свой дефицит рабочей силы за счет мигрантов из Центральной Азии. 

Наконец, есть ещё одна причина – социокультурная. Связана она с тем, что, по мнению экспертов, взросление населения происходит в современном мире намного медленнее, чем ещё несколько десятилетий назад. Время начала активной трудовой деятельности постоянно смешается в сторону увеличения. Высшее образование стало едва ли не всеобщим, а после окончания вуза значительная часть выпускников старается пойти в магистратуру или получить второе высшее. Как результат, большая часть молодёжи до 25 лет почти и не работает. А ведь ещё несколько десятилетий назад начинать активно работать в 16-18 лет считалось вполне естественным.

Комплекс этих и ряда других причин и стал поводом для принятия решения о повышении возраста выхода на пенсию. Впрочем, России не единственная страна, которая столкнулась с этим вопросом.

 

Как обстоят дела у других?

 

С вопросом о необходимости повышения возраста выхода на пенсию почти все страны столкнулись несколько десятилетий назад, когда начали быстро расти уровень и продолжительность жизни граждан. Справедливости ради надо сказать, что никто, ни одна страна в мире не смогла найти ответ на вопрос о том, как сохранить высокий уровень пенсий без повышения возраста выхода на пенсию. 

Причём прослеживается закономерность – чем выше уровень жизни, тем выше пенсионный возраст. Например, в Австрии, также, как и в России, пенсионная реформа проведена в этом году. В данный момент австрийцы выходят на пенсию в 65 лет, а австрийки в 60. Но к 2033 году время выхода на пенсию у мужчин и женщин в этой альпийской стране сравняется.

Похожая ситуация в соседней Германии. С 1 января 2012 года здесь вступила в действие пенсионная реформа, согласно которой пенсионный возраст будет постепенно увеличиваться и достигнет 67 лет в 2031 году. Это будет один из самых высоких показателей в развитом мире. Но уже сегодня немцы уходят на пенсию в 65. 

В Израиле – стране с одной из наиболее развитых социальных систем и высоким уровнем медицины – возраст выхода мужчин на пенсию составляет 67 лет, а женщин – 62 года, но есть планы повышения этой цифры в ближайшие годы до 64 лет. Напомню, это выше показателей, которые должны быть в нашей стране к 2036 году.

Впрочем, в некоторых странах этот показатель ещё выше. В частности, в Нидерландах и мужчины, и женщины уходят на пенсию в 68 лет. В Польше тоже не видят разницы между выходом на пенсию мужчин и женщин. Обе категории населения уходят на заслуженный отпуск в 67. Такой же срок выхода на пенсию с этого года установлен в Соединённых Штатах Америки.

Любопытная система пенсионного обеспечения сложилась в Японии. Здесь возрастом начала пенсионных отчислений считается 65 лет, но выплаты начинаются с момента подачи заявления, а 60—65 лет считаются ранним началом. Чем больше возраст при подаче заявления, тем выше пенсия, она составляет 70 процентов от уровня зарплаты в 60 лет, 100 процентов в 65 лет, 142 процента в 70 лет. Также существует пенсионный возраст 62 года, когда работодатель традиционно увольняет работников по возрасту, хотя в некоторых организациях этот возраст повышен.

Что касается наших бывших соседей по СССР, то у них идут те же самые процессы. Например, в Азербайджане с 1 июля 2017 года вступил в силу указ президента Ильхама Алиева в соответствии которым пенсионный возраст для мужчин и женщин увеличивается до 65 лет. Пенсионный возраст увеличивается поэтапно в год на 6 месяцев: для мужчин — начиная с 1 июля 2017 года и до 1 июля 2021 года, для женщин — с 1 июля 2017 года до 1 июля 2027 года.  До 65 лет как для мужчин, так и для женщин повышается возраст выхода на пенсию во всех прибалтийских странах; Латвии, Литве и Эстонии. 

Таким образом, все развитые страны, так или иначе, приняли решение о повышении пенсионного возраста. Схема может отличаться от случая к случаю, но общая тенденция очевидна.

 

Жить станет длиннее, или просто веселее?

 

Все попытки правительства логически обосновать необходимость повысить возраст выхода на пенсию сталкиваются с главным аргументов оппозиции – продолжительность жизни в России и в зарубежных странах неодинакова. Средняя продолжительность жизни в нашей стране как раз 65 лет, а у мужчин даже несколько ниже. Это значит, что если бы положения реформы были бы внедрены прямо сейчас, то среднестатистический россиянин просто не доживал бы до пенсии. Это железный аргумент, определяющий отношение подавляющего большинства россиян к проблеме. 

Именно поэтому главной задачей правительства на ближайшие голы должен стать рост благосостояния граждан. Благосостояние — это комплексный критерий, в основе которого лежит такой показатель как качество жизни населения. Качество, в свою очередь, определяется, прежде всего, продолжительностью жизни. Правительство России, а точнее лично Владимир Путин, поставили задачу уже к 2030 году продлить среднюю продолжительность жизни до 80 лет, то есть снять тем самым претензии оппозиции. К тому же, рост ожидаемой продолжительности жизни до этого возраста (а это минимальная цифра) позволит сравниться России с наиболее развитыми странами, в которых данный показатель уже достигнут.

За счёт чего можно добиться этого показателя? С чего вдруг люди станут жить дольше? Прежде всего, за счёт улучшения качества и доступности здравоохранения. Именно в этой сфере нас ждут наибольшие изменения. Не секрет, что сегодня российская медицина представляет собой один из главных объектов критики со стороны населения. И российское правительство, и правительство Башкирии хотят изменить эту ситуацию. В качестве одного из ключевых новшеств предлагается ввести ежегодную бесплатную диспансеризацию населению. Сегодня её проходят лишь при приёме на работу, и то далеко не везде. Опыт показывает, что диспансеризация позволяет выявить на ранней стадии многие опасные заболевания, в том числе, онкологические. Раннее выявление, в свою очередь, существенно повышает эффективность лечения. Среди других мер, предлагаемых региональным правительством – развитие доступности медицины, в том числе, через развитие телемедицины, предполагающей удалённые консультации специалистов. Не менее важным направлением является открытие новых лечебных учреждений, оборудованных новейшей медицинской техникой. Часть из них башкирское правительство планирует ввести в строй уже в следующем году, в преддверии столетнего юбилея республики.

Возникает резонный вопрос: откуда взять деньги на эти изменения? Здесь есть несколько путей. Во-первых, предполагается увеличение бюджетного финансирования системы здравоохранения. Как по федеральной линии, так и по региональной. Структура российского бюджета несколько поменяется – расходы на оборону сократятся, а на социальную сферу и, в частности, медицину – вырастут. Второй важный момент – деньги будут получены, в том числе, за счёт тех средств, которые высвободятся в ходе пенсионной реформы. Это будет происходить уже начиная со следующего года, когда планируется запустить пенсионную реформу (в случае, если в законопроект не будет внесено принципиальных изменений).

Таким образом, реформа времени выхода на пенсию, болезненно встреченная российским обществом, должна сопровождаться циклом федеральных и региональных мероприятий по кардинальному повышению качества жизни людей. Иначе идеологи реформы никогда не будут поняты российским обществом.

 

Электоральная и управленческая проекция

 

Непопулярное решение, скорее всего, будет принято. В политическом смысле, в контексте реалий Башкирии, это означает ветер в паруса КПРФ и сторонникам Алексея Навального. По сути, другие партии и силы не могут считаться в путинской России оппозиционными. На выборах в Госсобрание успех башкирских коммунистов, помимо всего прочего, зависит от их способности мобилизовать и агрегировать протестные настроения и получить нужный для них результат. В то же время ситуация такова, что основным агрегатором недовольства выступает председатель федерального правительства Дмитрий Медведев. В условиях сверхцентрализации всем понятно, что региональные власти никак не могут влиять на федералов. В этой связи республиканскому руководству остается увеличение программ социальной помощи людям и грамотное администрирование. В этом контексте грядущие изменения в республиканском правительстве, несомненно, взбодрят высокопоставленных чиновников, предпочитающих в ус не дуть. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты