Шоу-биз

Евгений Гришковец: «Я не ожидал, что Земфира может так поступить»

27.06.2021 Лада ВОЛКОВА
Певица, новый альбом которой "Бордерлайн" писатель назвал "наркоманским", подала иск в суд о защите чести и достоинства, потребовав от обидчика полтора миллиона рублей. Узнав об этом, Гришковец публично извинился перед звездой, надеясь уладить конфликт.

«То, что я сказал, не было осмысленным манифестом»

 

Уроженка Уфы не раз оказывалась в центре скандала. На днях стало известно, что 44-летняя рок-звезда намерена наказать писателя, драматурга и музыканта Евгения Гришковца, раскритиковавшего её последний альбом в прямом эфире программы "Би Коз". 54-летний писатель, вероятно, уже и забыл бы о том эфире, но тут как гром среди ясного неба известие - Земфира подала исковое заявление в суд и требует взыскать с ответчика полтора миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда. Кстати, о иске Гришковец узнал от журналистов - сама артистка не сочла нужным информировать писателя.

Представители СМИ оборвали все телефоны, желая получить комментарии от Гришковца, который молчал несколько дней, а затем всё-таки объяснился и публично извинился перед артисткой в эфире того же самого телеканала.

- В вечернем эфире канала "Дождь" в авторской программе Михаила Козырева я позволили себе высказаться об авторе и исполнителе Земфире и её новом альбоме. К слову сказать, её новый альбом для меня бесспорно является самым ожидаемым событием в музыкальной жизни нашей страны в этом году и также самым долгожданным, - начал Гришковец с неожиданного комплимента в адрес певицы, прежде чем непосредственно перейти к извинениям. - Так вот, я позволил себе высказывания, по причине которых Земфира подала заявление в суд по защите чести и достоинства. Это было для меня абсолютно неожиданно. На меня вчера обрушился град, шквал звонков от журналистов и интернет-людей с просьбой, шантажом и даже требованиями дать комментарий о случившемся. Я никаких комментариев не давал, думал - и вот сейчас комментарий дам. Ну, для начала скажу, что это высказывание случилось в прямом эфире, в ситуации интервью, практически дружеского разговора - мы с Михаилом Козыревым давние добрые друзья. Это был свободный разговор, то есть то, что я сказал о Земфире, не было каким-то осмысленным, продуманным, концептуальным, подготовленным манифестом, с которым я явился на канал "Дождь", чтобы, так сказать, высказаться. Нет, эта тема всплыла случайно и был возникший спор, потому что с моим мнением Козырев не согласился категорически и вот эта сама дискуссионность только придала мне, так сказать, жару.

 

«Любой рэпер дворовый напишет смелее и честнее»

 

Гришковец, действительно, пришёл в студию не для того, чтобы обсуждать творчество Земфиры. Инфоповодом стал выход его собственного альбома "Человеку - человек", который он выпустил с группой "Бигуди". Имя певицы всплыло в разговоре совершенно неожиданно, когда Михаил Козырев упомянул о новом спектакле писателя - "Между делом", который сам же Гришковец и поставил не сцене Театра имени Пушкина. Новый спектакль совсем не похож на те моноспектали - "Как я съел собаку", "Одновременно", "Дредноуты" и прочие, за которые его и полюбила публика.

- "Между делом" - почти документальная драма, у которой есть реальные прототипы, - признался Евгений Гришковец. - Это история попытки совершить благородный поступок в современном мире, вести себя достойно.

Как выяснилось, прототипом главной героини пьесы, которую подставил бойфренд-музыкант, стала молодая поэтесса и певица из Кирова, осуждённая на шесть лет по статье 228 УК - "Хранение, изготовление и сбыт наркотических средств". Познакомившись с её творчеством, Гришковец был так впечатлён, что захотел помочь талантливой девушке, которая сейчас уже отбывает наказание в одной из колоний. Тем не менее писатель общается с осуждённой, даже привёз ей в колонию небольшой синтезатор и диктофон, чтобы она записывала там свои песни. Любопытно, что и сотрудники исправительного заведения, видимо, считают подопечную писателя талантливой и разрешают ей два раза в неделю заниматься творчеством. Гришковец рассказал, что девушка за решёткой написала уже одиннадцать песен - на целый полноценный альбом хватит - и несколько из них, по его мнению, просто "гениальны." О том, что он, возможно, открыл новую звезду, Гришковец понял ещё с тех пор, как ему впервые в руки попала тетрадка со стихами девушки.

- Уже тогда было понятно, что мы имеем дело с поэтом более крупным, чем, скажем Земфира, - заявил Евгений Гришковец. - Да, я вот так говорю, послушав последний альбом Земфиры. Я считаю это просто омерзительным произведением, эманацией жёсткого, безжалостного и почти безнравственного. Мне не интересно... когда человек позволяет себе всё, решает: "Я могу вытащить из себя всё, что угодно, без исключения, все мои наркотические кошмары и весь этот свой наркотической эгоизм" - и выложить его тем людям, которые восемь лет ждали хоть чего-нибудь!

Когда Михаил Козырев попытался заступиться за певицу, писатель оборвал его на полуслове.

- Даже не будем спорить, какого хрена спорить, потому что это так - она наркоманка и это наркоманский альбом, - безапелляционно заявил Гришковец.

Козырев напомнил, что многие его любимые рок-исполнители, например, Джим Моррисон или Курт Кобейн, "тоже страдали этим пороком" и создавали свои лучшие песни под воздействием наркотиков, заявив, что талант такого калибра "имеет право".

- Прошу не сравнивать, потому что здесь просто нет поэзии, она отсутствует, - парировал Евгений, видимо, решив окончательно поставить жирный крест на "Бордерлайне". – Вот все восторгаются: "О, как это она - "нефть качается, демоны молятся"... Да сейчас любой рэпер нормальный, дворовый напишет смелее и честнее - и гораздо более талантливо с точки зрения поэзии о том, что происходит в стране. Если вам так хочется восторгаться и вылавливать эти эманации - наслаждайтесь! Я не хочу, потому что то, что вышло, это за гранью художественного и не имеет оправдания.

 

«Я позволил себе гнев - мне вообще это свойственно»

 

Одним словом, Гришковец в пух и прах разнёс альбом рок-звезды. Та, как и следовало ожидать, обиды не стерпела и подала в суд, что стало неприятным сюрпризом для писателя, который в итоге и решился записать свой покаянный монолог.

- И я, честно скажу, абсолютно искренне пожалел о своём высказывании ещё в процессе этого разговора. И пожалел не по причине опасений юридических последствий или скандала. Я пожалел о том, что был категоричен, груб и позволил себе гнев - мне вообще это свойственно, - признаётся Евгений. - Мне свойственна категоричность и резкость высказываний, о чём я не раз в жизни жалел и убеждался в мудрости высказывания: "Язык мой - враг мой". Я и сейчас жалею о том, что высказался так, как высказался. Искренне сожалению об этом - о том, что был излишне эмоционален, позволил себе гнев. И вообще это было излишнее высказывание, особенно в публичном пространстве - такого надо избегать. Я пожалел и жалею о том, что мои слова послужили причиной переживаний и, возможно, душевных мук и самой Земфиры, и её поклонников, особенно тех, кому не безразлично моё мнение. Я сожалению об этом, да. Но говорить о причинах моего высказывания, то есть почему я сказал то, что сказал, почему я так высказался и на фоне чего всё это происходило, я не буду. Иначе это будут не слова сожаления и извинения, а уловки, чёрт знает что. Я готов за свой поступок принести искренние извинения. Да, я сожалею, что это произошло, но слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. И теперь - последствия. У меня вообще нет никакого опыта судебных процессов такого рода - я не ожидал того, что Земфира может так поступить. Для меня это просто изумление. У меня не было возможности на сегодняшний день проконсультироваться с юристами, адвокатами, и я не знаю, как и что я должен делать в связи с этим, какие мои должны быть действия. Я только имею представление, я полагаю, я знаю, какое нужно в данном случае иметь поведение. И сейчас я вижу свою задачу в том, чтобы выйти из случившегося достойно, осмысленно и по-человечески. Всё, прошу прощения, что привлёк ваше внимание к случившемуся. Всем добра!

Непонятно, почему обращение в суд Земфиры стало для писателя, как он выразился, "изумлением", ведь рок-звезда не впервые защищает свою репутацию таким способом и долгое время её не зря называли "девочка-скандал". Ещё в 2007 году певица выиграла суд по сходному повод у одного из таблоидов, назвавшего её наркоманкой. Спустя четыре года, в 2011 году, тот же самый таблоид опубликовал в интернете видео с одной вечеринки, где певица якобы нюхает кокаин. Был новый иск и вновь суд встал на сторону звёзды. Вот только тогда сумма компенсации за моральный вред была значительно ниже, чем требует сейчас Земфира у Гришковца - в обоих случаях издание по решению суда выплатило артистке по 100 тысяч рублей. Если исходить из опыта прошлых "наркотических" скандалов, связанных с Земфирой, то надеяться на то, что извинения драматурга возымеют действие и состоится "примирение сторон", особо рассчитывать не стоит. Кстати, как указано в исковом заявление, и сам телеканал будет привлечён в качестве "третьей стороны".

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты