Шоу-биз

На полупустой «Уфа-Арене» Тимати лениво рекламировал бургеры

04.12.2018
Под занавес осеннего концертного сезона в столице Башкирии выступил Тимати. Основатель главного поп-лейбла страны не перестает петь про шлюшек, бабло и дым до потолка. Возможно, именно поэтому ему не удалось собрать «Уфу-Арену» - одну из самых масштабных площадок города. Впрочем, и само выступление Тимати оказалось довольно ленивым, несмотря на внушительную цену билетов до пяти тысяч рублей.

Разделяй и властвуй

 

За несколько месяцев до концерта в уфимских маршрутках появились рекламные плакаты, с которых на манер предвыборных агиток смотрели ребята школьного возраста. Подписаны плакаты были примерно в том же в духе: «Мы идем на Тимати! Ты с нами?» Реклама очень точно определяла целевую аудиторию артиста: основную массу зрителей в Уфе составили именно подростки, чаще всего с родителями. В меньшинстве оказались женщины, чей возраст терялся за дорогими шубками и сопровождающими взрослыми.

В воздухе «Арены» витал тяжелый дух праздника. Даже пацанва первым делом после турникетов шумно собиралась «залепить селфач», и от этого предложения никто не мог отказываться. В коридорах на подступах к трибунам было привычно многолюдно. Публика с энтузиазмом юннатов гуляла по лестницам и рассматривала пустые лотки с загадочными названиями вроде «Персонализация хоккейного свитера». Зазевавшимся и тем, кто постарше, длинноногие девицы вручали визитки с рекламой местных стоматологических услуг и вип-саун.

Зал, забиваемый до упора на концертах Юрия Шевчука и Элвина Грея, в этот раз был полупустым: на трибунах зрителей не дождались целые ряды, а танцевальный партер, разделенный на фан-зону и танцпол, оставил у кромки сцены самую маленькую часть публики.

Из-за погодных условий – Уфу в этот день замело снегом – концерт начался через час после заявленного в билете времени. Но аудитория не скучала. Девочки кривлялись перед камерами телефонов, мальчики помладше играли в догонялки, старшее поколение с важным видом и отсутствующим взглядом смотрело в мобильники. Долгожданный старт дал DJ Philchansky – официальный диджей Тимати. В течение 10 минут он неизобретательно смешивал примитивные рейв-элементы с модным зарубежным рэпом. Попадались даже новинки – например, I love it Канье Уэста и Лил Пампа. Так или иначе музыкальный микс и его ближайший друг – эпилептически настроенное освещение – настаивали, чтобы стадион разогрелся. Народ скромно безмолвствовал.

К счастью, апофеоз у эпиграфа наступил быстро. Диджей наспех урезал что-то финализирующее, на сцене возникли музыканты и грянули вступление, которое плавно перетекло в трек «Руки в воздух». Когда вышел Тимати, толпа приветственно взревела. «Поколение», «ГТО», «Ракета», «В щепки» - примерно к пятому треку стадион был взят. Публика с удовольствием подпевала любимым песням, танцевала и демонстрировала отличное знание текстов во время совместного с Тимати караоке. 

 

«Ты че такая дерзкая?»

 

Концерт продолжался полтора часа: традиционно первую часть выступления составлял наиболее свежий материал, вторую – бронебойные хиты из прошлого. Оценить аранжировки лайв-музыкантов было практически невозможно: высокие частоты резали ухо так, что сквозь жужжащий и дребезжащий ком звука порой не получалось разобрать даже речитатив Тимати. Жаль, потому что было что послушать – например, фанк-версию «В клубе». Опыт гитарных концертов на «Уфа-Арене» подсказывает, что даже на этой капризной площадке возможно добиться человеческого качества, а значит, эта проблема отправляется в огород к звукорежиссеру выступления.

Особую сплоченность стадион показывал во время песен, которые Тимати исполнял с использованием фонограммы. Совместные треки с Лепсом и Кридом вызывали ажиотаж в и так бурлящей толпе – даром, что гостевые куплеты эти исполнители пели с записи на экране. Ближе к финалу Тимати произнес подводку к песне «Дерзкая», которую он примерно одинаково произносит в разных городах:

- Я рад быть здесь, в Уфе, рад, что в зале все заполнено. Хотел сказать, что обстановка здесь стабильно по кайфу. И настолько по кайфу, что хотелось бы остаться здесь на пару дней. Но, к сожалению, рано утром нам надо освобождать номера и садиться на рейс. В начале концерта я долго думал – спросить или не спросить, вроде как неудобно. Но столько красивых девчонок сегодня здесь, на этом концерте. Поэтому спрошу, чего стесняться, все свои: девчонки, может, есть варианты у кого остаться переночевать? Поднимите руки те, у кого можно остаться. Нет, серьезно! Так, а тебе сколько лет? 21? Окей. А у тебя могу остаться? Я представляю картину: после концерта я к тебе прихожу, а там твой папа, сто процентов. Футбол смотрит или чай заваривает. Ты одна живешь? Опасно! В общем, я знаю, что он тебе на все это скажет: «Слышь, ты че такая дерзкая?»

Также в числе обязательных фишек концерта оказался довольно длинный скетч с участием Тимати из «Вечернего Урганта», который целиком показали на экране ближе к концу выступления. В нем ведущий ходил по улицам Москвы и спрашивал прохожих об их отношении к Тимати. Те отвечали – кто-то негативно, кто-то нейтрально. «Могли бы вы это сказать Тимати лично?» - спрашивал каждый раз ведущий, после чего Тимати, выжидающий неподалеку, подходил к респондентам. Прохожие, понятное дело, начинали стесняться, признаваться в любви и всячески замирать в позе гоголевского Городничего. Ролик, который не первый год крутят во время концертов Тимати, видимо, должен был подчеркнуть, с одной стороны, самоиронию артиста, а с другой – готовность выслушать критику лицом к лицу. Критиковать, впрочем, так никто и не решился.

В конце Тимати поблагодарил публику за то, что его фанаты были здесь на «двухчасовом концерте». После того, как вся группа ушла, а зал потянулся к выходу, фанаты устроил стремительную овацию, вызывая артиста на бис. Через пару минут команда вернулась на сцену, чтобы исполнить трек «Гучи». Зрители явно рассчитывали на большее, но после этого концерт закончился по-настоящему.

 

Мы к вам заехали на час

 

Последние события, связанные с попытками властей раздать подзатыльники российскому рэпу, пока не формируют четко обозначенной государственной позиции по поводу остреющего жанра. И все же эти инциденты снова дают понять: русский рок постарел и поскучнел, а энергия молодости, которая привыкла говорить правду с гитарой наперевес, перекочевала в хип-хоп. Тимати, в юном возрасте побывавший бэк-МС у Децла и потом прошедший медные трубы «Фабрики звезд», в середине нулевых основал Black Star. За 10 лет существования он превратился в главный поп-лейбл России, а подписанные артисты уже сейчас успешно заменяют собой эстраду, пока ее старые представители намертво оседают в малаховских шкатулках со сплетнями. Поэтому неудивительно, что по уровню лирики, музыкальной изобретательности и самолюбования эстрадный рэп самого Тимати – та же безвременная «Песня года», только сбоку. И даже его совместные треки с Лепсом или Киркоровым не вызывают хоть сколько-нибудь внутреннего диссонанса.

Концерт Тимати в Уфе едва ли можно назвать эффектным. Создалось впечатление, что ленивое, лишенное как яркого шоу, так и эмоционального накала выступление преследовало лишь одну цель – поторговать лицом и состричь денег, как это обычно делают столичные поп-звезды, заехавшие «на час» в провинцию. Это лень или усталость? Но есть ли разница? Безусловно, полупустая восьмитысячная «Уфа-Арена» - далеко не «Олимпийский» на 28 тысяч человек, где артист с аншлагом выступил в прошлом году. Тем не менее сравнивая качество исполнения концертных программ российских и зарубежных артистов, каждый раз приходится ловить себя на мысли, что отечественные маэстро привыкли выступать по принципу «и так сойдет». Зачем делать лишние телодвижения, если они лишние? Особенно – в регионах, где, видимо, лишь одно присутствие популярного исполнителя на сцене должно вызвать отмеренное билетом количество эмоций.

Западная концертная индустрия привычно ставит планку качества недосягаемо высоко, и кивать на нее – дело неблагодарное: у нас своя цена доллара, своя стоимость хорошего вкуса и вообще – импортозамещение. Но, как говорится, есть нюанс: пойти на уфимский концерт Тимати стоит от 1200 до 5000 рублей. Примерно за такие же деньги – в пределах 100 долларов – можно купить билет на европейский концерт какого-нибудь актуального рэпера. И если в первом случае зрители получают мешанину уровня бесполезных антрепризных спектаклей, в которых пока еще знаменитые персоны собирают дань благодарности с диких провинциалов, то во втором – даже рядовое заграничное выступление по своему уровню становится откровением. Казалось бы, если не нравится – не ходи. Но проблема в том, что это болезнь не конкретного артиста или лейбла: это обычный подход в стране, где хамство – привычный аксессуар, а уровень качества всего подряд настолько низок, что поневоле приходится становиться неразборчивым.

 

Империя наносит ответный удар

 

Хорошо, при чем тут вообще деньги? В своих текстах Тимати не раз напоминал публике, что Black Star - это империя, которую он создал с нуля вот этими вот татуированными руками. Много раз, но примерно одинаково описывал нажитое непосильным трудом добро, прозрачно намекая на то, что уже пресытился всем этим богатством. Об этом, как будто, говорили и строчки «Клянусь, не ради нолей на счетах я собираю вас в разных местах, да, мое имя и так на устах, клянусь, я сам от этого устал» в песне-открывашке «Руки в воздух». Как будто случайно, Тимати, благодаря зал, несколько раз акцентировал внимание на том, что публика не просто провела вечер с любимым исполнителем, но и «купила билеты».

Кроме того, во время концерта был знаковый эпизод, который по-своему характеризовал Тимати и его отличие от своего лирического героя. Примерно в середине концерта на арене погас свет и на экране показали видеоролик, отдаленно напоминающий рекламную паузу. Тимати в роли немытого и нечесаного персонажа песни «Лада Седан» окатывал смрадным дыханием длинноногую девушку с глубоким декольте. Та падала на землю, как картонная Бузова. Негодование героя Тимати почему-то вызывали гром и молнии, которые волшебным образом оставляли в его руках бургер. Он принюхивался – и на его руке появлялись массивные золотые часы, откусывал – на шее возникала золотая цепь. В конечном счете употребление бургера заменяло грязную спортивку и шапку на деловой костюм и свежую прическу, а также поднимало девушку с декольте из небытия прямо в руки герою. Учитывая, что с недавнего времени Black Star – не только музыкальный лейбл, модный бутик и бургерная, но и автомойка, странно, что об этом тоже не уточнили со сцены. Так или иначе, это какой-то новый уровень рекламного предложения, которое суют потребителю прямо в лоб, без особых расшаркиваний. Действительно, чего юлить, все свои. Не привыкать и Тимати, который со сцены уже рекламировал и мясо, и средство от кашля. Империя ведь должна на что-то существовать.

Уже после концерта, когда публика искала нужный гардероб, где-то в толпе девушка делилась впечатлениями с парнем:

- Что-то он не старался, я ожидала большего. Энергосберегающий какой-то концерт…

- А он никогда не старается. За это, кстати, и Гуфа не любят. А ты бы сказала ему лично, как в ролике?

- А что, я бы сказала, да!

Хочется верить, что кто-то все-таки осмелится поговорить с Тимати. О том, что рекламой хлеба голодных не накормить. О том, что забрать деньги с собой в могилу невозможно. О том, что есть разница между музыкой и бизнесом, даже в России. Если нет, то «Песня года», безусловно, нуждается в новых артистах, растерявших все, кроме финансового благополучия, в погоне за популярностью.

Николай ПЕЩЕРОВ.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты