Шоу-биз

В фильме «Мой лечащий враг» Утарбаева обманула ожидания поклонников индийского кино

10.07.2017 Андрей КОРОЛЁВ
В уфимском кинотеатре «Родина» состоялась презентация короткометражки Фарзаны Утарбаевой «Мой лечащий враг». Премьеру предварял показ ее дебютной работы «Дикарь», недавно вошедшей во внеконкурсный показ Московского международного фестиваля. Бесплатный сеанс под занавес рабочего дня ожидаемо собрал полный зал. В начале фильма зрителю предлагается статистическая справка о множестве людей, которых находят без памяти в разных точках страны без возможности узнать, где их дом и даже как их зовут. Об этом отчасти и пойдет речь в новом фильме Утарбаевой.

К врачу Рите Альбертовне в исполнении актрисы Русской драмы Айгуль Шакировой попадает очередной пациент. Это мужчина, сбитый машиной и страдающий амнезией, которого сыграл актер Молодежного театра Марат Курбангалеев. Он помнит только свое имя – Альберт, про родных и близких ничего не известно. По стечению обстоятельств именно так звали отца Риты, который бросил их семью, когда Рита была совсем маленькой. Ей кажется, что она узнает в пациенте родителя, Альберту по мере возвращения памяти кажется, что это покинутая им дочь. Словом, для окончательно индийского фильма не хватает только эпизода с узнаванием родственников по родимым пятнам. Тем не менее очевидный сюжет в финале делает небольшой разворот, который вместо точки оставляет зрителям многозначительное многоточие.

Самый громкий акцент в фильме делается на клинике уфимского медицинского холдинга, где и разворачиваются события, причем Уфу в картине не называют по имени, а целомудренно упоминают как «этот город». Кроме того, в фильме сыграли реальные пациенты, сотрудники клиники и даже гендиректор, выступивший продюсером проекта. Продакт-плейсмент навязчиво мозолит глаза, а некоторые эпизоды явно вошли в фильм не столько для развития и поддержания сюжета, сколько в качестве оммажа конкретному медицинскому учреждению. Для кино как такового это, конечно, плохо. Но для режиссера-новичка, ищущего ресурсы для нового фильма, - это, видимо, действительно один из немногих выходов в сфере башкирского кино, которое за последние пару лет только ленивый не назвал бурно развивающимся.

Хочется отметить продуктивность молодого режиссера: 25-минутный фильм сделан всего за месяц, а результат выглядит, как минимум, не хуже других короткометражек, снятых в регионе за последнее время. Фарзана, как и в случае с «Дикарем», пытается уйти от очевидной сюжетной развязки. На первый план она снова выносит неожиданность и недосказанность - более удачную, чем очевидную сентиментальность, продиктованную сюжетом. Подобные решения вполне можно назвать намеком на тенденцию, которая в будущем может выстрелить интересными историями с двойным, а то и тройным дном. При этом Фарзана продолжает обращать внимание на актуальные социальные темы. Правда, в «Моем лечащем враге» тематика явно доминирует над художественной ценностью фильма, но подобный баланс должен прийти с опытом. В случае Утарбаевой, видимо, количество в определенный момент перерастет в качество.  

При кажущейся крепости рассказанной истории потенциал фильма остается до конца не раскрытым. В промежутке от знакомства Риты и Альберта до их последней встречи динамика отношений между ними почти не меняется. Казалось бы, название предполагает от героини бурю эмоций, месть, интригу, хотя бы тяжелый разговор или мучительную паузу, которые по мере возвращения памяти могли бы нагнетать саспенс. Но Рита при каждой встрече с одинаковой оторопью и круглыми глазами смотрит на предположительного отца, а Альберт все так же продолжает бормотать, что вспомнил очередную подробность из прошлого. Какие уж тут враги – между уборщицей и пациентом без бахил и то больше противоречивой ненависти. Если же ключевым моментом фильма должен был стать финал, тогда хронометраж можно было бы смело сокращать, чтобы не размазывать и без того водянистые сантименты.

Актерская игра оставляет противоречивое впечатление. У Курбангалеева получилось создать вполне адекватный задумчиво-растерянный образ пациента, смотрящего не перед собой, а куда-то внутрь. Но в случае с героиней Шакировой чувствуется, как та не играет, а старается играть. Она изображает сомнения, боль, страх, удивление, но все эти эмоции выглядят неестественными, гипертрофированными и натужными. Пожалуй, даже непрофессиональная легкость продюсера, сыгравшего главврача, выглядит удачнее. Приз же зрительских симпатий явно остался у сотрудника клиники Тимура Галиуллина, сыгравшего молодого интерна - пусть и угловато, но с очень большим энтузиазмом.

На основе двух короткометражек можно говорить о Фарзане Утарбаевой, как о подающем надежды начинающем авторе, который пробует себя в новом качестве. Первые работы поставили ее в один ряд с многочисленными энтузиастами, решившими пополнить резко растущую когорту башкирских режиссеров, но не особенно выделили ее в этой толпе. Это дело ближайшего будущего. Ведь заработанный кредит доверия должен дать возможность заявить о себе по-настоящему?

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты