Шоу-биз

Уфимский рэп-фестиваль «Новая Атланта» показал, что андеграунд мутировал в мейнстрим

27.12.2019 Андрей КОРОЛЁВ
Под конец года Уфа приняла масштабный рэп-фестиваль. Всех артистов – как малоизвестных рэперов, так и звезд федерального масштаба – объединил географический маркер: на «Уфа-Арене» собрались уроженцы Башкирии. Фестиваль «Новая Атланта» со сцены не раз называли легендарным и грозились сделать его ежегодным. И это правильное решение, если, конечно, регион не хочет в очередной раз профукать фишку.

От 16-ти и старше

 

За час до начала концерта очереди к ледовой арене тянулись и с улицы Ленина, и с улицы Цюрупы, причем обе - пугающе необъятные. Возрастная маркировка концерта «16+» заставляла школьников помладше ощупывать очередь с просьбой провести внутрь: «Родители разрешили, но сами не пошли». На входе охрана уточняла возраст даже у очевидно взрослых гостей, у некоторых - спрашивала паспорта. Тех, кто не проходил возрастной ценз, поворачивали домой – в том числе и поэтому очереди особенно не уменьшались. По этой же причине танцпол и фанзона уплотнялись еще часа полтора после официального старта концерта.  

Судя по вялой реакции публики, состав первой части фестиваля – Green Groove, «Трушные ребята», Лайтер & Битер Джус, Misheral, MVCMVRSS – еще пока мало известен даже в пределах Уфы, хоть и имеет некоторую фанбазу. Новичков выдавало неумение держаться на сцене, а лихорадочные попытки выдать все и сразу - «взорвать зал», «разнести тут все» - смешивали в единую вязкую кашу музыку и тексты.

Когда на сцену вышли Kurt92 и Heartsnow с ощутимо более тяжелым сетом, стали понятны две вещи. Во-первых, наэлектризованная публика изначально ждала больше жестких битов и хлестких выражений, чем виртуозного флоу, поэтому без особых проблем срывалась в мош и слэм даже на условно тихих треках, близких к танцевальной электронике и регги. Во-вторых, в анамнезе большей части рэперов, выступивших в авангарде «Новой Атланты», ощущалось изрядно больше ню-метала нулевых, чем какого бы то ни было рэпа. Korn, Limp Bizkit, отчасти System of a down, а также отечественные альтернативные адаптации от «Психеи» до «5diez» как раз были на пике популярности в нулевые, когда нынешние фрешмены были подростками и искали свою музыку. Нужны ли эти герои прошлых десятилетий нынешним поколениям, зачастую принимающих современное «пост-пост, мета-мета» за чистую монету? Скорее всего, нет, учитывая теплый прием старых приемов в новой обертке. Возможно, по этой же причине Basic Boy повторял, что он участник уфимской рэп-группировки Boulevard Depo с 2012 года – старожилы, по нынешним законам жанра, кажется, здесь попросту невозможны.

Веселое варево на ледовой арене с видимым удовольствием слэмилось под рев гитар, бой барабанной установки и едва различимый речитатив, что по-своему рассказывало о том, куда подевалась вся былая энергетика рок-музыки. При этом было очевидно, что ничего мощнее собственно The Prodigy и Nirvana, микс из которых так или иначе пытались приготовить большинство участников «Новой Атланты», на данный момент все еще не изобрели. Впрочем, раздача ярлыков не так интересна, как наблюдение того, что как спецзаграждения между танцполом и фанзоной ползут под напором человеческой массы, что даже приходится делать паузу для восстановления безопасных границ.

Главными событиями фестиваля ожидаемо стали выступления Моргенштерна и Фэйса. И если у первого во главе угла по-прежнему шум и ярость, бравада и несложные провокации, разгоняющие толпу до пушечного ядра, то Фэйсу это уже не нужно. Очевидно, ему сейчас интереснее играть социальным контекстом и политической повесткой, со смыслами, а не со словами, поскольку рев толпы надежно окружает любой его трек.

Секретным гостем вечера оказался Thomas Mraz – он исполнил несколько треков вместе с Basic Boy и группой «Лауд». Интригу не поддерживали ни организаторы, ни сами музыканты, а зрители, сидевшие на трибунах у сцены, могли без труда видеть артиста, периодически выходившего из-за кулис. Пожалуй, неслучившийся полноценный сет Алмаса – главный незакрытый гештальт «Новой Атланты».

 

Новые мутанты

 

Для каждого молодого рэпера, оказавшегося на сцене «Арены», было честью сказать, что этот концерт легендарен. Дело не столько в том, что рэп собирает – это давно не новость, а в том, что рэп собирает в Уфе, причем стадион и с их непосредственным участием. «Пробить» площадку, которую ранее собирали «ДДТ», «Би-2», «Руки вверх» и Радик Юльякшин, на самом деле не так уж и просто. Поэтому любопытно наблюдать, как андеграунд становится мейнстримом, пусть и в отдельно взятом городе.

В этом контексте забавно выглядит встреча некоторых участников лайнапа с руководителем администрации главы региона. Судя по новостным сводкам, встреча накануне фестиваля получилась по-чиновничьи пустой и не имела ничего общего, к примеру, даже с круглым столом в молодежном парламенте при Госдуме год назад. Здесь интересны не рекламные обещания властей поддержать молодежную субкультуру, но сам факт этого разговора. Безусловно, это попытка наладить контакт с тем, что по определению не может быть контролируемо. Разговор не про зашкварность рэперов - безобидная встреча не принесет урона репутации, а, скорее, наоборот - добавит очков: мол, даже заставили власти считаться с собой. Речь больше про мутацию условного андеграунда, который в свое время привел, например, граффити-культуру в Уфе в довольно консервативное русло и теперь штампует портреты исторических личностей на высотках.

Все это говорит о том, что андеграунд давно уже мутировал в поп-музыку: неслучайно в паузах между выступлениями играли не только Jay Z и Кендрик Ламар, но и Цой, «Би-2» и Eurythmics. Именно так выглядит сейчас популярная музыка, которая способна собирать стадионы и от которой шарахаются родители. Не стоит думать, что это что-то плохое: каждому поколению нужны свои герои, способные пропеть бесшабашный гимн молодости и устроить огромный хоровод-мясорубку во время залихватской песни.

Более того, возможность собрать стадион для уфимского рэпа – знаковый скачок в развитии направления: до этого никогда в XXI веке DIY не был настолько силен. Да, это старые формы, но в конечном счете это поездка по рельсам традиции, на слом которых потенциально настраиваются все – от Фэйса до фрешменов, не определившихся с деталями жанра. Да, у них нет языка для описания нынешней действительности, и лирика большинства артистов «Атланты» может быть без ущерба заменена на лирику как из попсы, так и из тяжелых гитарных направлений. Как минимум, в этом чувствуется жизнь, которая смогла пробиться практически на пустом месте, и уже это достойно внимания.

«Новая Атланта» при некотором участии организаторов имеет все шансы стать ежегодным событием, которое уже через пару лет сможет сравняться по популярности с пышным, но привычно консервативным «Сердцем Евразии». Тем более что есть еще немало уфимских рэперов, которые по тем или иным причинам не смогли попасть в лайнап, но при этом известны далеко за пределами Башкирии.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты