Шоу-биз

Актриса Мария Шалаева: «Быть счастливым в России как будто неприлично»

23.07.2019
На ТНТ-PREMIER стартовал «БИХЭППИ» - сериал о людях, у которых есть все для счастья, а счастья нет. Одну из ролей – врача Оксану – сыграла актриса Мария Шалаева. Актриса прославилась еще в молодости: картина «Русалка» принесла Марии ряд национальных премий, так же, как и драма «Я буду рядом». Не получив актерского образования, Мария, тем не менее, удостоилась негласного титула королевы артхаусного кино. Сегодня она осваивает режиссерское мастерство: представила на суд публике короткометражку «Развод» и планирует снять полнометражную картину.

«В кино все-таки больше присутствует автор»

 

- Вы ездили на «Кинотавр» в этом году. Какие фильмы больше всего понравились?

- В этом году я была только на второй половине фестиваля, поэтому не могу быть объективной. Но из того, что удалось посмотреть: «Верность» Нигины Сайфуллаевой – очень смелое и нужное кино, «Дылда» Кантемира Балагова – по-моему, это гениальное кино. И Гриша Константинопольский с «Грозой» – как всегда ни на кого не похожий и прекрасный.

- Чем вам дорог спектакль «Две дамочки в сторону севера»? Он экспериментальный и компактный, но в то же время это классическая история, комедия и драма. Какой театр вам ближе как актрисе и как зрительнице – современный или классический?  

- Чем дорог? Наверное, тем, что мы делали спектакль в совершеннейшем энтузиазме, репетировали в кальянных, даже в туалетах, в общем, где придётся. И этот опыт говорит о том, что если ты что-то хочешь сделать, то препятствий вообще не существует! Ещё я, конечно, за время репетиций прошла дополнительную школу актёрского мастерства. Ольга Бешуля, режиссер и актриса спектакля, бесконечно терпелива, и ее готовность вкладывать в тебя бесконечна! Она щедрая и очень талантливая. Вообще я люблю маленькие сцены, где ты буквально упираешься коленками в зрителя. А про современность сложно сказать. Есть глубокие и талантливые спектакли, а есть не очень. По-моему, это единственный критерий. Какая разница, как он сделан…

- Мария, вы снялись в сериале «Озабоченные» Хлебникова, который совсем не похож на другие ситкомы про отношения. Как вам кажется, почему российская сериальная индустрия похожа на конвейер, а такие бриллианты встречаются редко?

- Я не знаю, почему так редко что-то выдающееся получается. Я думаю, это экономический вопрос, а ещё дело вкуса. Иногда мне совершенно непонятны мотивации выбора того или иного материала. Я думаю, в большом количестве случаев выделяется бюджет на темы, которые не художник выбирает. Настоящим авторам сложно выжить, но все-таки прекрасные проекты появляются: Жора Крыжовников («Звоните ДиКаприо!»), Борис Хлебников («Озабоченные», «Обычная женщина») сделали выдающиеся сериалы! А в кино все-таки больше присутствует автор, человек, который хочет сделать именно что-то свое.

- Какие сериалы можете посоветовать – из любимых?

- «Твин Пикс» – смотрите и пересматривайте! Из последних – «Чернобыль», «Обычная женщина», «Большая маленькая ложь», «Звоните ДиКаприо!», «Молодой Папа».

- Для вас «БИХЭППИ» – в первую очередь комедия или драма? Или невозможно сказать однозначно?

- Это драмеди, сериал о людях, у которых нет особенных проблем, но они замкнуты на каком-то стереотипном понятии счастья и гонятся за ним, потому и несчастливы.

 

«Персонажа важно и нужно обсуждать»

 

- Насколько для вас важно обсуждать вашего персонажа с режиссером, «докручивать» что-то в его характере уже на этапе съемок?

- Персонажа важно и нужно обсуждать, и позицию занимать относительно того, что он транслирует, тоже важно. Надо понять, про что он, о чем… Вот так каждый раз и мучаешься, потому что одно дело – обсудить с режиссёром, а другое дело – когда ты начинаешь персонажа на себя напяливать, и это всегда сочетание не до конца точное, потому что состоит из невидимых вещей – мыслей, фантазий, и видимых – реакций, действий… Очень важно иметь технику, но высшее мастерство – это когда интуицию удаётся подчинить.

- Расскажите про работу с режиссером Андреем Джунковским.

- Андрей Джунковский уникальный человек и режиссёр: он очень увлечённый, он настроен выкладываться по максимуму, он слышит и любит артистов. А ещё он всегда хвалит, а это артисту необходимо как воздух. А еще я должна сказать о творческом союзе Андрея и оператора Ильи Овсенева – это по-настоящему творческий организм, который полностью захватывает.

- «Счастье в стране лентяев и негодяев» – один из мотивов сериала. Вы согласны с такой формулировкой? Согласны ли с тем, что счастье в России всегда связано с преодолением, хождением по головам?

- В России есть собственная ментальность, сформированная веками, и быть счастливым здесь как будто неприлично или невозможно… Но, наверное, это все в головах. У россиян есть склонность к крайностям. Есть несчастье из-за мечтаний о каком-то заоблачном счастье. Вера в идею и глобализм. Здесь никогда во главу не ставится человек – даже попытки не было… Но это, думаю, ни хорошо, ни плохо. Это данность.

Я думаю, начинать человеку нужно с себя и только с себя, и отталкиваться от себя, и любить тоже себя… Если ты любишь себя, ты любишь и других.

- Были ли у вас мысли, что за счастьем надо уезжать из России в другую страну? Почему вы все-таки не сделали этого?

- Можно и уехать, почему нет? Просто нужно понимать, что все твои внутренние тараканы поедут с тобой. А жить там или здесь – просто классный опыт.

- Одна из главных тем сериала – что такое счастье и как его найти. Что для вас счастье? Можете ли вы назвать конкретные вещи, которые делают вас счастливыми, или это всегда что-то эфемерное, неопределенное?

- Не знаю, что и сказать. Я живу, дышу, но знаю, что когда-нибудь меня не будет. И это знание просто не даёт мне покоя: меня изначально как будто ограничили без моей воли. Но эта неизбежность в то же самое время даёт мне основания думать: если я здесь ненадолго, то зачем мне мучиться? Проживу как хочу, и на этом спасибо!

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты