Шоу-биз

Tequilajazzz: «Мы никогда не слушаем старые записи»

17.12.2018 Альбина ИБАТУЛИНА
2018 год оказался очень урожайным на музыкальные юбилеи, и многие рок-группы отмечают круглую дату. Знаковый день рождения не обошел стороной и питерский коллектив Tequilajazzz, который осенью отправился в большой тур с юбилейной программой. Команда дала концерт и в Уфе. Лидер группы Евгений Федоров и бессменный ударник Александр Воронов рассказали, каково это – четверть века на сцене.

«Наши песни не подвергались насильственному вмешательству»

 

- Четверть века – это серьезная дата. Как юбилейную программу принимают поклонники?

- Мы с хитрецой, присущей жителям Петербурга, объявили этот тур юбилейным со всеми возможными сюрпризами. Это как раз тот случай, когда мы, как хозяева дня рождения, не зависим от аудитории. Мы представили ретроспективную программу, все те песни, с которыми вышли на сцену 25 лет назад, плюс все песни, которые были с нами на протяжении всего этого времени. И взяли на себя смелость в течение тура обкатать новый материал. Мы поступили совершенно иначе, не так, как принято в так называемом шоу-бизнесе, когда записывается альбом, потом он раскручивается, видеоклипы, радиоротации и так далее, а потом уже радостная аудитория слушает полюбившиеся радиоротации песен. Мы решили делать наоборот. Просто играем новые песни вместе со старыми и пробуем максимально органично вплести их в нашу обычную программу.

- Многие музыканты берут старые хиты, обрабатывают и снова выдают публике. А вы сделали бы пластическую операцию своим песням?

- Наши песни не подвергались насильственному вмешательству. Они просто жили своей жизнью и таким образом видоизменялись, они были подвержены нормальному процессу эволюции, как все живое на планете Земля и не только живое. То есть они как-то эволюционировали. Мне трудно сказать, как они изменились, потому что у меня есть одна очень неприятная черта: я никогда не слушаю свои старые записи, вообще никогда. Вот альбом вышел и спустя сутки я уже никогда к нему не возвращаюсь. Поэтому я не помню, как они звучали 15-20 лет назад. Для меня они кажутся такими же, но я, конечно, понимаю, что они очень сильно изменились в процессе эволюции. Так что мы ничего специального не делали, никаких фитов с рэперами, симфонических версий, каких-то приглашенных звезд. Это то, чему мы научились в течение двух с половиной десятилетий: навыки, умения, в том числе умение выбрасывать лишнее, отказываться от каких-то ненужных наносных вещей.

- Говорят, все новые песни надо слушать чужими ушами. Как максимально абстрагироваться от своего творчества, получается ли это у вас?

- Это элементарно. Просто играть новые песни в первый раз, второй, третий на абсолютно неподготовленные аудитории. Это и есть чужие уши. Ты видишь реакцию людей, видишь, где они начинают скучать, где разворачиваются, идут в бар, где начинают целоваться или, наоборот, момент, когда люди вдруг начинают подтягиваться к сцене. Это и есть проверка чужими ушами и глазами, что немаловажно в последнее время, потому что визуальный ряд занимает сейчас все больше и больше места в любом шоу. Так что проверка чужими ушами - это просто концерт.

 

«Музыка у нас рождается спонтанно»

 

- Однажды Илья Черт из группы «Пилот» сказал, что записывает песни за Богом. Как у вас происходит процесс создания песен, приходят ли идеи и вдохновение во сне?

- Я его прекрасно понимаю. Я не буду рисковать и трогать столь существенные, но потаенные для каждого темы. Музыка у нас рождается спонтанно. Это всегда без единого исключения продукт, если можно так сказать, некоего джема. Мы встречаемся с Александром, а очень часто это бывает просто вдвоем, и это обычный джем, как угодно можно назвать, просто импровизация, которая приобретает уже какие-то законченные формы. Всякие случайные и хаотичные ноты превращаются потом в какую-то музыку, и тогда уже, может, в том самом сне, о котором говорит Илья, который во сне общается с Богом, приходят необходимые слова.

- Музыка первична?

- Музыка первична. Вообще она первичнее, чем слово. Это трудно осознать в наше время, потому что сейчас в музыке царство слова. Не случайно популярны именно текстовые жанры, включая рэп и так далее. Но для нас музыка гораздо первичнее, и именно те слова, которые могут удачно сочетаться с этой музыкой, находятся труднее всего. Труднее, чем музыка.

- А как же «В начале было Слово»?

- В начале был удар, - отреагировал Александр.

- В начале был вздох, слово, потому что никто не знает, как правильно перевести этот древний арамейский язык, с которого переведена Библия и эти самые слова «В начале было Слово». В начале был вздох или выдох. Когда ребенок рождается, первый крик младенца – так называемый primal scream, он выдыхает, это и есть вскрик. Что касается Вселенной, когда она рождалась в эпоху ли Большого взрыва или она сказала «Спасибо, о Господи!», когда ее создал создатель, креатор, так или иначе это было слово, даже не важно, имело ли оно какое-то нарративное значение.

- Александр, в одном из старых интервью вы сравнивали музыку с футболом. Говорят, что и там, и там важна импровизация. Как считаете, нужна ли импровизация на крупных музыкальных фестивалях?

- Я не сравнивал музыку с футболом. Я просто говорил, что в футбол нужно играть, а не работать в него. И музыку нужно играть, а не работать. Но по поводу импровизации в музыке я только за, но она, естественно, должна быть продуманной, я вот про это говорил. Когда в футбол играют, сразу видно, когда люди играют, а когда в футбол работают, можно переключить на канал «Культура» или «Планета», - ответил музыкант.

- Импровизация всегда важна, конечно же, - добавил Евгений. – Она может быть не именно музыкальной, даже компоновка песен. Стремительное изменение в программе: «Ой, нет, сейчас сыграем не эту, давай ту» – это тоже импровизация.

 

«Рок-музыка закончилась, когда погиб Цой»

 

- Сейчас идет засилье рэпа, очень популярны различные текстовые поединки. На фоне всего этого говорят, что рок потихоньку умрет, хотя об этом говорят давно, но рок не умирает. Как вы относитесь к такой тенденции?

- Знаете, в психологии есть такая практика «давай об этом поговорим» или «проговори эти вещи», то есть это говорит только о том, что в обществе, в целом на планете, возник такой момент, когда какие-то вещи нужно просто проговорить, выболтать, рассказать кому-то что-то такое для того, чтобы освободить место для музыки. Вот и все, это совершенно естественное явление, какие-то вещи нужно проговорить. Огромное количество талантливых или не очень, а часто очень талантливых молодых и не очень людей выходят и проговаривают какие-то наболевшие в обществе вопросы, даже если они поют о сугубо личных вещах. Значит, им надо это проговорить. И надо подождать. Они проговорят, и потом вы увидите, как музыка начнет вступать в свои права с новой силой.

- То есть это временное явление?

- Как и главенство музыки, тоже временное явление, потому что музыка тоже главенствовала не очень долго. Обратите внимание, она занимала умы самой креативной части населения совсем недолго, то есть где-то с конца 60-х по 1994 год, наверное. Когда умер Курт Кобейн, в принципе рок-музыка закончилась, хотя для меня она закончилась тогда, когда погиб Виктор Цой.

- Какие крупные события готовите?

- У нас есть какие-то сольные вещи: у меня - Optimystica Orchestra и группа Zorge, у Александра – группы «Дункан» и Trekinorda, где он играет такой спейс-рок, это прекрасная музыка. Они, естественно, будут функционировать и дальше.

- Юбилей стал для вас временем подведения итогов?

- Я не привык считать годы: ни чужие, ни свои. Мне не кажется, что, когда такие вот отметки в каком-то годовом исчислении, они что-то говорят о коллективе. Потому что бывает так, что очень яркая группа за два-три года своего существования делает то, что какие-нибудь мэтры не могут сделать и на третьем десятке своего существования, и на четвертом, а при этом колесят и колесят, объявляют юбилейные туры и так далее. Это абсолютно относительные вещи. Но коль скоро наш менеджмент настоял, чтобы был юбилейный тур, мы не стали сопротивляться, потому что в принципе это хорошая возможность прокатиться по стране, которую мы очень любим и которую исколесили в свое время вдоль и поперек. А еще вернуться в те города, в которых мы когда-то были и их любим, а также посетить новые для нас места. Замечательная возможность, спасибо дню рождения.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты