Игры патриотов

Национальные проекты России: новые принципы ради эффективности или экономии?

17.08.2018 Александр КРАСОВСКИЙ
Буквально на днях появилась информация о том, что федеральный центр ужесточает работу с региональными властями по вопросам реализации национальных проектов. Теперь с региональных чиновников будут требовать отчётность по выполнению целевых показателей национальных программ. О том к чему это может привести?

Из истории вопроса

 

Уже не первый год мы слышим о реализации так называемых «национальных проектов». За минувшие десять с лишним лет их прошло через общественное и экспертное обсуждение несколько десятков. А начиналось всё в 2005 году. Тогда, выступая перед Федеральным собранием президент Владимир Путин (на тот момент шёл его второй срок на посту главы государства) выделил четыре приоритетных направления, в рамках которых планировалось добиться качественного улучшения в ближайшие годы. Этими направлениями были многим хорошо запомнившиеся здравоохранение, образование, жильё и сельское хозяйство. Потом к ним добавился ещё один приоритетный проект – демография.

Пожалуй, в памяти большинства наших граждан останется одна из главных мер, реализованных в рамках проекта «Здравоохранение» - предоставление материнского капитала за рождение второго ребёнка. Кроме того, правительство связывает с реализацией национальных проектов рост продолжительности жизни наших граждан, который как раз наметился в этот период. В целом, проекты просуществовали до 2010 года, и в их оценке нет однозначных суждений. Впрочем, отдельные элементы, как тот же самый материнский капитал, приобрели собственную жизнь и историю, выйдя далеко за рамки первоначально обозначенных границ.

В целом, проекты оказались всё же успешными. Об этом говорит факт, что в дальнейшем они стали появляться во всём большем числе. Правда, формулировка и название несколько изменились. Из названия проектов постепенно исчезло слово «приоритетные», что было вполне логично, так как проектов появилось огромное количество и стало ясно, что столько приоритетов быть не может.

После мартовских выборов 2018 года Владимир Путин вновь обозначил основные точки развития страны. Сегодня эксперты говорят о двенадцати основных национальных проектах. Это здравоохранение, образование, жильё и городская среда, экология, автодороги, наука, рынок труда, цифровая экономика, культура, малый бизнес, магистральная инфраструктура и, наконец, сотрудничество и экспорт. До 1 октября текущего года правительство должно их утвердить, но это формальность, фактически паспорта проектов появились ещё осенью прошлого года, тогда же началась и подготовка к их реализации. Эксперты отмечают прямую логическую связь новых проектов с предшествующими. Так, известный политолог Екатерина Шульман в интервью «Эхо Москвы» отметила, что «основные направления, вот эти самые стратегические цели нового указа чрезвычайно напоминают программу нацпроектов».

- Практически тоже самое, но гораздо шире, - сказала она. - Чего, кстати, не хватает – сельского хозяйства. Оно как-то выпало. Всё остальное вошло и расширилось.  

 

Как это работает?

 

С самого начала появления национальных проектов возник вопрос о том, как управлять процессом их реализации. Уже осенью 2005 года Владимир Путин заявил о необходимости создать совет по национальным проектам, а вскоре был образован «Совет при президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов». Главой совета, согласно указу, является сам президент. Первым заместителем главы совета был назначен Дмитрий Медведев, заместителями главы совета стали тогдашние вице-премьер Александр Жуков и помощник президента Игорь Шувалов

Всего в президиум совета вошли 17 человек. Среди них были министр финансов Алексей Кудрин, глава минэкономразвития Герман Греф, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, глава аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин, начальник экспертного управления при президенте РФ Александр Дворкович, глава «Газпрома» Алексей Миллер, спикер Совета федерации Сергей Миронов.

Всего в совет вошло более 50 человек, включая полпредов в федеральных округах, губернаторов, мэров, некоторых политиков и представителей деловых кругов. Впоследствии состав Совета неоднократно менялся, что было связано с перемещениями на самом верху власти и в её региональном сегменте. На сегодняшний день эта структура называется «Совет при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам», но известен и под другим названием – Федеральный проектный офис. Возглавляет его по-прежнему Дмитрий Медведев, и входит ещё четырнадцать человек, в основном высокопоставленные члены правительства России. Впрочем, сохранил своё место и Игорь Шувалов, ставший ныне главой «Внешэкономбанка», есть и главы регионов, например, мэр Москвы Сергей Собянин.

Но это центральное управление, а основные задачи по реализации национальных проектов всё же возложены на региональные власти. Именно от регионов зависит эффективность реализации проектов. Особенно, когда речь идёт о таких направлениях, как «магистральная инфраструктура» или «автодороги» не столь актуальных для столичных центров. Ситуация осложняется диспропорцией внутри самих субъектов, ведь очевидно, что уровень их социально-экономического развития неодинаков, а значит необходимо перераспределение средств, которым и занимается федеральный центр.

 

Контроль становится жёстче

 

Однако, судя по всему, центр не устраивает имеющийся опыт реализации национальных проектов.  Напомним, что в числе целей заявленных программ – повышение продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году, рост доходов выше уровня инфляции, снижение в два раза уровня бедности. Для этого необходимо найти 25 трлн рублей. Пока бюджетом выделено на эти цели только 17 трлн руб. Причём, по оценке министерства финансов России более 50 процентов расходов, предусмотренных по нацпроектам, должны быть возложены на муниципалитеты.

Но возникает резонный вопрос: откуда у муниципалитетов с их многочисленными проблемами деньги на реализацию национальных проектов? Ведь у большинства даже крупных городов бюджет весьма ограничен. Известный эксперт Наталья Зубаревич отмечает, что для выполнения прошлых «майских указов» президента от 2012 года 70 процентов средств изыскивали сами регионы, которые вынуждены были занимать средства в банках, что породило дефолты и долги. Зубаревич признаёт, что «у некоторых крупных агломераций ресурсов все-таки больше».

- Неплохие возможности для развития у Казани и Уфы — это столицы больших регионов, в которых также продолжается урбанизация, - сказал он. - А вот ресурсов для развития Новосибирска, или Омска, или агломерации Самара — Тольятти — Новокуйбышевск — совсем немного, значительная часть населения региона уже стянута в эти агломерациии… Так что мерить все российские миллионники одной меркой неправильно.

Но при этом, по мнению эксперта, «Москва как бежала, так и будет бежать впереди остальной страны».

- Потому что в стране с супервертикальной системой управления все преимущества для жизни и бизнеса концентрируются в столице, - утверждает г-жа Зубаревич. - Опережающее развитие Москвы связано не только с огромными размерами столичной агломерации, но и с тем, что это столица страны со сверхвертикальным управлением. Пока не начнется децентрализация системы управления, слова про стимулирование развития агломераций региональных центров-миллионников останутся словами.

Собственно, само решение правительства по ужесточению контроля над расходованием средств на реализацию национальных проектов как раз и есть результат сверхцентрализации власти в стране. В данном случае речь идёт не только о принятии управленческих решений, но и о сверхцентрализации управления финансовыми потоками. Нельзя исключать, что федеральный центр, ужесточая требования к регионам надеется, что они снизят уровень своих притязаний, то есть, иначе говоря, перестанут запрашивать крупные суммы, так как по ним будет сложнее отчитываться. Уже сейчас складывается практика, согласно которой регионы выделяют одно крупное мероприятие в рамках того или иного проекта на которое и идёт всё финансирование.

Однако, подобная практика имеет и обратную сторону медали. Ведь чем меньше запросы регионов, тем меньше реальных денег дойдёт до населения. А это значит, что сами национальные проекты рискуют быть не выполнены. В любом случае, очевидно, что их реализация в рамках сложившейся модели межбюджетных отношений вызовет существенные затруднения. А это уже проблема более серьёзная, так как связана с необходимостью пересмотра всей системы взаимодействия между Москвой и регионами. Пойдёт ли на это федеральная власть? Оставим этот вопрос открытым. Иными словами, хроническое недофинансирование регионов и резкое ухудшение качества жизни в ближайшие три-четыре года вполне вероятно.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты