Шоу-биз

Хор Турецкого провел уфимцев сквозь пространство и время

16.02.2017 Андрей КОРОЛЁВ
Хору Турецкого исполнилось 25 лет, в пересчете на творческие единицы – это около 5500 выходов на сцену. Обширные гастроли по случаю юбилея захватили в свои объятия и Уфу, где хор прежде не раз выступал. Дворец молодежи, в котором подопечные Михаила Турецкого пели всего два года назад, вновь принял вокалистов, представляющих всю палитру мужских голосов. Но если на предыдущем уфимском концерте зал был полон, в этот раз забитыми оказались лишь самые дальние ряды – стоимостью до 3000 рублей.

«Уфа – это уже почти Казань»

 

Места от 3 до 5 тысяч оставались полупустыми, так что публика в течение концерта плавно перемещалась поближе к кумирам. Возможно, кризис ударил по кошелькам зрителей и они не захотели жертвовать такими суммами. А возможно, дело в том, что пик популярности группы пришелся на нулевые, и сейчас к Турецкому и Ко сохраняется ровный, без особенных перепадов интерес, не гарантирующий солд-ауты в региональных ДК. Так или иначе, выступление показало, что хор по-прежнему в форме и продолжает нести свою миссию, с которой он выстрелил в свое время.

Прежде всего, концерт получился честным.  Дело не только в том, что хор выступил в полную силу, а не как обычно делают звезды в отдаленном замкадье. Они показали, что голос может взлетать, рваться, таять и вообще вытворять такое, к чему никто из нас не привык. При этом простое и крепкое доказательство, что голос – это не только средство коммуникации, команда Турецкого проворачивала с видимым удовольствием, что добавляло искр в и без того ярко танцующее творческое пламя. Почти в каждой песне – будь то русскоязычная версия хита Boney M про Распутина или ария из оперы «Паяцы» столетней давности - команда существовала на сцене, как единый организм. Участвовали они в исполнении или нет – независимо от этого участники хора не замирали на месте, а согласно определенным ролям двигались - то по-своему акцентируя звучащее произведение, то разыгрывая между собой молчаливые микросценки, чем-то неуловимо близкие к шуткам кавээнщиков. Даже если внимание любопытных зрителей рассеивалось по сцене, манипуляции хора и самого Турецкого, главного дирижера вечера, раз за разом возвращали публику к самому важному. Глава хора, кстати, тоже по-своему подшучивал, в том числе и про Уфу:

- Главное, что здесь заметно с первого взгляда – это процветающий город. Уфа – это уже почти Казань, друзья!

Основу программы составили песни, вошедшие в свежую компиляцию хора «25 лет. Лучшее». Здесь - фрагменты и из опер XIX века, и из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», и григорианский хорал, и еврейские куплеты, и оммаж советскому кино, даже песня Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат…» приобрела иной оттенок. В числе самых необычных песен оказалась католическая молитва, которую хор исполнил под музыку Rammstein. Последнее, кстати, не столько удивило, сколько порадовало публику – кажется, взрослое поколение окончательно привыкло к тяжелой гитарной музыке. Не меньше радости принес фрагмент концерта, посвященный советскому прошлому: песни «И вновь продолжается бой» и «Комсомольцы-добровольцы» вызвали настоящий шквал аплодисментов. Эдакой вишенкой на торте во время этих песен стал замерший в характерной позе и ленинской кепке один из участников хора, к ногам которого – действительно удачное совпадение! – одна из поклонниц положила букетик гвоздик. Не забыл хор Турецкого и про национальный колорит – второе отделение концерта началось с песни «Туган тел» на стихи Габдуллы Тукая. Возможно, это был самый импровизационный порыв хора, поскольку исполнители смотрели текст песни с мобильных телефонов. Кстати, особого шарма добавляло то, что в каждое исполнение хор добавлял небольшой визуальный элемент, отсылающий к культурным корням произведения – театральную маску, пышную диадему, тогу. Почти все композиции исполнялись в сопровождении небольшого ансамбля (гитары, клавиши, ударные),  исполнений а капелла было всего несколько.

 

Музыка нас связала

 

И хотя почти два часа выступления состояли, в основном, из старого, хорошо знакомого материала, юбилейный концерт продемонстрировал не столько избранное творчество, за которым все пришли понаблюдать еще раз, сколько мастерство владения этим материалом. Грамотно построенная программа не позволяла зрителю ни устать, ни оторваться. В этом немалую роль сыграл Турецкий, традиционно выступивший в качестве играющего тренера – поющего конферансье. Экскурс в историю хора и исполняемых композиций, бесконечные комплименты Уфе и ее жителям, караоке с залом и тонна обаяния – в итоге публику взяли за руку еще в самом начале и с любовью смотрели ей в глаза до самого конца.

- По-моему, мы мешали городу петь, - признался Михаил Турецкий после очередной песни, спетой вместе с залом. – У нас до вас ничего не было! Ну, ничего серьезного. Мы вас очень любим!

А вот концовку выступления хор исполнил по той же схеме, которая сработала в Уфе (и продолжает работать в других городах) пару лет назад: Турецкий сделал предложение, от которого публика не смогла отказаться.

- Нужны жители Уфы станцевать вместе с нами, - заявил Турецкий ближе к финалу концерта. – Давайте, это входит в стоимость билета! Что мешает нам слиться в экстазе на 4 минуты 20 секунд?

Поначалу застенчиво, но потом все смелее зрители потянулись за обещанным – в основном, конечно, женщины. Когда на сцене оказалось более-менее плотно человек 50, хор зарядил попурри из песен конца 80-х вроде «Музыка нас связала» и «Белые розы». В уютной атмосфере дискотечного света и задорного исполнения все желающие танцевали вместе с певцами и фотографировались на память.

В завершение концерта Турецкий в приливе теплых чувств признался, что давно мечтает поставить в центре Уфы сцену и спеть там лучшие песни России. Также он выразил надежду, что эта затея наконец-то может реализоваться при посильной помощи правительства Башкирии. С этой интригой зал отпустили переваривать многочисленные впечатления.

Вообще, когда разговор заходит об опере, многие, в том числе и меломаны, воротят нос – все-таки это особая музыка и специфическое исполнение, общую сумму выдержит не каждый. Скучные детские впечатления чаще всего ставят крест на этом музыкальном жанре. Едва уловимый, но стойкий запах нафталина из него может выветриться разве что в более зрелом возрасте. Поэтому неудивительно, что средний возраст большинства публики на уфимских концертах хора Турецкого не спешит сдвигаться с полувековой отметки. Впрочем, была здесь хоть и в меньшинстве, но все-таки  чуть более молодая публика. Их интерес объяснить несложно, поскольку в этом и заключается главный феномен арт-группы – это команда, которая делает оперные высоты более доступными для  широкой публики, перенося элитарное певческое искусство в более привычный контекст – где-то между новогодним эфиром федеральных каналов и музыкальным ликбезом на «Культуре».

Сейчас, после появления множества соревновательных вокальных проектов, страна вдруг увидела, что талантливых певцов и певиц в России немало. «Голос» и ему подобные шоу показали, что, оказывается, не эстрадой единой жива популярная российская музыка. Поэтому и звезда хора Турецкого незаметно потерялась среди других – то ли по-настоящему ярких, то ли просто оглушительно громких. И тем не менее их живые выступления заново влюбляют и исподволь доказывают – теперь уже 26-й год – что одним только голосом можно пленить человека, отправить его на другую планету и вернуть обратно, оставив на лице какую-то мечтательную улыбку. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты