Хронограф

Глава Госавтодорнадзора Сергей Мережко: «Шантаж власти - неумный ход из 90-х»

06.11.2018 Юлия ЛЕЖЕНЬ
Начальник Западно-Уральского межрегионального управления Госавтодорнадзора Сергей Мережко уверяет, что борьба с нелегальными перевозчиками в Башкирии - «не кампанейщина и она будет только ужесточаться». По словам г-на Мережко, «любые попытки незаконно зарабатывать в сфере общественного транспорта будут пресекаться незамедлительно и очень жестко». Глава регионального Госавтодорнадзора убежден, что сегодня с улиц Уфы практически исчезли нелегалы.

«Мы давно ожидали проявления политической воли»

 

- Мы проводим большую работу совместно с ГАИ, органами местной власти и правоохранительными структурами, - рассказал Сергей Мережко. -  Мы давно ожидали проявления политической воли, хотя и раньше занимались проблемой нелегальных перевозок. Однако в одиночку мы были на этом поле, к сожалению, не воины. Наконец произошло то, о чем мы давно говорили – временно исполняющий обязанности главы региона Радий Хабиров потребовал навести на этом рынке порядок. Начались совместные мероприятия всех правоохранительных структур, эффект от которых виден уже сейчас. Буквально за считанные дни удалось убрать с уфимских дорог незаконные автобусы, сейчас их попадаются буквально единицы. Каждый день с раннего утра до позднего вечера у нас работают восемь-десять патрулей, совместно с ГИБДД.

- Но при этом нелегалы угрожают властям забастовками…

- Действительно, многие маршрутки не вышли в рейсы, все это заметили. Здесь мы получили колоссальную поддержку республиканского министерства внутренних дел, быстро устранившего нелегалов в ходе оперативно-розыскных мероприятий в самом их центре (оперативники МВД по РБ провели обыски в Союзе предпринимателей Уфы, незаконно продающего маршрутные карточки и путевки, - ред.). И вообще, шантаж власти – это какой-то выпад со времен криминальных 90-х, очень неумный. Бессмысленно шантажировать власть, которая знает, что делает, работает в правовом поле и стремится устроить все цивилизованно. Позиция власти - это не кампанейщина, и борьба с преступным бизнесом перевозок не прекратиться, а будет только ужесточаться. Любые попытки незаконно зарабатывать в сфере общественного транспорта будут пресекаться нами незамедлительно и очень жестко.

- Есть проблемы при арестах? 

- Арест является непростой процедурой, которая порой занимает по четыре-пять часов. Водители закрываются в автобусах, различными способами пытаются воспрепятствовать аресту.

- Оружие не применяли против инспекторов?

- Слава богу, нет, но определенное противостояние было. В Стерлитамаке, например, нам приходилось прибегать к помощи сотрудников ОМОНа Росгвардии. Также проводим аресты в Белорецке и других городах и районах республики. Все это дает очень мощный эффект, тем более, что главы муниципалитетов оперативно сообщают нам о случаях нелегальных перевозок.

- Но чуда все равно не произошло: по дорогам по-прежнему едут изношенные автобусы, и это далеко не цивилизованный транспорт…

- Все понимают, что заменить в одночасье весь подвижной состав – слишком сложная задача, нужно какое-то время. Но на совещаниях в аппарате главы республики вопрос замены подвижного состава стоит одним из первых. Машины будут заменяться на более современные автобусы. Причем автотранспортные средства поменяет не только государственный перевозчик, но и в частных легальных компаниях, которые сейчас возят пассажиров на устаревших машинах. Легальные участники этого рынка уже выразили готовность заменить автопарк.

 

«Важно, чтобы муниципалитеты довели дело до конца»

 

 

- При этом Башкирия, наверное, единственный регион, где не соблюдается вступивший в силу в позапрошлом году федеральный закон о транспорте, обязывающий мэрии контролировать перевозки?

- В Уфе провели конкурс по распределению маршрутов до вступления в силу этого закона и, действительно, все осталось как есть - не было ни разработанной маршрутной сети, ни расписания движения, хотя закон обязывает муниципалитеты держать все это под контролем. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда в Уфе работают маршруты, которых нет в реестре, они были «накатаны» нелегалами в течение долгих лет, и люди к ним привыкли. Реестр следует обновлять, чтобы маршруты узаконить. По аналогии с тем, что надо асфальтировать тропинку, протоптанную пешеходами. Уфимской администрации сейчас нужно оперативно составлять документы планирования, собирать межведомственные комиссии и утверждать маршруты постановлением главы города. Тогда люди на остановках будут ждать автобус не полчаса, а несколько минут.

- Вы также отслеживаете работу на пригородных и междугородных маршрутах?

- Да, мы перешли и на это направление. Уже начали арестовывать маршрутки, которые стоят «у бордюра» и собирают пассажиров через интернет или по телефонным заказам. Такие стихийные автовокзалы мы тоже уберем. Пожалуйста, пусть переходят в правовое поле. Но во время опроса пассажиров таких маршруток выясняется, что с официального автовокзала в Уфе не ходят рейсы на Чекмагуш, Акъяр или на Бакалы.

- То есть «нелегалы» удовлетворяли определенные потребности населения?

- Да, и в этих случаях мы, конечно, довезли людей до пунктов назначения, осуществили замену автобусов, чтобы не было социального накала. Но возникает вопрос: почему региональный Госкомитет по транспорту не учитывает этот фактор, ведь закон обязывает местные власти удовлетворять потребности населения в перевозках? В итоге люди вынуждены садиться в маршрутки «от бордюра», потому что госкомитет на позаботился о наличии рейсов до Чекмагуша. Чиновники не изучили спрос на рынке пассажироперевозок, пассажиропотока и необходимости подвижного состава. Сегодня эти исследования необходимо срочно проводить и оперативно применять. Мы еще в начале этого года неоднократно писали письма, где говорили о проблеме и указывали конкретные маршруты, на которые не выходит официальный перевозчик.

- Как у легальных автопредпринимателей обстоят дела с технологическим оснащением – системой ГЛОНАСС, например?

- Все перевозчики готовы к установке, все готовы войти в единую систему, чтобы граждане с помощью мобильного приложения могли отследить, в какое время придет следующий автобус, посмотреть его маршрут. Автопредприниматели согласны и на безналичную оплату, и на чистые автобусы. Но еще при проведении конкурсных процедур надо следить за тем, чтобы перевозчик исполнял все требования. А потом при заключении договоров муниципалитет все равно еще раз прописывает условия: от расписания движения до качества автобусов. Я предлагал еще и прописать установку механических ограничителей скорости движения, чтобы пресечь возникновение аварий с участием общественного транспорта. Важно, чтобы муниципалитет довел дело до конца, прописал требования в документах и следил за их исполнением.

Между тем, в состав Западно-Уральского межрегионального управления Гоавтодорнадзора помимо Башкортостана, входит Пермский край, Оренбургская область и Байконур. По словам Сергея Мережко, «определенные проблемы с общественным транспортом есть везде».

- В Оренбуржье ситуация на рынке пассажироперевозок более ли менее нормальная, а в Перми тоже сложная. Так вот мы поделились с коллегами опытом о проведении арестов, потому что они раньше этим не занимались. Еще до начала кардинальных перемен в сфере общественного транспорта республики мы провели около 20 арестов – съездили в Москву и переняли опыт. Но раньше работа в этом направлении не приносила ощутимых результатов как раз из-за отсутствия слаженности и политической воли.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты