Шоу-биз

Надежда Бабкина: ««Народ уже одурел от печали, хочется чего-то позитивного»

21.07.2019 Вика ЗВЕРЕВА
69-летняя фолк-дива человек очень активный и разносторонний: руководит не только народным коллективом, но и фольклорным театром, где собирается запускать музыкальный спектакль «12 стульев» и играть мадам Грицацуеву: «А кого же еще?», - хохочет Бабкина. Кроме этого, регулярно заседает в телевизоре, защищая тетёх в «Модном приговоре». Но этого ей мало, надо было еще пойти в политику – избираться в Мосгордуму и стать активной единоросской, потому что ее «перло», как объяснила в Уфе свое желание сама певица.

«Получив свободу, мы далеко не свободны от всего»

 

Один из масштабных проектов Бабкиной – марафон «Песни России», который она каждый год возит по российским городам и весям. Фестиваль, посвященный культурному наследию народов России, имеет 12-летнюю историю. За это время музыканты побывали в 58 областях страны и провели более 560 мероприятий. В этом году песенный марафон принимала Башкирия – начался он в Благовещенске, а завершился большим концертом в Учалах. Профессиональные коллективы и исполнители из разных регионов России посетили Бирск, Белебей, Салават, Мелеуз, Стерлитамак, Белорецк, Сибай. В каждом населенном пункте к ним присоединились местные самодеятельные коллективы.

В Уфе площадкой для «Песен России» стала сцена фестиваля «Сердце Евразии». На сцену вышла и популярная за пределами Башкирии группа "Аргымак". Интересно, что Бабкина - настоящая поклонница уфимских музыкантов.

- "Аргымак" - потрясающая команда, роскошная - молодые, красивые, энергичные ребята. Они представляют посыл республики, они просто прут, они любят то, чем занимаются. Мне очень нравится "Аргымак", - объясняет Надежда.

Стоит отметить, что российские коллективы с радостью принимают участие в фестивале, ведь это возможность продемонстрировать свое творчество на всю страну. Однако Бабкина старается дать музыкантам возможность высказать свое мнение по тем или иным вопросам.

- Мне любопытно послушать мнение участников фестиваля, чтобы понять, нужно ли им это все. Чтобы не казалось, что есть такая женщина сильная, которая может под себя кого хочешь подмять. Получилось интересно, я довольна. Фестиваль, который образовывался 12 лет назад, создавался в голове гораздо раньше. Просто мы не знали, какие включать рычаги - куда двигаться, нужен ли он вообще. Раньше мы жили в СССР, друг к другу ездили в гости, у нас были творческие обмены, было понимание нашей огромной страны во всех смыслах. Сегодня же, к сожалению, сумасшедшие ограничения. Чтобы кому-то куда-то выехать, надо непонятно что пройти. Столько документации, столько "можно и нельзя" - это катастрофа. Получив свободу, мы далеко не свободны от всего. Поэтому что сейчас людей сближает в такой ситуации? Надо было придумать что-то такое, чтобы хотя бы раз в год встречаться.

- Сколько городов удается посещать?

- Мы начинали фестиваль "Песни России" с 12 регионов в год. Всем это было необходимо, все были счастливы. На сегодняшний день - один регион в год. И зависит это вовсе не от меня и нашего желания, а от того, что сидят чиновники и говорят что-то из серии "да кому нужно народное творчество?". Начинаешь доказывать, спрашивать: простите, а кто были ваши родители? Они что, сразу поселились в город и им сразу все на блюдце принесли? Наверняка, есть предки, которые пахали на земле, что-то создавали и со всеми сложностями жизни придумали себе отдых души человеческой. Как только душа человека начинает что-то воспринимать, получается удивительное спасение для человека. Не зря говорят, что не хлебом единым жив человек. Поэтому нужны и зрелища, и музыка, и песни, и обереги. У каждой республики они есть и надо их беречь, уважать, ценить и двигать дальше. Не стесняться этого, ведь творчество несет информацию созидания.

Бабкина уверена, что «наша страна уникальна тем, что не похожа ни на одну страну мира».

- И не только территориальными возможностями, но и национальным колоритом, который имеет свои исторические земли и исконные традиции, а не наносные. В связи с этим этот генетический код не только каждого народа, но и нашей страны становится мощным, непоколебимым и разрушить его невозможно никакой силой. Не зря Лихачев говорил, что культура делает людей из просто населения народом и нацией. Мы - народ нашей огромной страны, нация нашей великой России. В этой ситуации хорошо было бы знать о культуре своего соседа. Как это возможно? Только путем объединения, соборности. И каждый скажет свое слово - на своем наречии, языке, в своих костюмах, песнях, мелодии. Это такая красота, так интересно и любопытно, потому что мы мало про это знаем. Но есть люди, заинтересованные говорить, что это никому не нужно. А ведь это генетический фонд нашей жизни, это наши предки, наши родители, которые создавали историю испокон веков. Наша задача - ее приумножить.

 

«Буду ездить по регионам, пока колышется сердце»

 

По мнению артистки, «задача музыкантов и руководителей - сделать это приемлемым в XXI веке».

- Одно дело, когда есть аутентичная культура, которую надо смотреть в музее, и другое - когда ты выходишь к людям сегодня, в XXI веке. Но ты выйди с этой культурой так, чтобы они сказали: "Мы про это даже не догадывались". Это и называется свобода мышления, творчества и искусства. Главное, чтобы не было пошлости и извращений, а для этого требуется образование, понимание, любовь, искреннее уважение к своей стране и регионам. Как бы нам ни оказывали сопротивление, я все равно буду настаивать на присутствии нашего фестиваля. До тех пор, пока у меня есть силы и колышется сердце. Я буду ездить по всем регионам, и, возможно, мне удастся переломить что-то, чтобы хотя бы три региона в год посещать. Каждое мероприятие должно нести идею, потому что идея правит миром. Просто попеть и поплясать - бессмысленно, это рядовые концерты. А когда есть идея и на эту идею нанизываешь все народности со своей культурой, то такие бусы получаются, такая красота, от которой глаз отвесть невозможно.

- В регионах удается найти интересные коллективы?

- Я из Москвы и из регионов привезла профессиональные коллективы, но мы еще собираем вокруг себя самодеятельность, которая на местах что-то пытается творить. На них надо обращать внимание, поддерживать, помогать. Мы в регионах везде ищем что-то интересное, министры культуры активно в этом направлении работают, дают задания людям, которые есть на местах, чтобы они нашли интересные коллективы, которые хотят что-то продемонстрировать. Ведь многие говорят: "Ой, да неудобно". Надо с этим завязывать. Если есть возможность продемонстрировать что-то хорошее и позитивное - надо показывать. Очень ждала встречи с семейным ансамблем из Бирска, в котором бабушке Валентине Петровне Кулагиной - 86 лет, а младшему участнику - шесть лет. Меня разъедает любопытство, я очень люблю такие направления, когда от мала до велика - есть преемственность. Я так хотела с ними пообщаться, встретиться, потому что в этом есть праведность. Культура - это не просто развлечение, это воспитательный, образовательный, созидательный процесс. Это гарант безопасности нашей страны и государства. К этому надо относиться с полной ответственностью. Про Россию надо знать не только глядючи в интернет, а еще глаза в глаза - посидеть, поговорить, пообщаться. Мир сейчас взъерошенный, и эпоха информационных войн много всего делает. Если голова не окрепшая, а внутри нет стержня, то можно по полной программе напихать туда бог весть что. Только в согласии и соборности мы можем друг другу быть полезными, помогать, чувствовать и побеждать негатив, который обрушивается на всю нашу страну.

- Для чего вам нужна такая нагрузка с проведением фестиваля?

- Почему мне пришла такая мысль 12 лет назад? Понимаете, коллектив, который мной создан 45 лет назад, преуспевает - поем, делаем программы, что-то придумываем. Но надо было что-то придумать такое, чего сегодня не хватает и что можно было бы оставить после себя. Поэтому мы сделали фестиваль, который имеет успех, и народ доволен. Я испытываю счастье, когда людям хорошо, и этим счастьем я делюсь со всеми окружающими. Когда ты делишься, ты снова наполняешься. Это уже проверено годами.

В преддверии нашего фестиваля мы сыграли на сцене роскошного уфимского русского драмтеатра спектакль "Калина красная" Шукшина. Зал битком - когда включили свет, я ахнула. Люди стояли на балконах, в партере, сидели на стульях. Это спектакль про наши людские, народные традиции, потому что сам Шукшин из народа. И в спектакле есть преемственность поколений и мыслей - Василий Шукшин написал "Калину красную", Лида Шукшина, его жена, играла в кино, а Маша Шукшина вчера стояла на сцене. В спектакле, кстати, приняли участие 64 человека. У нас масштабы, потому что антрепризы и без нас ездят.

 

«И автобусы мы толкали, и в грязи застревали»

 

- С чем у вас ассоциируется Башкирия?

- Столько великих исполнителей и мировых звезд из Башкирии! Кроме того, у вас безумно много зелени, такая красивая территория, я заглянула в чашу амфитеатра, такую историю я встречала только в Белоруссии на "Славянском базаре". У вас один из лучших в стране конгресс-холлов, где можно побеседовать о жизни, о том о сем. Невероятной красоты памятники, здесь есть ассоциации величественности и торжественности. Это энергетический посыл региона. Очень хорошие и красивые люди, мужчины нарядные, просто красавцы. У девочек особая красота, глаз не отвести. У каждого народа есть свои внешние особенности, и мне это очень нравится. Так что регион в первую очередь ассоциируется с людьми.

- Из всех поездок по стране что больше всего запомнилось?

- Вспоминаю те поездки, которые были первыми, потому что они самые непростые. Во-первых, в стране все было по-другому. 12 лет прошло с момента первых гастролей фестиваля, а разница огромная. Нам приходилось жить в заброшенных детских садах, пионерлагерях, где железные кровати, огромные блоки питания... Но это было так круто, потому что мы все ехали в путешествие. Мы не знали, что в конечном итоге это выльется в серьезную идею соборности страны. Мы соскучились друг по другу с 90-х годов, и нам хотелось пообщаться, повидаться. Эти первые годы, когда вас сплачивают автобусы, некомфортные жилищные условия… Да что там - всякое бывало. И автобусы мы толкали, и в грязи застревали, дорог порой не было совсем. И я сама толкала, но все равно мы доезжали. Бесконечно помню неверие людей, что к ним действительно приехала огромная команда артистов с хорошим энергетическим посылом искусства.

- Как реагировали на то, что к ним приехала известная певица?

- Заходим зимой в какой-то маленький зал, холод собачий, идут люди, толкаются за два часа, чтобы место занять и заодно надышать. Я иду вместе с ними, никаких служебных или со двора входов нет. Я накинула на себя платок, очки надела и иду. Думаю, главное - молчи, Надя. Рядом две бабушки рассуждают: "Такая Надя молодец, каких к нам артистов прислала, самоя-то не приехала". А вторая говорит: "Что ей тут делать-то? Ты сама понимаешь, что говоришь?" А это была очень дальняя глубинка. Я это слышу и ничего не могу сделать, потому что толпа - это опасная ситуация. Входим в клуб, бегу на сцену, говорю: "Здравствуйте, дорогие друзья". А в зале гробовая тишина. Стою и ничего понять не могу. Говорю: "Меня зовут Надежда Бабкина". Тишина. Тогда спрашиваю: "Где бабушки, которые говорили "самоя-то не приехала"?" Женщина встала и говорит: "А правда - Надя Бабкина!" И весь зал как взорвался, люди все вскочили с мест, это было до слез, просто комок в горле. И знаете, постепенно во время концерта мы открыли все двери, потому что люди и на улице стояли, пели.

Артистка вспоминает, что в другом селе «на площади народу было в пять раз больше, чем в клубе, потому что зал очень маленький».

- Они с площади кричали, а я с ними со сцены разговаривала, не видя их, а они мне отвечали. Это было колоссальное желание друг с другом объединиться и порадоваться. Приносили еду, обидеть людей нельзя было, конечно, ведь они старались. Такие нюансы хочешь-не хочешь, а вспоминаешь. Сегодня все совсем по-другому. Страна другая. За 10 лет просто огромные изменения. Каждый регион приобрел свой статус, уровни если не столичные, то полустоличные. Конечно, с деревнями у нас еще не все благополучно пока. Но ничего, потихоньку все будет, я уверена. Я человек верующий, с оптимизмом надеюсь, что все будет так, как нам надо. Главное, нам в этом участвовать - каждый на своем месте участвует и привносит что-то для блага, для развития своей собственной страны.

 

«Внук сказал, что сдает ЕГЭ во втором классе - я чуть не рухнула»

 

- Вы одна из первых отечественных артистов, которые вступили в партию "Единая Россия". Это было ваше искреннее желание?

- Вступить в партию - это мое собственное желание. Я так воспитана родителями, что должна быть в какой-то организации. Сначала октябренок, потом пионер, комсомолец, потом партия, которая рухнула. Я никого не обвиняю, но, видимо, так обстоятельства складывались. У меня даже партбилет был, и никто его не забрал. Такое ощущение, что это никому и не надо было, когда все развалилось. В "Единой России" я была одной из первых и пошла по собственному желанию, потому что само название меня просто ... какое слово подобрать? Вдохновляло? Нет, мелковато. Меня перло со всех сторон, потому что я должна была быть где-то в организации и что-то делать для всех. В компартию меня принимали три раза. Первый раз я выучила наизусть устав, вышла, рассказала, как будто песню спела. От души рассказала, а мне сказали "ты нам не подходишь, слишком активная". Второй раз пригласили, я попыталась что-то рассказать, а они говорят "не годится". Я на тот момент уже была руководителем коллектива «Русская песня». Мне друзья сказали тогда: "Готовься, Надя, серьезно, иначе эта система тебя не примет в свои ряды, и ты не сможешь ничего реализовывать, потому что нужна поддержка". Я с 1974 года дружила с Иосифом Кобзоном, и вот он мне говорит: "Надя, пойдем, я буду все за тебя говорить, а ты помалкивай, просто молчи и кивай головой. Отвечай "да" или "нет" и других слов не существует". Мы пришли, а там сидят те же самые люди. Представляете? Ладно бы хоть другие. Меня уже колбасит, всю трясет, ведь на моих плечах уже был коллектив, и я несла ответственность не только за себя. Смотрю на Йосю, а он показывает мне - молчать или говорить. Так прошло пять минут и мне сказали, что все прекрасно и я подхожу. Нормально?

- Ностальгируете по тому времени?

- К сожалению, чем все закончилось, вся страна знает. Почему к сожалению? Вы знаете, я счастлива была в Советском Союзе. Мне так нравилось наше многообразие, была какая-то внутренняя сила. Более того, образовательная система государственная была неповторима, уникальна. Никакого отношения к сегодняшней системе она не имеет. Тогда всех нас готовили мыслить, чтобы мы могли быть полноценными жителями своего государства. А сейчас ЕГЭ сдают после второго класса, чтобы дети на экзамене в выпускном классе в обморок не упали. И вот при переходе из второго в третий класс дети уже трясутся. Внук сказал мне, что сдает ЕГЭ. Я чуть не рухнула. Это уже нервотрепка начинается со второго класса. Нормально? Почему детей надо делать психами? У меня такое отношение. Но демократия - это и есть то, что мы можем рассуждать. Не оскорблять, не обвинять, не хаять, не орать, а рассуждать и, возможно, договориться до чего-то правильного.

- Кто сыграл роль в вашем становлении?

- В моей жизни было очень много людей, которые подсказывали мне, как надо себя вести, как сосуществовать с чиновниками. Я им безмерно благодарна всю жизнь и не забуду их, все время говорю "спасибо". Были и люди, которые меня оберегали от чего-то. В конечном итоге я построила театр в центре Москвы "Русская песня" без единого бюджетного рубля, не потратив ни одной копейки. Я нашла инвестора, все сделала под ключ. Театр успешно развивается, у меня роскошная команда. Ведь если нет команды, ты ничего не получишь, никакого результата.

- Почему решили ставить спектакли в своем театре?

- Мы построили театр и что делать? С утра до ночи концерты давать - это же невозможно, костьми ляжем. А что тогда делать? Надо же, чтобы театр работал. Как-то сидим в буфете в театре и понимаем, что надо что-то придумывать. А в углу сидит Нина Чусова, театральный режиссер. И мы просто так пошли к ней, говорим, давай что-нибудь замутим. А она и говорит, мол, давайте попробуем. Первым нашим спектаклем стала "Ночь перед Рождеством" по Гоголю. Сегодня есть и "Бабий бунт" Шолохова, и "Калина красная" Шукшина, "За двумя зайцами". У нас удивительные сольные программы есть. Сейчас готовим программу "Караоке по-русски" с хэштегом "веселуха веселуха веселуха". Печали хватит, народ уже одурел от печали, от проблематики, хочется чего-то позитивного. На сольные концерты, кстати, часто приходят одни и те же люди. Мы у них спрашиваем, почему, а они говорят, что хотят оторваться, попеть и поплясать с нами. Так что посыл был задан - караоке по-русски, значит, надо спеть такие песни, чтобы люди пели с нами. Готовим "12 стульев", где я играю Грицацуеву, конечно же, а кого мне еще играть?! Есть детские спектакли. У нас две сцены для детей, я набрала студентов, которые работают для ребят.

- Как относитесь к мюзиклам?

- Мюзиклы в нашей стране не приживутся никогда - это мое убеждение. Потому что это другой посыл культуры, американская затея. Я смотрела их мюзиклы, специально ездила. Там дурь, идеи никакой, просто глупости. А мы любим, чтобы подумать, основательно, чтобы посмеяться и поплакать, чтобы душа затрепетала. На пустоту нам ходить нечего. У нас народ такой, понимаете?

 

«На «Модном приговоре» я практически институт закончила»

 

- С детьми работаете?

- У нас есть фольклорная детская студия "Наследие", которую я внедрила в общеобразовательные школы Москвы как допобразование. Родители счастливы, учителя довольны, дети при деле. В конце года проводим у нас в театре громадный фестиваль - больше трехсот детей на сцене. Зал битком. Наша методика такая: если пришел ребенок в студию и хочет заниматься, никогда ему нельзя сказать "нет". Это не нашего ума дело разбираться талантлив он или нет. Это божий промысел. А талант проявится либо в ритмике, либо в мимике, в пении, в движении. Ему просто нужна команда, социум, где детишки все равны друг другу.

- Почему решили пойти в "Модный приговор"?

- Я отдыхала в Италии, раздается звонок и говорят, что хотят попробовать меня на роль ведущей в "Модном приговоре". Я решила, что это очередной стеб, мало ли, кто звонит, кто приглашает. А на следующий день опять звонок, мол, мы серьезно предлагаем. Говорю: "Я что - все брошу и полечу?" Я должна наплаваться в конце концов. И когда они сказали, что дождутся меня, я поняла, что это серьезно. Приехала и мы сразу же решили снимать пробный проект с героинями. А я понятия не имела, что это такое. У меня спина была мокрая - струйка воды текла, потому что это совсем не моя тема. Потом я подошла и к Васильеву, и к Эвелине и сказала, чтобы меня быстренько образовывали, приобщали к этому делу. Саша Васильев, конечно, потрясающий историк, бесспорно. Он очень крутой, его знания огромны. Владеет 11 языками, это человек мира. С такими людьми мне работать очень интересно. И уже восемь лет работаю - практически закончила институт. Теперь я уже много что понимаю. У меня есть театр, коллектив - это основное мое предназначение. Поэтому, когда я могу, то участвую в "Модном приговоре", когда не могу - ищите мне замену. Как только я здесь, с удовольствием прихожу, но не всегда мои планы совпадают со съемками.

- Сложно быть защитницей героинь?

- Мне нравятся наши женщины и мужики нравятся. Пришли, значит поддержать их надо, потому что загнобить, оскорбить, охаять каждый может. А сказать доброе слово - большая проблема, как будто что-то мешает. А мне ничего не мешает. Поэтому я хочу, чтобы у нас женщины были ухоженные, красивые, по возможности ходили в салоны, занимались собой, а мужчины ценили и говорили самые прекрасные слова, которые мы хотим услышать. И тогда будет гармония. Я ничего не имею против модных тенденций, но мода приходит и уходит, а человеческий фактор остается. Надеюсь, что его ничто не разрушит.

- "Модный приговор" лично вам что-то дал?

- Я сама изменилась, стала больше посматривать на вещички. Более того, это сподвигло меня открыть свою линию одежды для корпулентных женщин, для таких, укатистых. Все очень успешно - и хорошие ткани, и форму красиво держали, и палитра. Просто сейчас с бизнесом проблемы. Тебе всегда давали предоплату, ты отшивала, потом продавала, какая-то доля появлялась, на нее вновь опять все закупала. А сейчас надо все купить за свои деньги, и мы пока приостановили эту историю. Найдется инвестор, опять откроем. У меня все на месте - лекала, выкройки, люди, все организовано профессионально.

- Ваши внуки любят народную песню?

- Любят, особенно маленькая Марфа, ей четыре года. Встречает меня и поет "Виновата ли я". Георгий увлечен фортепиано, в шахматы прекрасно играет и в большой теннис. Учится в примаковской школе. Присылает мне фото из школы: "Надя, я - лидер недели", это значит, он учится хорошо, активный. Верочка балетом занимается.

- Внуки всегда вас называют Надей?

- Да. Они знаю, что я бабушка, но, видимо, веду себя по-свойски, поэтому только Надя называют. Надя - так Надя, я не обижаюсь. Внуков очень люблю. Дома у меня сады цветут, пионы распустились, а я здесь. Они мне присылают фотографии, вот их и нюхаю. А вообще я считаю, что радостью надо делиться со всеми, а не единолично кайфовать. У меня трое внуков, с любовью все хорошо, я счастлива.

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное

Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе