Шоу-биз

Проданный смех: легендарный Полунин-Асисяй оставил уфимских зрителей с носом

25.02.2018 Лада ВОЛКОВА
Со «сНежным шоу» «самый знаменитый клоун мира», как часто называют Вячеслава Полунина, катается по странам и континентам уже 25 лет - премьера состоялась еще в 1993 году. Но до столицы Башкирии добралось только сейчас, спустя четверть века. Чтобы наверстать упущенное, первоначально планировалось аж семь представлений, но потом их число сократилось до пяти, ведь ажиотажного спроса у уфимской публики шоу не вызвало. Тем более что его создателя, имя которого крупным шрифтом значилось на афишах, публика не увидела: ни в одном из пяти уфимских представлений знаменитый лицедей так и не появился.

Розыгрыш лицедея

 

На любое из представлений в ГКЗ «Башкортостан», где проходили гастроли, можно было спокойно купить билеты прямо перед началом шоу. По данным билетных операторов, нераскупленными оказались, прежде всего, места в партере. Зрителей явно отпугивала их высокая цена, доходившая до пяти тысяч за билет - почти как на постановки любимца уфимских театралов Сергея Безрукова. Но если публика готова из года в год выкладывать немалые деньги за возможность вновь и вновь лицезреть своего кумира в одних и тех же ролях - Пушкина или Есенина, то пяти клоунских шоу Славы Полунина для башкирской столицы оказалось все же многовато. Ведь большинство зрителей хотели сводить на шоу детей, а никаких скидок юным зрителям не полагалось.

Тем не менее на всех представлениях публику в зале в основном представляли родители с детьми самого разного возраста, даже дошколятами. Хотя и солидной публики было немало. Многие взрослые зрители, явно помнившие грустно-веселого Асисяя с надувным телефоном, в знаменитом желтом комбинезоне и мохнатых красных тапках, еще со времен его первого появления на телеэкранах в восьмидесятые годы, пришли именно на него, Славу Полунина. И даже не подозревали, что вместо знаменитого клоуна увидят его дублеров. Ведь массированная реклама несколько месяцев обещала с телеэкранов: «Слава Поунин и его «сНежное шоу» в Уфе! Правда, не многие зрители обратили внимание приписку мелким шрифтом на афише, что роль «желтого клоуна» исполняют совсем другие артисты.

 

Жертвы клоунского беспредела

 

Первое представление в ГКЗ «Башкортостан» задержали почти на час «по техническим причинам», как было объявлено зрителям. Когда, наконец, открыли двери, людям пришлось пробираться на места в полумраке, в едкой пелене, вдыхая резкий запах искусственного дыма. А все пространство зала оказалось завалено бумажным снегом из очень тонкой, почти папиросной бумаги. По ходу представления клоуны в огромных ушанках бегали по залу, щедро  посыпая зрителей этим самым «снегом» - и не только им. Обладателям самых дорогих билетов досталось, что называется, по полной программе: визжащих жертв клоунского беспредела обливали водой и вообще не давали расслабиться. Нужно было то уклоняться от огромных ботинок вздумавшего прогуляться по спинкам кресел клоуна, то выпутываться из липкой паутины, в один миг покрывшей весь партер. Зрелище, особенно с балкона, было довольно жутким - десятки шевелящихся рук, пытающихся освободиться от паутины - в этот момент обладатели дешевых билетов уж точно не завидовали более состоятельной публике, способной выложить на «семейный культпоход» кругленькую сумму. Как и в момент «снежной бури», когда партеру пришлось закрыться руками от белых бумажек, летящих в лицо из мощной пушки. А вот когда в финале в зал полетели огромные разноцветные воздушные шары, балкон явно был не прочь присоединиться к вовсю резвящемуся партеру. Одним словом, интерактива со зрителями было с избытком, но балкону, конечно, ничего не досталось - ни шаров, ни снега, ни паутины.  

А что касается самого шоу, то оно, конечно, было достаточно зрелищным, хотя ничего особенного вроде и не было. Кого же сегодня удивишь мишурой, клубами дыма и мыльными пузырями? Но все вместе выглядело очень эффектно. Стоит отметить и отлично подобранное музыкальное сопровождение - от знаменитой мелодии Blue canary и джазовых композиций до музыки Карла Орфа. В целом впечатления от «сНежного шоу» у зрителей были неоднозначными. Тем более что каждая из постановок, как уверяет сам Полунин, всегда уникальна и неповторима: «Сегодня - это трагедия, завтра - абсурд, послезавтра - нежность, эпичность».

- Для меня это очень грустная история одиночества и человеческой неблагодарности, - поделилась впечатлениями одна из зрительниц. - Не зря главный герой в самом начале выходит на сцену с петлей на шее. От одиночества его спасает внезапно появившийся друг, немного нелепый и неудобный. Но человек не ценит внезапно свалившегося счастья и готов вытирать о спасителя ноги. В итоге он остается один, сам с собой разговаривает по телефону, сам себя отправляет в путь, а в конце концов одиноко умирает в сугробе.

Конечно, понять, что происходит на сцене, оказались способны далеко не все зрители, даже вполне себе взрослые. А уж дети младше семи лет большую часть шоу откровенно скучали - да, им очень понравилось подбрасывать бумажки в воздух, осыпать снегом родителей, смеяться над неуклюжим клоуном, но не более того. Вот только цена за такое удовольствие оказалась явно завышенной. Тем более без заглавной звезды, которая, видимо, посчитала Уфу слишком незначительным городом для выхода на сцену.

 

Маска, я тебя знаю

 

Как выяснилось, 68-летний Вячеслав Полунин, уже давно не появляется на сцене в каждом представлении «сНежного шоу» и в одном из своих интервью даже объяснил почему: мол, если выходить на сцену несколько раза подряд, происходит некое «выгорание» - нужно делать перерыв. Так что в какие-то города он ездит, а в какие-то - нет. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что часть публики отсутствие мэтра клоунады даже не заметила - разобрать, чье лицо скрывается под слоем грима с красным носом, - не так-то просто. Тем более что все запомнившиеся еще с детства номера с телефонами или вешалкой, которые постоянно показывали в передаче «Вокруг смеха», в «сНежном шоу» присутствовали. И некоторым зрителям, наверное, действительно, было не столь принципиально, кто именно предстал в полюбившемся образе смешного и трогательного человечка: клоун - он и есть клоун. Слава Полунин все точно рассчитал, ведь он не простой клоун - он создатель шоу и отлично умеет зарабатывать деньги. Мало кто знает, что именно Полунин еще в 1984 году открыл первый официальный частный театр в СССР. Это был как раз театр клоунады в Ленинграде. А помогла ему Валентина Матвиенко.

«Она была тогда каким-то комсомольским начальником в Питере, - вспоминал Полунин в одном из интервью. - Я пришел к ней и сказал: «Зачем я буду брать деньги у комсомола? Давайте я их сам буду зарабатывать». И она разрешила, то есть благодаря комсомолу я получил первый частный театр».

На сегодняшний день Полунин поставил уже около тридцати шоу, но именно «сНежное шоу», которое даже называют театральной классикой XX века, принесло ему мировую известность. Центральная фигура шоу - тот самый Асисяй, наиболее популярный и узнаваемый образ, несмотря на то, что появился почти тридцать лет назад. Сам его создатель абсолютно уверен, что сегодняшние зрители ничем не отличаются от той аудитории, перед которой он выступал и пятьдесят лет назад. Но чтобы заставить зрителя по-новому взглянуть на затертые до дыр репризы, мэтру клоунады пришлось постараться, пофантазировать, придумать разные фишки, на которые Слава Полунин всегда был большим мастером. Стоит только вспомнить, как он «похоронил» свое первое детище, не менее знаменитых «Лицедеев» - выставив на сцене самые настоящие гробы и переключился с пантомимы на клоунаду. Но Асисяй оказался неубиваемым - нужно было только добавить немного шоу и раскрасить дублеров узнаваемой маской.  

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе