Шоу-биз

Пятерка уфимских музыкантов, прославившихся за пределами Башкирии за 10 лет

14.02.2018 Андрей КОРОЛЁВ
На музыкальной карте страны Уфа мелькает нечасто, но основательно: Шевчук, Земфира и Lumen каждый в свое время стали героями для целых поколений, прорвав границы тихого провинциального городка. Неожиданно со времен их успеха прошло достаточно времени, чтобы появились новые персонажи, которые уже завоевали место под глянцем и в плеерах поколения Z.

Thomas Mraz: мелодичная синтетика R’n’B

Псевдоним, в котором вопрос о мягком знаке стоит как никогда остро, принадлежит 25-летнему уфимцу Алмасу Гатауллину. До 2016 года он был известен в узких кругах как часть уфимского объединения Dopeclvb, которое, в общем-то, на слуху у фанатов жанра. Если его микстейп «Emotional VIII» в 2014 году прошел незамеченным широкой публикой, то первый и пока единственный полноценный альбом «May 13» сразу попал в поле зрения федеральных музыкальных изданий. В частности, «Афиша», тогда еще не до конца растерявшая свое влияние среди хипстеров и всех сочувствующих, поставила релиз вторым в хит-параде лучших отечественных альбомов 2016 года - круче, по их мнению, оказался только «Каспийский Груз». Обратить внимание на эту запись было за что: мелодичная синтетика R’n’B с холодным вокалом, порой улетающим в автотюн, по-хорошему напоминала переливы The Weeknd, которого мир вдруг возлюбил после саундтрека к мелодраматичной псевдоэротике «50 оттенков серого». Более эрудированная публика говорила о самобытной русской версии Фрэнка Оушена, над музыкой которого очарованно замирают не только рядовые слушатели, но и топовые зарубежные музыканты вроде Адель.

В начале прошлого года уфимец стал подписантом объединения Оксимирона «Booking Machine», которое занимается продвижением, организацией концертов и еще много чем. С этого момента карьера музыканта пошла в гору – если осенью прошлого года его турне включало 17 городов, то в грядущих гастролях этой весной их в два раза больше. Примечательно, что пока Уфы в списке нет.

Аскетичный мерч, органичный акцент на гик-культуру – комиксы, отсылки к видеоиграм, виртуальной реальности, аниме – и актуальный саунд успешно собирают аудиторию, уже вкусившую прелести официального совершеннолетия, а то и оказавшуюся на пороге четвертого десятка. Это говорит не только о крутом маркетинге, но и незаурядном таланте, который сейчас только-только раскрывается и вполне может войти лет через 5-7 в число лучших, а не просто поднять бабла. И внимание Мирона – вполне красноречивое доказательство.

 

Elvin Grey: романтика сельских дискотек

Элвин Грей – он же Радик Юльякшин – безусловно, феномен, заставивший забыть дурацкую франшизу о бурундуках и с нуля создавший культ, в который по самое некуда влюблены девочки-подростки как Башкирии, так и Татарстана (ну хоть в чем-то соседи единодушны).

Радик записал первый альбом в 17 лет и постепенно стал зарабатывать имя на башкирской эстраде. Его рецепт успеха за 10 лет, по большому счету, не сильно изменился. Во-первых, это предельно простые и клишированные тексты, которые сравнимы с признанием школьника в любви к однокласснице. Во-вторых, это неглубокая музыка и примитивный продакшн с уклоном в условно модное европоп-звучание с не менее условным восточным колоритом. Парадокс в том, что целевая аудитория, которая в своей жизни не привыкла слушать что-либо, кроме башкирской и татарской эстрады, с интересом обнаружила, что поп-музыка за последние полвека изменилась и может быть другой. И именно поэтому среднее арифметическое «Европы плюс» местного разлива  активно собирает аудиторию «от 3 до 80 лет».

Конечно, отсутствие музыкальных находок и попыток внутренней рефлексии в песнях вызывают недоумение. С другой стороны, любит же народ Стаса Михайлова? Примерно в таком же фанатичном ключе публика принимает творчество Юльякшина. Даже втихорца пишет уютные фанфики с его участием. Впрочем, нельзя не удивиться трудоспособности Радика, который методично отрабатывает концерт за концертом и собирает полные залы – по несколько сотен за год. В конце концов, он стал первым из звезд национальной эстрады, кто сумел в одиночку собрать «Уфа-Арену», а это почти 8 тысяч человек.

Сейчас творчество Elvin Grey последних двух лет залито в магазин iTunes, а его клипы можно увидеть не только в интернете, но и где-нибудь на музыкальных каналах четвертой величины. И тем не менее с таким контентом Радик не сможет выйти за пределы пары национальных республик, в которых еще не угасла романтика сельских дискотек. Так что ждем, когда музыкант изменится по образу и подобию Джастина Бибера - обзаведется татуировками по всему телу и накачает бицуху. Только вот сможет ли он вырасти из своего творчества?

 

Face: невыносимый молодежный угар

«Эщкере» - один из 10 мемов, вышедших в топ «Яндекса» в прошлом году. Это слово – изобретение уфимского рэпера Face – 20-летнего Ивана Дремина, чей альбом побил рекорды по репостам в соцсети «ВКонтакте».  На всякий случай: «эщкере» - исковерканное слово «esketit», которое любит к месту и не очень всандалить рэпер Lil Pump, сжевавший в свою очередь английское «let?s get it».

Lil Pump тут неспроста. Он и еще целая когорта молодых американских рэперов – новая волна в жанре, который давно уже опередил рок по энергетике, скорости роста новых звезд и количеству фанатов. Дремин по-своему адаптировал это направление, положив его на дорожку минималистик-трэпа: басы, перкуссии-трещотки, выкрики, гитарные переборы для медляков. В содержательном плане Face либо предлагает не самые изобретательные доказательства собственного превосходства, которые он преподносит с тонной ругательств, либо эмо-рэп про неразделенную любовь, общую безнадегу и прочий юношеский максимализм. В сумме получается невыносимый молодежный угар, который сложно отличить от мусора – словом, то самое черт знает что, которое мгновенно подхватили подростки, устраивая рэперу регулярные аншлаги. Во-первых, это максимально емко выражает их закованную в пубертат душу, во-вторых – способно шокировать родителей, которые вроде бы привыкли к агрессивной сексуальности повсеместной рекламы и цветастым ругательствам водителей маршруток.

Face на раз-два ловит эти настроения и упаковывает их в короткие эмоциональные песни, где нет ничего, кроме пресловутой меметичности, за которой в последнее охотятся все.  К слову, на ум приходят американцы Ramones, которые  в 70-е произвели похожую революцию в период становления панк-музыки.

Сейчас и фанаты, и противники рэпера затаились в приступе интереса. Дело в том, что артист объявил, что «больше никакого faceguccigang и эщкере», поскольку уже вырос из этого, а клоунаду оставляет «своим рэп-детям». При этом на весну запланирован обширный тур, в финале которого он попытается собрать крупнейшие московские площадки. Предвестником нового стиля станет его новый альбом Public enemy, который предполагается выпустить до начала марта. Изменится ли портрет Фэйса после этого в более интригующую сторону или все эти броские фразы лишь ради очередного хайпа? Сомнительно, но возможно все.

 

«Аргамак»: «этно-все»

Этно-рок-группу «Аргамак» в Башкирии если не знают, то хотя бы раз видели на каком-нибудь местном праздничном концерте. Кажется, за эти годы коллектив Рината Рамазанова успел побывать на всех главных и незначительных площадках республики, выступая по поводам и просто так.

Фишка группы в удивительно энергичном исполнении и стилизациях башкирских народных песен и мелодий, сказаний, легенд и авторских композиций. Акценты и переходы популярных жанров – реггей, рока, танцевальной электроники и многих других команда применяет к традиционной музыке, обыгрывая наиболее харизматичные фрагменты на национальных инструментах – кубызе, курае, думбыре, дунгуре. В сумме получается то, что сам Рамазанов называет «этно-все».

При этом группа крепко заявила о себе на разнообразных фестивалях, причем не только в России и Ближнем Зарубежье, но и в странах Европы и Азии. Синтез современной и традиционной музыки, горлового пения и электрической гитары, курая и современного драйва, перекочевавшего из коммерческого мейнстрима, оказывается интересен многим. И не только как экзотический артефакт, а как вполне современная музыка, примиряющая чуть ли не противоположные интересы разных поколений. В этом смысле при должном развитии «Аргамак» может выстрелить не хуже, чем, скажем, тувинская команда «Ят-Ха», причем башкирская группа как будто бы сразу родилась с прицелом на яркий стадионный формат, который она успешно демонстрирует на концертах любой степени плотности.

К сожалению, несмотря на довольно долгую историю – в следующем году группе исполнится 10 лет, у группы как будто бы нет авторизованной дискографии, хотя разрозненные студийные записи и клипы можно без проблем найти в соцсетях. Конечно, в группу влюбляются на каждом живом концерте, но постоянно рассказывать о себе лишь живыми выступлениями кажется чересчур изнурительным. Не превратится ли «Аргамак» такими темпами в живую легенду, а потом – просто в легенду?

 

«Пицца»: отличный рецепт фоновой музыки

Группу «Пицца», как в одном известном меме, трудно найти из-за гастрономического названия, легко потерять из ежедневной музыкальной подборки и, как выясняется, невозможно забыть. Это действительно любопытный прецедент.

Мелодичные песни команды Сергея Приказчикова, игравшего в нулевые в составе «Виа Чаппы», составляют уже третий альбом «Пиццы». В общем-то, это талантливый соул, который вроде бы и похож на аутентичный американский вроде Майера Хоторна, но с эдаким российским контекстом. Лучезарная мелодичность, воздушная легкость фанковатых и регги-аранжировок, романтически настроенный речитатив – это отличный рецепт фоновой музыки для любого общепита во имя создания уютной обстановки. И именно по тем же причинам отличить большинство этих композиций друг от друга оказывается не так уж и просто. Удивительно, что в эпоху всевозможных Монатиков и Егоров Кридов подобная ниша оказывается практически без конкурентов.

Так или иначе группа готовится встретить первую 10-летнюю отметку и вполне успешно выступает по России, не забывая и про Уфу. В копилке «Пиццы» есть не только противоречивая премия Муз-ТВ в номинации «Прорыв года», но и совсем свежая номинация на «Золотой Граммофон», который, оказывается, все еще существует. Вполне возможно, что в таком же добром состоянии духа и примерно с той же продуктивностью группа проскочит и второй десяток, не обнаружив  ни конкурентов, ни последователей, равномерно предлагая публике то же, что и на заре своей карьеры. Что ж, значит, это кому-нибудь нужно.

Другие новости

АвтоКар +
Фронтальный погрузчик NEO 300, новый, в Уфе
Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе