Хронограф

Экс-вице-мэр Уфы Ильдар Хасанов: «Перед новым градоначальником встанет целый ряд проблем»

10.10.2018
Бывший вице-мэр Уфы Ильдар Хасанов поделился своим видением развития столицы Башкирии и дал советы будущему градоначальнику. Напомним, в 2017 году г-н Хасанов попал под уголовное преследование, но на днях суд досрочно снял условное наказание с экс-чиновника. А как только было возбуждено уголовное дело, чиновник написал заявление об увольнении. Сегодня он работает в российской IT-компании - научно-производственном объединении «Сапфир», которая занимается разработкой программного обеспечения для органов госуправления - «видимо, сказалось желание открыть для себя новую отрасль». Признается, что работа интересная, но «не хватает прежних нагрузок и адреналина».

«Было страшно, что судьи примут несправедливое решение»

 

В 39 лет он стал вице-мэром Уфы, отвечающим за инвестиции, а до того, как получить пост заместителя градоначальника, за пять с половиной лет прошел путь от простого экономиста до начальника отдела ценных бумаг и фондового рынка в министерстве финансов РБ, в 26 лет защитил кандидатскую диссертацию, в 28 лет стал директором городского инвестиционного агентства Уфы, а в 37 возглавил «Региональный фонд Республики Башкортостан». Даже бывший мэр столицы Башкирии Ирек Ялалов признавал, что более опытного и знающего человека в мире финансов, чем Ильдар Хасанов, не найти. Сити-менеджер, после увольнения вице-мэра по инвестициям, не раз сетовал на превратности судьбы, лишивших администрацию Уфы столь «светлой головы». 

В интервью «МК» г-н Хасанов утверждает, что уголовное преследование против него было «не политическим», а стало «следствием личных противоречий с человеком, фигурировавшим в деле». 

- Cуд вынес определение о снятии с меня судимости, я официально считаюсь несудимым, - говорит Ильдар Финатович. - Отношение ко мне знакомых и окружения особенно не изменилось, они с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации и продолжают сотрудничать со мной как с профессиональным финансистом и экономистом. Ильдар Хасанов признается, что «было страшно и шокирующе, так как ничего не предвещало таких проблем, а никаких дел с правоохранительными органами ранее вообще не имел». 

- Особенностью моей ситуации было то, что все началось очень резко, внезапно и сразу с ареста, а потом уже было следствие, - вспоминает он. - Обычно бывает все наоборот. Видимо это стиль работы правоохранительных структур. В тот вечер я был очень сильно утомлен после семи совещаний, состоявшихся одно за другим, и, конечно, морально не был готов к борьбе. Супруга моя меня сразу поддержала, нашла хороших адвокатов, позвала родителей помочь с детьми, объяснила ситуацию детям. На удивление, они быстро и правильно все поняли. Основной страх был в том, что на волне модной в нынешнее время кампании по борьбе с коррупцией среди чиновников, под сильным давлением силовых структур, судьи примут слишком жесткое и несправедливое решение, связанное с реальным лишением свободы. Именно это поначалу и произошло в суде при выборе меры пресечения. Но потом, слава Богу, случился перелом в мою пользу и судьи разобрались в этом деле и приняли справедливое решение.

- Трудно было уйти с госслужбы в частный сектор?

- Привыкнуть и адаптироваться к новой реальности мне помог жизненный и профессиональный опыт, приобретенный на государственной службе, а также на работе в коммерческих структурах - двух инвестиционных фондах и в банке. Поэтому мой переход произошел достаточно безболезненно. Хотя прежней активности, адреналина и нагрузок мне иногда не хватает.

 

Непростая пятилетка 

 

- В мэрии Уфы вы не просто курировали инвестиционную деятельность, но и отвечали за городские финансы, экономику, промышленность, торговлю и внешние связи. Действительно, огромная нагрузка… 

- Своими основными достижениями за пять лет работы на должности вице-мэра города я считаю построение правильной и четкой структуры курируемых мной подразделений. Также считаю правильным для развития города решение об объединении функций управления финансами, экономикой и инвестициями у одного вице-мэра, а не за тремя вице-мэрами как было раньше. Также мною и моими коллегами были внедрены многочисленные новшества в работу мэрии, всего их насчитывается более 50. Например, равномерное распределение муниципального долга города на 10 лет вместо трех. Привлечение длинных кредитов и размещение городских облигаций. Введение практики привлечения бюджетных кредитов из бюджета республики сроком на три года и частичное замещение дорогих банковских кредитов. Получение и поддержание на высоком уровне международного и национального кредитного рейтинга города. Подготовка и запуск совместно с минфином РБ программы «Уфимские дворики» по благоустройству дворов и программы строительства новых школ в городе в рассрочку на пять лет. Принятие инвестиционной стратегии города на 2013-2018 годы и рост инвестиций в городе за пять лет в 2,5 раза до 156 млрд рублей в 2016 году. Заключение первых в истории города двух соглашений о муниципально-частном партнерстве. Установление экономически обоснованных тарифов для ресурсоснабжающих организаций ЖКХ, что спасло их от банкротства, утверждение их инвестиционных программ для строительства новых объектов инженерной инфраструктуры. Создание в Уфе фермерских рынков и информационно-туристических центров. Открытие IT-бизнес-инкубатора для начинающих уфимских предпринимателей. И конечно, главной моей задачей в эту пятилетку в мэрии было, совместное с финансовым управлением, ресурсное финансовое обеспечение того огромного количества объектов, которые строились, реконструировались, ремонтировались в городе и большого количества мероприятий - международных и российских, которые проводились в Уфе в это время.

- Что посоветуете будущему мэру? 

- У нашего города уже более 10 лет бюджет дефицитный, то есть его расходы превышают доходы. Это считается нормальным, если долг города и его кредиторская задолженность меньше собственных доходов бюджета. Но в последние три года долги города уже превышают его собственные доходы, которые при этом еще растут слабо. Вот это уже проблема. Ее придётся решать новому руководству Уфы. Нужно будет найти дополнительные источники доходов, снизить неэффективные расходы, сократить число бюджетополучателей МБУ и МУПов. Тогда у бюджета могут появиться средства для сокращения долга и кредиторской задолженности. Также высвободившиеся средства можно было бы направить на мероприятия по постановке на учет городских земель, оформлению на них прав всех землепользователей и увеличению, совместно с налоговой службой, налоговых и неналоговых доходов бюджета от использования городских земель. Кроме того, перед новым мэром Уфы встанет целый ряд проблем, таких как - достижение объема муниципального долга предельных значений, когда согласно Бюджетному кодексу РФ город может делать заимствования только для погашения существующего долга. 

У города имеется большой объем кредиторской задолженности перед исполнителями муниципальных заказов, в том числе перед собственными муниципальными предприятиями, а также большие долги муниципальных учреждений благоустройства семи районов города из-за ежегодного их недофинансирования из городского бюджета. Также существует большой дефицит бюджетных средств для финансирования городских учреждений образования - школ и детских садов. Не меньшие долги у управляющих жилищных компаний (УЖХ) районов города перед ресурсоснабжающими организациями. Придется решить проблему неустойчивого финансового положения и принимать решения о поддержке из бюджета муниципальных предприятий, таких как «Уфимские инженерные сети», МУП «Уфаводоканал» и муниципального управления электротранспорта. Понадобится быстро решать задачу закупки новой коммунальной техники для уборки городских улиц. Эти проблемы, по моим подсчетам, по объему примерно равны годовому объему городского бюджета. 

- Как человек, знающий работу городской администрации изнутри, что можете предложить для решения этих проблем?

- Решить все это самостоятельно, как показала практика последних двух-трех лет, городские власти не могут. Поэтому важнейшим аспектом деятельности нового мэра нашего города будет выстраивание хороших рабочих отношений с властями республики и особенно с минфином РБ, где тоже будет работать новый министр. По моему мнению, для финансового оздоровления городского бюджета требуется перераспределение регулируемых налогов, таких как НДФЛ и налог на имущество в пользу города и увеличения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета республики. Почему это так важно? Потому, что если эти проблемы не решать, наш город в ближайшие годы остановится в развитии, городская инфраструктура - улицы, транспорт, инженерные сети, школы, детсады, будет стареть и разрушаться. Соответственно могут ухудшиться условия жизни горожан.

- То есть надо искать новые подходы из этой ситуации? Допустим, принять новую программу действий…

- Да, Уфе нужна новая программа оздоровления финансов, согласованная и поддержанная правительством и минфином республики. Также необходимо принять стратегию развития города, генерального плана развития и новой инвестиционной стратегии, особенно на фоне снижения частных инвестиций, которые фиксируются в городе второй год подряд. То есть нашим городским властям пора от постоянного решения тактических задач и экстенсивного развития переходить к стратегическому, качественному и устойчивому развитию и планированию.

 

Деньги счет любят

 

- Как в городе сегодня перераспределяются налоговые доходы? 

- Например, налог на добавленную стоимость (НДС) крупной нефтеперерабатывающей компании полностью уходит в федеральный бюджет. 95 процентов от уплаченного налога на добычу полезных ископаемых отправляется в российскую казну, а пять процентов в бюджет региона. Также республика получает 60 процентов от акцизов на ГСМ, а оставшиеся 40 забирают в казну страны. Налог на прибыль, который выплачивается 20 процентами от суммы прибыли, распределяется так: три процента в федеральный бюджет и 17 процентов достается региону. Весь налог на имущество отправляется в казну региона, но республика может до 50 процентов от этой суммы перенаправлять в муниципалитеты. Налог на доходы физических лиц - 13 процентов от зарплаты всех работающих в Уфе распределяются так - 83 процента от общей суммы получает казна Башкирии, и 17 процентов уходит в городской бюджет. Полностью зачисляется в местную казну земельный налог - 1,5 процентов от кадастровой стоимости участка. 

- А как в пропорции, если брать только федеральный, республиканский и городской бюджеты?

- Получается, что основной объем налогов 65-70 процентов идет в федеральный бюджет, 25-30 процентов в бюджет республики и лишь 3-4 процента в местный бюджет. Сейчас из примерно 210 млрд рублей налогов, которые собираются на территории Уфы за год, около 145 млрд рублей уходит в федеральный бюджет, 60 млрд рублей идет в бюджет республики и всего 6,5 млрд рублей остается городу. Частичный возврат средств из федерального бюджета в региональный и далее в местный бюджет происходит в виде субвенций на выполнение отдельных переданных государственных полномочий и субсидий, например, на строительство крупных объектов, таких как набережная, мостов, и дорог. Общая сумма таких перечислений в бюджет РБ в прошлом году составила 35,6 млрд рублей или 27 процентов от всех доходов, составивших почти 132 млрд рублей. В местные бюджеты поступило доходов 33 млрд рублей, из них поступления от вышестоящих бюджетов – 10 млрд рублей или 30 процентов доходов. 

- А ведь ранее налоговое законодательство для регионов довольно либеральным…

- Изменения налогового законодательства в России, примерно с 2000 года постоянно приводят к сокращению доходов местных бюджетов в пользу федерального бюджета и бюджета республики. На примере Уфы это сокращение составило с 12 процентов от объема собранных на территории города доходов в начале 2000 годов и до трех процентов в нынешнее время. Это привело к исчезновению в нашей республике муниципалитетов-доноров. Хотя раньше все крупные города республики ими являлись. С 2016 года дотации начала получать даже столица Башкирии – Уфа. 

- А в республике как обстоят дела с налогами? Тоже большая часть уходит федералам? 

- В начале 1990-х годов российское правительство предоставило регионам широкие полномочия в налоговой сфере и, например, наша республика в 1993 году перечисляла в федеральный бюджет только пять процентов от всех налогов, собранных на ее территории. Изменение пропорций распределения налогов между уровнями бюджетов России происходит, начиная с 1990-х годов почти ежегодно и, как правило, в пользу федерального бюджета. К началу 2000-х годов доли федерального и региональных бюджетов сравнялись. Потом с обоснованием, что после дефолта 1998 года федеральному бюджету нужно рассчитываться с большими внешними и внутренними долгами, долю российской казны стали увеличивать за счет сокращения доли региональных бюджетов. Также этот процесс был связан со свертыванием суверенитета регионов и выстраивания в России жесткой вертикали власти. При этом привилегии национальных республик в составе России в части распределения налогов были отменены. Во времена царской России башкиры, как и другие народы, платили в Москву один налог – десятину - 10 процентов от доходов, причем налог можно было отдавать как в денежном, так и натуральном виде - пушниной и медом. Когда царь поднимал налоги, обычно в связи с войнами, башкиры всегда поднимали бунт и повышение налога отменяли.

Если посмотреть зарубежный опыт распределения бюджетных доходов, то интересен опыт Китая, где налоговые доходы не делятся между уровнями в зависимости от вида налога, как в России, а просто совокупная сумма налогов, собранных на территории делиться на три равные части, по одной трети доли федеральному, региональному и местному бюджету. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты