Шоу-биз

На уфимском концерте Борис Гребенщиков спел под курай Роберта Юлдашева

01.03.2019 Лада ВОЛКОВА
На концерте группы в столице Башкирии, посвященном 65-летию ее бессменного фронтмена Бориса Гребенщикова, не обошлось без сюрпризов - в паре композиции ирландскую флейту заменила башкирская. Звучание национального инструмента башкир настолько впечатлило "посла рок-н-ролла в неритмичной стране", как любит называть себя фронтмен "Аквариума", что он пригласил уфимского музыканта принять участие в записи будущего альбома.

«Мы хотели выйти, как настоящие эстрадные артисты»

 

Ветеран российского рока Борис Гребенщиков в последние годы неизменно включает башкирскую столицу в график своих многочисленных гастрольной турне, число которых постоянно увеличивается. И уже который год подряд встреча фанатов с кумиром происходит в феврале. Ровно год назад в "Огнях Уфы" БГ и команда представляли свой последний студийный альбом "Время N", а на этот раз неутомимый рокер привез совершенно особенную программу, посвященную собственному 65-летию, которая получила название по одной из его ранних песен - "Двери травы". Фанаты предвкушали настоящее музыкальное пиршество и надеялись услышать музыкальные раритеты.

Но пришлось набраться терпения: БГ со товарищи заставили себя немного подождать - концерт начался с получасовым опозданием. Все это время публике предлагалось медитировать, слушая мантры, - излюбленный способ рок-гуру настроить зрителей на нужную волну. На этот раз, правда, обошлось без благовоний, как это нередко бывает на концертах "Аквариума", зато на краю сцены примостилась цветущая сакура, которую, как выяснилось позднее, за одну ночь изготовили уфимские умельцы. Когда, наконец, на сцене появились музыканты, зал, что называется, дозрел, практически до оваций.

- Правда, мы хорошо вышли? Мы хотели выйти, как настоящие эстрадные артисты, - улыбался БГ, распахивая залу широкие объятия.

Рок-ветеран выглядел на удивление бодро и в течение минут сорока даже не присаживался на приготовленный для него стул в центре сцены. Первыми прозвучали "Виски и толченый мел", "Двери травы", "Елизавета", "Марш священных коров" и "Желтая луна". Потом еще полдюжины раритетных композиции, после которых зал почти погрузился в темноту, а когда удалось что-то разглядеть, оказалось, что на сцену вышел знаменитый уфимский музыкант Роберт Юлдашев - старый хит "Аквариума" 1987 года "Аделаида" прозвучал в сопровождении курая, который, как оказалось, вполне достойно заменил ирландскую флейту Брайана Финнегана, десять лет назад присоединившегося к группе. Публика, разумеется, была в полнейшем восторге, за исключением разве что фоторепортеров, которым так некстати воцарившийся полумрак мешал запечатлеть исторический момент. После одной из новых песен - очень энергичной композиции "Бой-баба" - Гребенщиков обратился к залу.

- Когда мы въезжали в город, нас попросили вас не слишком утомлять. Поэтому мы решили дать вам передохнуть и отпустить на водопой, чтобы вы пополнили запасы жидкости в организме и увлажнили горло, - хитро улыбался Борис Борисович. - Но прежде послушайте еще чуть-чуть... на ход ноги.

"Чуть-чуть", впрочем, включало три композиции - "Бог Зимогоров", "Чай" и самую свежую, написанную буквально месяц назад, "Изумрудно-ясные дни". Последнюю песню - шестиминутный рок-манифест, успевший наделать шума из-за присутствия там крепкого нелитературного слова в припеве, БГ опять исполнял в сопровождении курая. И в этот раз, к счастью, с освещение было все в полном порядке - зрителей дружно повытаскивали мобильники, а фоторепортеры лихорадочно защелкали затворами камер.

 

«Удивительно, как мы все собрались в одном городе и одном месте»

 

Пока народ, как и посоветовал рок-гуру, пополнял запасы жидкости в организме и делился впечатлениями, Роберт Юлдашев пообщался с журналистами.

- Мы планировали что-нибудь вместе исполнить еще в прошлом году, но тогда не получилось - меня в день концерта не было в городе, - признался Юлдашев. - Почему именно эти песни? Их выбрал сам Борис Борисович: по его мнению, именно они больше всего подошли. Он сказал, что на них отлично ложится звучание курая. А вообще-то Гребенщиков ведь не впервые услышал курай, он уже давно с ним знаком - изучал, слушал записи, которые ему порекомендовал Андрей Макаревич, с которым я познакомился еще в 2012 году, когда вместе с ансамблем "Курайсы" принимал участие в   фестивале "Сотворение мира" в Казани. С Гребенщиковым мы договорились поработать в студии - он предложил мне поучаствовать в записи песни "Изумрудно-ясные дни" для нового альбома.

Напомним, БГ далеко не первый рок-музыкант, очарованный звуками "башкирской флейты", получившей в прошлом году статус национального бренда. Роберт Юлдашев уже записывал песни с Николаем Носковым и Гариком Сукачевым.

После первого отделения самые шустрые поклонники оккупировали все свободное пространство перед сценой да так и простояли там до конца концерта, который, кстати, длился необычно долго - без малого четыре часа! Рок-ветераны даже выход "на бис" превратили в полноценное третье отделение, исполнив аж восемь песен. Правда, для этого зрителям пришлось изрядно постараться: когда прозвучала финальная композиция второго отделения - "Поколение дворников и сторожей" и часть публики потянулась к выходу, самые ярые фанаты минут десять хлопали, свистели и кричали: "Аквариум!" и "БГ!". Когда, наконец, музыканты вновь появились на сцене, их встретили таким оглушительным ревом, что многие уже покидавшие площадку зрители вновь бросились в зал.

- Вот все же удивительно: сегодня мы все собрались в одном городе и, что самое поразительное, в одном месте. Я - математик и точно знаю, что вероятность такого события страшно мала, - заявил Гребенщиков, прежде чем вновь взять в руки гитару.

В итоге "на бис" ожидаемо прозвучали "Стаканы", "Серебро Господа моего", без которых не обходится ни одно выступление "Аквариума", а еще редко исполняемые "Растаманы из глубинки", "Там, где взойдет луна" - всего восемь композиций! Финальную точку поставил "День радости", после которого группа уже окончательно попрощалась с Уфой до следующего года. На автографы сил уже, естественно, не осталось, но на них никто особо и не рассчитывал, понимая, что у музыкантов после такого длительного марафона нужно оставить в покое.

"Мы подсчитали: БГ спел около сорока песен!" - восхищались фанаты.

Позже в соцсетях можно было прочитать восторженные отзывы о выступлении группы. "Пришел с концерта, ору от кайфа - дед же четыре часа пел, дай бог ему здоровья и долгих лет. Такого удовольствия уже десять лет не получал... Пару раз аж прослезился за концерт", - написал один из поклонников БГ.

 

«Ближе к 70-ти жизнь становится по-настоящему интересной»

 

Впрочем, сам рок-ветеран "дедом" себя уж точно не чувствует и не раз заявлял, что после пятидесяти жизнь только начинается.

- А ближе к семидесяти она становится по-настоящему интересной, - заявил Борис Борисович в одном из своих интервью накануне юбилея.

Весь февраль 65-летний рокер без устали колесил по стране с юбилейной программой "Двери травы", в марте продолжит российские гастроли концертами от Юга до Сибири, в апреле выступит в Финляндии, а в мае оправится в Израиль, где запланированы концерты в Тель-Авиве. Летом тоже отдыхать не придется: в июне будет большой тур по Украине, в рамках которого "Аквариум" выступит в Киеве, Харькове, Днепре, Запорожье, Херсоне и Одессе, а в июле группа вновь порадует российских фанатов выступлением на крупнейшем отечественном рок-фестивале "Нашествие". Так что на пенсию рок-ветеран точно не торопится.  Гребенщикова по-прежнему ждут - и не только в России. А среди его почитателей его таланта не только ровесники, но и молодежь, для которой он, как ни крути, действительно, "дед". Но с другой стороны "Аквариум" и сегодня не выглядит как ретро-бэнд, играющий музыку прошлого века - его творчество по-прежнему живо и актуально. Последние альбомы "Соль" и " Время N", как справедливо отметил кто-то из критиков, вернули в русскоязычный рок-н-ролл протестное начало, по которому так скучало поколение "дворников и сторожей", уставшее от беззубого рокапопса и безбашенной альтернативы. Стоило только посмотреть, с каким энтузиазмом зал подхватывал припев в "Изумрудно-ясных днях", и можно было не сомневаться: новые песни обязательно найдут свое место в сердцах поклонников.

Постоянно меняясь, но в то же время продолжая оставаться самим собой, БГ стал уникальным явлением, как говорится, "вне времени и пространства".

Кстати, уфимцы очень ждали так называемых "песен в общественных пространствах" - бесплатных мини-концертов, которые БГ и его команда постоянно устраивают в торговых центрах, переходах и просто на улицах. Но в этот раз долгожданным бонусом музыканты порадовали Магнитогорск и Пермь, где выступали накануне визита в башкирскую столицу. А в Уфе Борис Борисович опять отправился в художественный музей им. Нестерова, где и раньше бывал неоднократно, и надолго завис в зале русской живописи. Впрочем, искал вдохновения в живописных работах древних мастеров Гребенщиков не только в башкирской столице. Перед концертом в Кирове он, как выяснилось, побывал в слободе Макарье, где восстанавливают местную Троицкую церковь - единственный памятник середины XVIII века в Вятке, дошедший до наших дней в первозданном виде, встретился с ее настоятелем Владимиром Путинцевым. В Екатеринбурге вместе с экс-мэром города Евгением Ройзманов посетил музей Невьянской иконы, где открылась уникальная экспозиция народной иконы, в Челябинске отправился в исторический музей Южного Урала, где подзарядился космической энергией знаменитого метеорита. К слову, пришел как обычный посетитель, купив билеты в кассе себе и своим попутчикам. Но когда руководство обнаружило именитого посетителя, все-таки решил воспользоваться свои положением и попросил разрешения прикоснуться к космическому гостю. Кстати, одна из челябинских поклонниц подарила БГ осколок метеорита, чему он был чрезвычайно рад, а из башкирской столицы увез собственный портрет, который ему презентовал солист группы "Никола Стасюк" Станислав Никоненко.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты