Шоу-биз

Благое дело стало поводом для кривляния известных уфимцев на театральной сцене

28.11.2016 Борис НАДЕЖДИН
На минувшей неделе сцена главного театра Башкирии на один вечер превратилась в средневековый ярмарочный балаган. Слышать подобные визги, крики и истеричный хохот, а также видеть такие отчаянные гримасы и нелепые телодвижения в Оперном еще не приходилось. Спектакль «Не может быть!» по пьесам Чехова и Зощенко можно было даже принять за очередную гастролирующую антрепризу традиционно низкого качества, если бы не одно монструозное «но»: роли в этом одноразовом шапито исполнили так называемые «известные люди Уфы» – руководители успешных компаний, предприниматели и скучающие в своих малопосещаемых бутиках светские львицы.

Светские львы, львицы и другие животные

 

Организаторы сделали ставку на то, что такой состав привлечет больше публики и, соответственно, средств. И не прогадали. Зал действительно оказался до краев полон людьми и их ощущением собственной значимости. Оперный в этот вечер стал дорогой оправой для всей этой уфимской бижутерии, которая мнит себя изысканными драгоценностями. Лестницы не только центральные, но и непопулярные боковые были тщательно оккупированы дамами всех возрастов, наиболее выгодно стоящих в пол-оборота и на три четверти, сверкающих глазками в сторону родных смартфонов. Конечно, из такого интерьера грех не вынести дюжину-другую фотографий. Театр бурлил и булькал, и всякий зашедший неизменно вовлекался в вереницу знакомых и полузнакомых лиц, не успевших скинуть меха, но уже воодушевленно приветствующих своих коллег и приятелей.

Длинноногие красотки, напоминающие сотрудниц кабаре, когда-то продававших с подноса сигареты, вращались в гуще толпы, предлагая всем желающим приобрести с подносов магнитики. Такая покупка также должна была оказать помощь в благотворительном влиянии сегодняшнего вечера.

Зрительный зал прям-таки лоснился от обилия светских львов, львиц и других животных. Казалось, вот-вот откуда-то сверху прольется голос и сообщит, что собрал всю эту кутерьму неслучайно, а на подносе какой-нибудь сексапильной красотки окажется несколько сотен статуэток-негритят. Голос действительно зазвучал, но был вежливым, как в метро: просьбу выключить мобильные телефоны повторили несколько раз в надежде, что это сработает. Заклинание с недалеким юморком на удивление подействовало –  публика смеялась, и некоторые даже лезли выключать звук, интернет и прочие необходимые атрибуты занятых людей.

Особенно печально, что площадкой для столь сомнительного эксперимента стала сцена, на которой делал первые шаги Рудольф Нуреев, а сегодня демонстрируют лучшие образцы оперного и балетного искусства. Особое очарование происходящему придавала огромная растяжка с рекламой кухонь над всей сценой. Конечно, в постсоветские годы кто здесь только ни перебывал: давала концерт разухабистая Лолита, хохмила Елена Воробей, а во время саммитов в театре, превращенном в банкетный вип-зал, пела Валерия. Однако такого конфуза Аксаковский дом еще не переживал. Справедливо было бы отправить этот проект в один из столичных ДК. Но организаторов и публику по-вороньи манил антураж именно Оперного театра с его позолотой, роскошными люстрами и мраморными лестницами, на фоне которых так соблазнительно сделать сэлфи. 

На протяжении трех представленных миниатюр создавалось впечатление, что главными героями в каждой из них являются не сами персонажи или какая-то случайно заложенная в действие мысль, а яркие костюмы, в которых – сюрприз! – крутятся и вертятся предположительно известные уфимцы. Зал начинал азартно шевелиться и похахатывать только тогда, когда носители костюмов начинали взаимодействовать друг с другом не словом, а делом. Просто потому, что актерская игра не выдерживала никакой критики, а вот беготня и поцелуйчики (и даже их видимость) среди городской «элиты» – это всегда весело и повод для сплетен.

 

Ужимки и прыжки

 

Формат простонародного площадного действа – или по-современному антрепризы - был выбран режиссером Олегом Ринге не случайно. И не только потому, что по-другому профессию актера самодеятельные лицедеи не представляют, но еще и для того, чтобы удовлетворить запросы невзыскательной публики. Народ, не отягощенный культурным опытом, на этот марионеточный театр реагировала по-детски простодушно: громких хохотом отзывался на любое кривляние, не то что на шутку. Судя по непосредственной реакции, друзья, родные и коллеги выступающих даже экранизаций представленных пьес не смотрели. Многие из зрителей и в театр-то попали впервые. И сразу оказались на таком сомнительном шоу по мотивам классиков.

Например, одна из самодеятельных актриса - гостиничная пиарщица Инна Морозова – всерьез считает, что «все три пьесы объединяет красивая история любви», о чем она томно поведала в телеинтервью. 

   

Удивительное дело, но образы всех этих чеховских и зощенковских дураков и пошляков как влитые легли на так называемых актеров. Режиссер постарался еще и подчеркнуть эту схожесть, назначив на роль банкира Шипучина в чеховском «Юбилее» светского финансиста Айдара Зубаирова. Особой удачей и постановщик, и зрители посчитали фразу героини Михаила Купмана, который ассоциируется у уфимцев с сетью именных кофеен. Устами старухи Мерчуткиной он ко всеобщей радости повторял: «Кофий ныне пила без всякого удовольствия». Ну разве не мило? К слову, появление на сцене Купмана произвело в зале фурор: сам факт его переодевания в женскую одежду публика приняла за редкую актерскую удачу.

Другим участникам, к сожалению, повезло меньше, поэтому они от лица героев Чехова и Зощенко просто тупо рекламировали заведения друг друга. Публика была в восторге. Рестораторша Имаева продолжила демонстрировать публике скрытые таланты: после пения на проекте «ПроРок» она решила блеснуть еще и актерским даром. Оказалось, что играет она еще хуже, чем поет. Зато своих поклонников она порадовала наработанной еще на рок-проекте изысканной творческой фишкой – высунутым языком. Нескончаемый хохот ее взбалмошной героини, наверняка, до сих пор стоит у зрителей в ушах. Как, впрочем, и непрекращающаяся сценическая истерика Виталия Кулинки и Михаила Купмана - «Юбилей» ударил по восприятию общей визгливостью. За всем этим хаотичным мельтешением и нервными криками содержание чеховской шутки для большинства зрителей осталось недоступным.  

Вторая постановка «Медведь», где близкие контакты третьей степени возникают только в конце, долго держала публику в сонном состоянии и взорвала восторженным оханьем лишь под занавес. Главной изюминкой стала сцена, в которой Лука (щуплый Шамиль Аминов из нацбанка) запрыгивает на «Медведя» - здоровяка Олега Шабанова из БГПУ. Правда, так осталось загадкой, с какой целью лакея помещицы одели в костюм извозчика.    

Антракт пронесся стремительным домкратом: вторая половина вечера была посвящена «Свадьбе» по рассказу Зощенко.

 

Гламурный шабаш

 

Перед исполнителями режиссер поставил вполне ясную цель: как можно подробнее скопировать игру актеров из популярной гайдаевской комедии «Не может быть». И те, видимо, справились с этой сверхзадачей. Например, депутат Рустем Ахмадинуров пребывал в счастливой уверенности, что портной Михаил Афанасьев блистательно исполнил «роль Вицина». Когда же на сцене начала дико комиковать владелица модного бутика Щербацкая, стало понятно, что остальные исполнители совсем даже и не переигрывали. Непонятно почему дамочка решила, что ее героиня должна непременно выглядеть на сцене такой гримасничающей цирковой кикиморой с дурным голосом. 

И возможные режиссерские доводы, что это все-таки легкая комедия, фарс, в расчет принять очень сложно. Достаточно пересмотреть короткометражки по Чехову с Андровской или все тот же фильм Гайдая, который так извратили уфимские бизнесмены. Потому весь этот адский балаган остается на совести посредственного режиссера, который на репетициях призывал исполнителей доводить роли до полного абсурда.

Выгодно отличался от участников всего этого элитного зверинца разве что пес, выскочивший из-за кулис, облаявший героев и убежавший обратно. И еще, пожалуй, Адиль Юлдашев, от лица автора грустно резонерствующий перед каждой сценкой. Видимо, врожденная интеллигентность не позволяла ему карикатурно комиковать. Наверное поэтому и не получил он роли ни в одной из миниатюр, а был выведен на рампу – за рамки основного действия. Своей спокойной манерой игры в труппу спортивный бизнесмен явно не вписывался.

Когда, наконец, все кончилось, и исполнители вышла на поклон, зал в едином порыве встал и искупал актеров в овациях. Букеты один роскошней другого несло на сцену нескончаемым потоком, а исполнители принимали искренние поздравления родных и близких и чуть ли не рыдали от счастья. Подобного запрограммированного успеха Уфа еще не видела. Проект все больше походил на детский утренник, когда счастливые родители готовы бесконечно умиляться любым телодвижениям своих отпрысков, пусть даже самым неуклюжим, и поощрять комплиментом.       

Пока наполнялся гардероб, в фойе второго этажа незаметно зашумело другое представление. Здесь давали концерт те самые талантливые дети, в честь которых и было организован благотворительный спектакль. Но кому они были нужны? Небольшое кольцо зрителей, размазанное по стенам, состояло по большей части из родственников или тех гостей вечера, кого утянули сюда свои же любопытствующие дети. Специфичная акустика театрального фойе глушила микрофоны и фонограммы, но ребята не имели возможности встать в позу и потребовать большую сцену, выступление на которой они-то уж точно заслужили победой в многочисленных конкурсах. Они выступили – без самодовольства, мелькавшего в этот вечер у взрослых, без большого количества зрителей и с большим зарядом таланта. Песня «Все могут короли», в исполнении одного из ребят, внезапно прозвучало более чем символично. Остается только надеяться, что талантливые дети, ради которых весь этот гламурный шабаш и затевался, не стали свидетелями бездарной ярмарки тщеславия на большой сцене. 

 

На творческой игле

 

Стоит отметить, что реализованный в Уфе проект был обкатан уже в нескольких городах: предприимчивые организаторы модных ныне тренингов и коучингов из Самары решили расширить географию и выйти за пределы области. Надо отдать гастролирующим бизнесменам должное: их ноу-хау имеет большой успех, и «местные элиты» не отказывают себе в удовольствии покривляться на профессиональной сцене, а их родные и друзья на все это смотреть. Так в Самаре, Саратове, Воронеже состоялось уже около десятка спектаклей «традиционно комедийного жанра» с непритязательными названиями «Шуры-муры», «Комическое совпадение» или «Свадебные хлопоты» с бизнес-элитой в главных ролях. 

И это на фоне того, что российские провинции с 90-х годов захлебываются от волны пошловатых антреприз, которая все никак не схлынет с подмостков Дворцов культуры. Однако организаторы «благотворительного спектакля» опускают театральную планку еще ниже, давая возможность выйти на лучшие театральные сцены людям с улицы - эдакий приятный бонус для богатых и знаменитых. А то, что это мероприятие благотворительное, заставляет почувствовать себя благородными меценатами и выступающих, и зрителей.

Так уж повелось, что о благотворительных проектах как о покойном – либо хорошо, либо ничего. И для организаторов прошедшего действа – это что-то типа охраной грамоты. Их ждали и анонсы на местных каналах, и рекламные билборды по всему городу, и восторженные отзывы в прессе об увиденном. И действительно: так ли важно, каким именно образом добываются деньги на благие цели – главное, что есть результат! Но после так называемого спектакля сомнений не осталось – качество имеет не последнее значение.

В пример можно привести мероприятия местных благотворителей, которые не только большие деньги для детей собирают, но и культурный уровень уфимцев повышают. В столице Башкирии есть своя традиция благотворительных концертов, когда помощь нуждающимся ребятам приходит от настоящих профессионалов - выступлений Хворостовского, Абдразакова или Спивакова, балетмейстера Владимира Васильева или музыкантов из «Несчастного случая». Отметим, что размер помощи никогда не является секретом. Сумма же средств, собранных самарскими благотворителями, осталась большой тайной. Организаторы уверяют, что не решаются озвучить результаты акции потому, что все суммы разные, и детишки могут обидеться, что кому-то досталось больше, а кому-то меньше. Также осталось загадкой, почему десятилетней домристке Валерии Чепурновой подарили фортепиано: все-таки это немного разные инструменты. 

Шум, созданный вокруг бездарного выступления «известных людей Уфы», прямым текстом и максимально громко говорит: вот эти люди, вышедшие на сцену, – крутые. Им хочется заняться творчеством, они могут себе это позволить, и делают это. Конечно, не ради себя и самолюбования, а ради детишек. Немногочисленные авторы отзывов о прошедшем мероприятии в СМИ и соцсетях рассыпаются в комплиментах: эти «элитарные граждане», несмотря на безумную занятость, оказывается, могут быть «Большими Актерами»! Но стоило ли делать из этой визжащей мухи такого габаритного слона? Ведь можно было без театральщины и кривляния собрать нужные средства – хотя бы за счет тех ресурсов, которые были вложены в репетиции, организацию спектакля и временные затраты самих участников. Что-то подсказывает, что получилось бы даже больше. Но нет, давайте дадим подурачиться ребятам на сцене, они ведь могут. Это элита, «богатыри – не вы».

Думаете, с такой творческой иглы эти люди быстро слезут? Давайте подождем еще немного, а потом вместе ахнем «Не может быть!», когда увидим на театральных подмостках очередной блеск и нищету таланта уфимского бомонда.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты