Шоу-биз

В юбилейном шоу Филипп Киркоров показал, что исчерпал себя как артист

14.05.2017 Андрей КОРОЛЁВ
Популярный певец отметил 50-летие с небывалым размахом: в течение 10 дней ежедневно давал сольные концерты на сцене Кремлевского дворца, один из которых поклонники увидели по ТВ. Пройти мимо этого праздника было практически невозможно – помимо этой трансляции, телевидение устроило настоящую бомбардировку: два выпуска «Пусть говорят», «Вечерний Ургант», документальный фильм «Король и шут» - и все посвящено Филиппу. Тем не менее это информационное изобилие показало, что Киркоров как артист и исполнитель себя исчерпал.

Ты - царь

 

На сцене темно, лучи света выхватывают артистов кордебалета. Они одеты в полосатые одежды, которые по чистой случайности повторяют костюм Шелдона «Эффект Допплера» из комедийного сериала «Теория большого взрыва». Звучат динамичные барабаны. За кадром включается нарезка голосов, объявляющих выступления Филиппа Киркорова в разные годы – в том числе и его собственный голос, и голос его бывшей супруги Аллы Пугачевой.  В какой-то момент становится понятно, что расположившийся на сцене спиной к зрителям человек в пышной королевской мантии и есть герой вечера. Голоса стремительно смешиваются в единый поток, который оглушает светом сцену: Филипп – да, это он! – скидывает мантию. Начинается шоу.

Первая песня «Ты мое счастье» становится определяющим треком для всей программы: «Земля, дай мне знать, где мне искать свою любовь. Открой мне сердце, мудрость, дай мне знак да забери из сердца боль» - темы одиночества, любви и любви к своей любви будут звучать с завидной регулярностью. Крылья, установленные над сценой в качестве декораций, периодически будут меняться и выглядеть недостающим элементом для артиста, который выступает на фоне одинокой, но масштабной буквы «Я». Как тут не вспомнить Пушкина: «Ты – царь: живи один».

Режиссером-постановщиком шоу выступил бельгиец Франко Драгоне, известный по проектам Cirque du Soleil и шоу Селин Дион в Лас-Вегасе. В качестве хореографа - американец Тони Теста, который работал с Майклом Джексоном, Джанет Джексон и Кайли Миноуг. Это нагромождение известных имен, несколько раз уточненное во время рекламы шоу, видимо, было призвано сразить зрителей наповал.

- Идея шоу «Я» уникальна, - обещал Филипп зрителям. - Это не просто концерт. Вместе с Франко Драгоне мы приготовили настоящий спектакль. На время представления зритель почувствует себя героем фантастической истории, путешественником в мир собственных фантазий и грез.

В программу вошло около 40 песен с двойного альбома-компиляции Киркорова «Я». Артист умело чередовал медленные баллады с танцевальными песнями, перемежая более-менее свежие песни старыми вещицами вроде «Я за тебя умру», «Дива». Не обошлось и без прямых заимствований: несколько раз в песнях без труда угадывался Кустурица, однажды – битловская «All you need is love». С заметной частотой Филипп вытягивал гласные ровно так же, как это делает Пугачева – то ли пародируя ее, то ли просто привыкнув к такому гортанному звукоизвлечению за годы совместной жизни.

За весь концерт зал и зрителей показали в подробностях лишь раз – и это в некоторой степени стало одной из кульминаций выступления. Спев полтора десятка песен, Киркоров под заводной проигрыш пошел в зал поприветствовать публику, а если точнее – высоких гостей. Когда Филипп подошел к Алле Пугачевой и Максиму Галкину, Примадонна с усталым взглядом и без улыбки развела руками – мол, нет у нас для тебя поздравительного букета. Пришлось Филиппу довольствоваться цветами от Сергея Лазарева, Леонида Ярмольника, Григория Лепса, Леонида Агутина, Олега Меньшикова.

 

Вокруг своей оси

 

У каждого из представителей нынешней популярной музыки есть свое сценическое амплуа и именно оно подсказывает, в каком ключе будет происходить шоу. Очевидно, что если зрителю хочется перьев, шика и тотальной карнавализации, то нужно идти на Киркорова. В этом смысле его юбилейное шоу разочаровывает. Несмотря на визуальные эффекты, оно было достаточно лаконично и, возможно, именно поэтому не воспринимается как нечто особенное и тем более приуроченное к крупной юбилейной дате. Да, на сцене постоянно танцует кордебалет, но он может удивить разве что длинноногими женскими фигурами или общей слаженностью движений, но не интересными танцевальными идеями. В результате танцоры стали живыми декорациями, чья задача-максимум - оттенять присутствие артиста. Как это часто бывает в нашем шоу-бизе, такое сопровождение не вызывает особых эмоций. Во время выступления вся команда выглядела как дорогой, но заурядный аксессуар, необходимый лишь для того, чтобы огромная сцена не пустовала. На исходе второго часа такое дефиле становится попросту скучным. Да, конечно, на сцене кроме кордебалета появляется несколько как будто бы театрально-цирковых персонажей, но то ли из-за огрехов телетрансляции, то ли из-за недоработки режиссера шоу их линии не считываются как единая история, которая могла бы проиллюстрировать выстроенную программу или добавить остроты.

Смена костюмов (за шоу Филипп сменил их около десяти) не приковывает взгляд – это не добавляет шоу концептуальности, а артисту - неординарности. Ну да, менялись образы, но, к сожалению, с тем же успехом можно было сменить их и два раза, и пятьдесят – разница была бы незаметна. Целесообразен ли такой грустный маскарад? Вопрос спорный. Создалось впечатление, что костюмы сделали концерт больше, чем сам Киркоров - такая смена придавала абстрактному визуальному ряду некоторой динамичности, которая ощущалась по большей части лишь за счет умелого монтажа.

Не сложился и душевный разговор, который мог бы покрепче связать артиста и зрителя в праздничном вихре. За почти трехчасовую трансляцию Филипп полтора раза обратился к публике, витиевато признавшись ей в любви:

- Этот фантастический мир – самый удивительный, что когда-либо можно было вообразить и мечтать. Его существование стало возможным только благодаря искренней любви и поддержке. Только так создаются миры. Я счастлив, потому что посреди многих миров есть только одна вещь, в которой я уверен на миллиарды процентов: мое Я – всегда ваше.

 

Якорь для прошлого

 

Аудитория Киркорова в большинстве своем либо выросла на его творчестве, либо оказалась среди непроизвольных фанатов из-за телевизора. Что самое интересное, этой аудитории по большей части несущественно, о чем поет Филипп. Это жестокая правда, но всем действительно неважно, в чем заключается история в этих нехитрых песенках и насколько фонограммен певец в этот раз (к слову, фонограмма ощущалась даже в трансляции). Публика, в первую очередь, идет посмотреть на Киркорова – живой персонаж российской поп-истории, который все эти годы пел нам из телевизора, что он чей-то зайчик. Люди не хотят приобщаться к музыкальной гармонии, люди хотят приобщиться к индустриальной ярмарке тщеславия.

Сам же Киркоров давно превратился в символ, за которым уже может и не быть нового содержания, только прошлые заслуги. Этот символ любят как доказательство собственного существования, как отметку в паспорте, свидетельствующую не о возрасте даже, а об опытности, которая всегда готова щедро рассказать молодежи о том, что та ничего не понимает в музыке, а потуги современных коллективов – веяния пресловутой моды и бездушная дичь. Не стоит забывать и о песнях Киркорова, которые ничем не отличаются от всей остальной постаревшей российской поп-культуры, которая изо всех сил молодится. Дело не в метафорическом или эмоциональном эффекте слов или музыки. Эти песни интересны лишь как своего рода заклинания, которые, будучи вербализованы, могут быть способны перенести слушателя в то время и место, где когда-то были услышаны впервые. Это якорь, маяк, метка, играющая не на сиюминутных эмоциях, сколько на памяти.

Учитывая эти два фактора, артисты, удержавшиеся на плаву полумертвой отечественной эстрады, могут без особого труда продолжать гнать то же самое из года в год – и все равно с успехом существовать в сердце публики.

Филипп Киркоров находится в поп-культурном пространстве страны больше 25 лет – он почти ровесник Российской Федерации. Если его юбилейное шоу - это предел поисков и открытий, то, очевидно, его творческий потолок достигнут – дальше только очередное самоцитирование и вторичность материала, которые, впрочем, ощущаются уже сейчас. Но независимо от того, будет ли у названного короля российской поп-музыки что предложить публике, он будет по-прежнему популярен в России – до самого конца.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты