Эксперт: «У Сталина для выполнения масштабных задач было два ресурса: диктатура и идеология»
«Идет потеря и уменьшение кредита доверия к власти, это плохо»
Заведующий кафедрой государственного управления БАГСУ Ильшат Рысаев уверен, что Владимир Путин подписал «масштабный, амбициозный, стратегический и программный указ», но сомневается, что задачи, поставленные главой государства, выполнимы.
- Например, говорим о вхождении России в пятерку экономических держав, - объясняет Ильшат Шавалиевич. - Сегодня, если взять ВВП по долларовым исчислениям, мы на 11 месте, если по паритету покупательной способности – на шестом. То есть мы должны обогнать Великобританию, но ведь те страны тоже не стоят на месте, они тоже идут вперед, да еще какими темпами. Учитывается ли в программных документах этот фактор, или берется просто статистическая картина сегодняшнего мира?
- Вы хотите сказать, что есть реальная жизнь и есть статистика?
- Конечно. Реальная жизнь намного богаче и сложнее, поэтому будут коррективы. Но самое главное не в том, насколько мы способны выполнить эти задачи, самое главное – сплотить общество вокруг этого. Но, знаете, чего еще нет? У нас нет национальной идеи, нет идеологии. Все равно нужна такая сплачивающая идея. Такое ощущение, что в указе только экономические показатели и на это обращено большее внимание. Но мы же не хотим сформировать потребительское общество, мы же хотим общество с новыми ценностями, с духовным развитием. Нельзя же бесконечно гнаться за материальным, за потреблением, или участвовать в навязанной технологической гонке? Экономика должна быть как условие, ресурс для развития социального благополучия и духовного развития. Хотя, действительно документ с конкретными критериями и показателями, чего раньше, может быть, и не было.
- Но были шесть лет назад тоже майские указы?
- Да, майские указы 2012 года, когда Путин пришел к власти. Там было 11 указов, и они были разделены на несколько документов. Сейчас указ носит системный характер, но это логическое продолжение послания президента, тех майских указов и многих других нормативно-правовых документов. То есть можно сказать, что ничего нового нет, но перед правительством поставлены новые показатели и задачи до 2024 года. Шесть лет – это очень короткий срок. Если мы возьмем сталинский период, перед Советским Союзом тоже стояли такие же задачи перед началом индустриализации. Сталин достиг выполнения этих задач за десять лет. Но у него было два ресурса: первый – диктатура, ГУЛАГ, а второй – сила народа, его поддержка, идеология и идея.
- Сегодня население не готово к таким масштабным преобразованиям?
- К сожалению, я смотрю, как к этому относятся граждане России: разные группы населения, в том числе молодежь. Такое ощущение, что кредит доверия наша власть немного исчерпала, потому что было много обещаний. Кстати, разные обещания идут с 2001 года, и эти обещания не выполнялись, и никто за это не отвечал. Поэтому и сейчас население относится к новым программам скептически. Многие эксперты тоже скептически оценивают задачи, которые поставлены в указе. Вы знаете, я оптимист, но мой оптимизм от глубокого пессимизма. Я отталкиваюсь от худшего и от обратного, потому что сегодня в России развелось очень много художников, которые могут нарисовать любые данные, в том числе статистические и бездоказательные, и они есть на всех уровнях. И мы поверим. Оказывается, что мы давно так живем. Помните, в программе 22 съезда КПСС обещали, что к 1980 году советский народ будет жить при коммунизме? Во всех странах, когда кто-то приходит к власти, всегда есть доля популизма. Все, кто выдвигаются на выборы, выходят в народ с долей популизма и обещаниями. А потом они эти обещания забывают, и никто с них не спрашивает. Идет потеря и уменьшение кредита доверия к власти, это плохо.
«Я бы не отказался поискать резервы у богатых - олигархов и госкорпораций»
- А реально ли снизить бедность в два раза?
- Правительство должно подготовить к 1 октября этого года 12 национальных проектов. Есть 12 очень масштабных задач, например, снижение бедности россиян в два раза или повышение инвестиций в экономику. Правительство РФ целый год ломало голову, где взять 8-10 триллионов рублей для выполнения этих задач, но все-таки пошли на это. Раньше исходили из бюджетных возможностей, а сейчас поставлены стратегические задачи. И надо искать ресурсы для выполнения этого указа, а откуда взять? Какие сегодня есть источники и где мы можем их найти? Конечно, увеличение пенсионного возраста даст пару триллионов рублей. НДС, если с 18 до 20 процентов повысят, тоже даст пару триллионов. Налог на нефтянку может дать 1-1,5 триллиона. Если страховые взносы бизнеса оставят в таком же объеме, тоже появятся некоторые средства. Но это же может раскрутить и спираль инфляции. Как мы можем с одной стороны уменьшать бедность в стране, а с другой не повышать при этом цены и налоги?
- Эксперты считают, что развитие экономики как раз усугубит расслоение общества…
- У нас и сейчас доходы 10 процентов бедных семей и 10 проценнтов богатых семей разнятся в 15 раз! Это очень плохо с точки зрения социального напряжения. И, конечно, закончились шальные нефтяные деньги. Когда рассуждают об указах с точки зрения опасностей, которые могут возникнуть на путях реализации указа, – это геополитика. Санкции никто не отменил. И, естественно, мы должны решить две суперзадачи – слезть с технологической и с нефтегазовой иглы. Откуда мы возьмем технологии, если передовые страны нас давят, а на развитие собственных технологий нужны десятилетия при том объеме сегодняшних вложений в образование и науку? Сегодня по уровню инвестиций в образование и науку мы занимаем 30 место, а по качеству здравоохранения 119 место в мире среди 150 стран. И по всем другим социальным направлениям развития страны мы занимаем 30, 40, 50, 90, 100 места. Есть еще один момент – утечка умов. Я очень боюсь, что, если не создавать рабочие места, люди, которые хорошо подготовлены, будут уезжать за рубеж, как сегодня и происходит. Поэтому мне было немного обидно за то, что Владимир Путин ни слова не сказал в указе об утечке умов, а это очень важная задача.
- Он сказал о развитии научных центров, которые, вероятно, должны удержать эти умы.
- Они будут готовить, а как их удержать? Человек ищет, где лучше, поэтому будут уезжать. Сначала надо создать условия для самореализации этого творческого потенциала. Сегодня этих условий нет. Творческие умы уезжают за рубеж и остаются там. Конечно, определенный процент возвращается, но хотелось бы, чтобы этот процент был больше. И еще один момент. Отраслевой подход системы государственного управления противоречит реализации таких масштабных национальных проектов. Мы это видели, когда Дмитрий Медведев был руководителем реализации пяти национальных проектов в России. И что вышло? Многие отрасли – здравоохранение образование, ЖКХ, сельское хозяйство, органы госвласти – бросились на реализацию нацпроектов, забыв, что у них есть ежедневные, рутинные задачи. Сегодня тоже отраслевой подход. А надо использовать западный или китайский опыт. Я думаю, что указ президента очень четко учитывает китайский опыт модернизации и прорыва страны. Конечно, у нас собственный опыт, советский опыт большой, китайцы тоже использовали опыт Советского Союза.
- То есть все новое – хорошо забытое старое?
- Совершенно верно. Подходы очень интересные, конструктивные, они были во многих современных и передовых странах. Вспомните, когда министр экономики ФРГ Людвиг Эрхард начал восстанавливать экономику после войны, он за 12 лет вывел Германию на самый передовой уровень. Он говорил: «Мы должны бороться не с богатыми, а за то, чтобы не было бедных». Я бы, например, не отказался поискать резервы для выполнения этого указа, у богатых - олигархов и госкорпораций. Оффшорная лафа, похоже, заканчивается, и я надеюсь, что сейчас ресурсов, может быть, останется больше в России. Это тоже даст некоторый импульс для развития предпринимательства. Некоторые положения, конечно, нуждаются в уточнении, ведь есть вопросы об обоснованности выдвижения этих положений – все это осталось за кадром, насколько обоснованы были эти, скажем, показатели, критерии, стратегические задачи.
- Как вы оцениваете возможности реализации новой стратегии?
- 50 на 50. Прежде всего зависит от геополитического фактора, то есть какая будет геополитическая обстановка. Если навяжут новый виток гонки вооружений, мы обязаны будем тратиться, если санкции будут вводиться и дальше, возможности технологического рынка ухудшатся извне.
- Может быть, власти нужно ставить амбициозные задачи, чтобы хотя бы часть из них была выполнена?
- Главное заставить, чтобы прежде всего заработала система управления. Но главный пессимизм и скептицизм у меня отчего? Стране нужны новые кадры, новые люди, новая государственная кадровая политика. Без прихода новых людей, мыслящих по-новому, энергичных, верящих в эту идею, выполнить это очень сложно.