Хронограф

Ну вы блин даете! Как журналистке так и не удалось стать кассиром и пекарем

04.06.2019 Альбина ИБАТУЛИНА
Я очень хотела устроиться на работу. Официальную, с записью в трудовой, налогами и прочими социальными штуками. Хотела променять свободу журналиста-фрилансера на хомут и стабильную зарплату. Хорошая знакомая предложила пройти стажировку на кассира-блинопека в блинную, где трудится сама, и пообещала, что всему меня научит. Однако очень скоро я поняла, что человеку, который ни дня в жизни не проработал в общепите, не имеет специальной подготовки или не обладает талантом блинопека, делать тут нечего.

Куда я попала?!

 

График – три дня рабочих и три выходных, правда, по 13 часов – с девяти утра до десяти вечера. Но работа в моем районе, а это значит, что не придется терпеть ужас в переполненных маршрутках в час пик, что для меня страшнее апокалипсиса, а также тратить время и деньги на дорогу. Зарплату обещали 23-25 тысяч рублей. По моим меркам, а я ведь человек, который перебивается небольшими и непостоянными заработками, - приличная. Я очень загорелась: подумала, что заведутся денежки, а в остальные 15 дней смогу спокойно заниматься творчеством, не парясь о деньгах.

В первый день стажировки мне велели прийти после обеда. Специальная форма не требуется, можно заявиться в любимых джинсах, но желательно найти красную футболку.

И я отправилась на стажировку. Летела, как на крыльях, предвкушая прелести будущей работы, а точнее, заработанных денег. Мысленно я уже поделила шкуру неубитого медведя, то есть потратила денежки по назначению. Еще радовалась, когда представляла, как буду печь блины, а еще тому, что у меня будет халявное питание. Конечно, на чужих харчах можно быстро разжиреть, зато и кошелек будет толще.

Когда я пришла в блинную, надела специальную кепку, сменную обувь и вышла за прилавок, чтобы начать впитывать новые знания. И вдруг выяснилось, что нужно не только печь блины и работать за кассой, но и шуршать на раздаче: поздороваться, улыбнуться, выслушать заказ, а желательно предложить блюдо дня, наполнить тарелку, взвесить, запомнить вес, вбить в кассу по специальным кодам, разогреть еду, если требуется, предложить напитки, а к еде различные добавки – в общем, сервис огонь.

Я растерялась, не зная, с чего лучше начать, но решила, что первое, чему мне нужно научиться – это печь блины, ведь собралась трудоустроиться не куда-то, а именно в блинную.

Естественно, блины надо печь шустро и без косяков: красивой круглой формы, без дырок и комков. Следить, чтобы каждый новый блин не пережарился, не остался сырым или не пригорел. И во время погружения в новую профессию я понимаю, что пригорит не блин, а моя пятая точка, да и мозг будет пылать вечным огнём:

- Блииин, куда я попала?!

Но деваться некуда – работа нужна. Мы живем в мире, где купюры просто так не раздают, а достаются они лишь тяжелым трудом, так что, как говорится, нравится или не нравится, учись и пеки, красавица.

И я решила научиться новому. Первый час внимательно наблюдала за всеми действиями наставницы, впитывала информацию, а потом она предложила испечь первый блин.

Стоит сказать, что в блинной стоит специальная плита с двумя огромными круглыми конфорками, которая называется блинница. Нужно быстро смазать разогретую конфорку подсолнечным маслом, зачерпнуть целый половник жидкого теста, аккуратно вылить в центр конфорки, взять специальную деревянную палочку и размазать круговым движением так, чтобы получился идеальный круглый блин чуть меньше размера конфорки.

И тут меня затрясло, но я взяла себя в руки: «Неужели не смогу какой-то блин испечь?!»  Почему же я испугалась?

 

Первые блины комом

 

Никогда не скрывала, что кухня – не мой конек. Да, я родилась женщиной, но это не значит, что мое место у плиты, а обязанность изумительно готовить в крови.

Я надела перчатку, смазала конфорку, а она постоянно включенная, поэтому и очень горячая, так что смазывать нужно очень быстро, иначе можно заработать тепловой ожог. Зачерпнула половником месиво, вылила тесто, взяла палочку и принялась размазывать. И уже на этом этапе началась какая-то ерунда. Это оказалось совсем не так просто, как видится со стороны, когда это делает другой! В одном месте тесто полезло за края, а в другом мне его не хватило, и края получились такими оборванными, как будто его обглодали мыши.

А тут уже пора взять металлическую лопатку, подсунуть под блин, целиком пройтись, чтобы тесто нигде не прилипло, а потом поставить по центру, приподнять и ловко его перевернуть, а он же огромный! И тут я чувствую себя не блинопеком, а жонглером в цирке. Нет, за мной, конечно, никто не наблюдал, кроме наставницы, но все равно было не по себе.

Я подхватила, приподняла, перевернула и ловким движением шмякнула блин обратно на раскаленный противень, но движение оказалось не таким ловким, как мне показалось, и меня ждал полный провал: чуть ли не половина блина беспомощно повисла в воздухе. Я его подцепила и давай тащить обратно на конфорку. Но за это время он окончательно потерял свой товарный вид, а я жутко расстроилась.

- Не переживай, первый блин комом, - приободрила наставница.

Да, это не оладушки дома печь, когда не важна ни степень прожарки, ни идеальная форма, тут надо как-то приноровиться. Через какое-то время у меня была вторая попытка, которая вышла еще хуже, чем первая. После неудачи я так и не смогла взять себя в руки. Размазывая тесто деревянной палочкой, наделала дырки в самых разных местах, а когда перевернула блин, он порвался везде, где только можно. Больше в этот день я продукты не переводила и блины не пекла, а переключилась на другие обязанности, которые тоже нужно исполнять.

Например, меню на раздаче нужно знать так, чтобы блюда отскакивали от зубов, а они чуть ли не каждый день меняются. Это различные гарниры, мясные и рыбные блюда, салаты, выпечка, соусы, добавки, всевозможные начинки для блинов. На первый взгляд кажется, что опять же легко, но на самом деле это не так. Если гарниры по виду определит любой, то с мясными и рыбными блюдами уже немного сложнее. По виду нужно определить, что перед тобой говяжья или куриная печень, курица под сыром или курица под сыром с помидором, а они похожи, как две капли воды! Помидорка так ловко запрятана поваром, что и не сразу поймешь, что она там есть, а при этом на кассе ошибаться нельзя, иначе несколько ошибок, и привет, недостача. Или если взять рыбу, важно знать, что именно за рыба: лосось или форель, а может, кета? А запомнить состав каждого салата? Это вам не традиционные оливье или сельдь под шубой, которые знает любой россиянин, тут они на любой вкус и цвет, как фломастеры.

 

Свободная касса

 

Отдельное слово стоит сказать о выпечке. Надо знать все названия и помнить, где и какая начинка: беляш, учпочмак, вак-беляш, сосиска в тесте, пирожки с капустой, картошкой, луком и яйцом или сладкие пирожки, ватрушки, а еще пончики, круассаны и самые разные пирожные. Но мне показалось, что все пирожки похожи, а если что-то перепутаешь, потом нахлебаешься гнева от покупателей, ведь люди нынче крайне избалованные и требовательные.

Я рассматривала еду и старалась запомнить, где и что лежит. Проговаривала про себя и понимала, что даже самое трудное интервью мне давалось легче, чем эта потенциальная работа. Я все больше приходила к выводу, что каждый человек должен заниматься своим делом: повар – готовить, водитель – видеть за рулем, а журналист – писать. Но все равно я хотела попробовать свои силы, а потому наставница показала мне кассу.

Кажется, что сама касса простая, как три рубля, но – нет. Разные окошечки, предназначение которых опять же нужно запомнить. Это показалось мне слишком. После каждого наименования нужно ввести специальный код, а потом нажать кнопку «ввести код», о которой я постоянно забывала. Честно скажу, трудно держать в голове одновременно столько всего. Есть специальная таблица, где расписаны все коды: абсолютно у каждого наименования свой персональный код, и его нужно знать наизусть! Если ты его не знаешь, будешь возиться три часа, а люди всегда торопятся и нервничают, если обслуживание происходит долго. Все-таки не зря на продавцов общепита и промтоваров учатся в училище или в колледже почти два года. Или проводят многомесячные курсы. Ох, не зря.

Но все же научиться печь блины – это основная задача, потому что люди приходят, как правило, именно за блинами. Еще важный момент: есть стандартный размер, а есть большой, каждый сворачивается определенным образом. Например, стандартный блин складывается пополам, после чего треугольником, а для big size используется специальная технология, чтобы получился квадрат.

Самое интересное, что просто за блинами люди практически не приходят. Обычно все хотят какую-нибудь начинку, а их невероятно много. Есть сладкие начинки: сироп, варенье, сгущенка, шоколад, ягоды, банан, а есть сытные, например, ветчина с сыром и другие различные варианты. Но это мне предстояло освоить завтра, потому что первый день стажировки пусть и не особо благополучно, но все же закончился, и я отправилась домой. Я была немного разочарована, а по дороге поняла, что у меня очень гудят ноги, потому что за все это время я не присела ни на минуту. Но все же решила выйти еще раз и попробовать. Четыре года назад я научилась водить троллейбус, неужели не смогу справиться?!

 

Второй шанс

 

На следующий день я пришла на стажировку, как мне и сказали, к шести вечера, чтобы остаться до самого конца и посмотреть, как закрывается смена. И я заметила, что чувствую себя немного увереннее: все уже не так страшно, как в первый раз. Я прошлась по раздаче и поняла, что многие блюда уже узнаю, но что касается мясных и рыбных блюд, все перепутала, как перепутала и выпечку.

- Ладно, давай попробуем блины испечь? – предложила наставница.

Она испекла блин, а я снова внимательно следила за ее действиями. Это удивительно, но со стороны реально кажется, что ничего сложного в этом нет, пока не берешься за дело сам.

«Сколько нюансов!» – думаю про себя, но встаю за блинницу. На этот раз уже получилось лучше, но все равно форма была не идеальна, так что блин снова отправили в утиль. Если признаться, не совсем в утиль, а нам на ужин. Но я не хотела сдаваться и испекла еще один. И на этот раз он получился! Не идеальный, но без особых недочетов. Как раз появилась покупательница, которая заказала блин с сиропом. Я полила свое творение вишневым сиропом, и мы его благополучно продали. Больше я блины не пекла, потому что пошел народ, и я помогала наставнице: положить в тарелку салат или гарнир, разогреть вторые блюда или выпечку, налить чай и прочие мелкие обязанности. Кстати, после шести вечера и до конца рабочей смены нужно самой следить за чистотой в зале, то есть убирать со столов и протирать их, потому что кухонный работник уходит домой.

Вскоре подошел мужчина и заказал блин с начинкой:

- Мне блин с курицей, пюре и огурцами.

Наставница провела заказ по кассе, и мы пошли к блиннице, а я шепотом спросила:

- Сколько ему блинов надо, я не расслышала?

- Один.

- Как один?! Он же столько начинок перечислил…

- Это начинка для одного блина.

Не знаю, как так произошло, но в моем сознании это были три блина с разными начинками. А это значит, что сначала надо выучить наизусть все начинки, чтобы не путаться, а их, мягко говоря, немало. Кстати, когда заказывают блин с начинкой, говоришь повару, и он готовит одну или двойную порцию, а ты уже только печешь блин и накладываешь начинку в зависимости от размера: если одна порция – по центру, если двойная – часть слева, а часть справа, а потом складываешь квадратом.

Стоит признаться, расслышать заказы мне было трудно, потому что за спиной почти все время тарахтит холодильник, в котором напитки, а под ухом часто работает чайник, потому что кипяток всегда должен быть готовым. Да и вообще в самом зале весьма шумно. Так что я уже прикинула, что мне придется частенько переспрашивать посетителей, что именно они хотят, а их это будет, без сомнения, раздражать, а в ответ буду раздражаться и я сама, что крайне нежелательно, потому что на этой работе нужно всегда улыбаться и быть очень приветливой и доброжелательной, чтобы не портить посетителям аппетит. Я смотрела на наставницу и восхищалась, как же ей идет эта работа: она колдует за блинницей, на раздаче и за кассой, словно фея, а улыбка ни на минуту не сходит с ее лица. И, если честно, мне даже стало немного завидно, как ей это удается, и я немного приуныла.

 

Каждому – свое

 

- Попробуй встать за кассу, - предложила наставница.

Я согласилась, и это было самое тяжелое испытание, а я почувствовала себя полнейшей неудачницей. Передо мной на листе огромная таблица с кодами, где расписана вся раздача, на самой кассе слева и справа наклеены листы бумаги с кодами от всех блинов, напитков и различных добавок, а еще внутри самой программы некоторая продукция, которая не расписана на листах. Конечно, со временем все эти коды так или иначе отложатся в памяти, но вопрос в том, сколько пройдет времени? Покупатель ждать не будет. А еще наличный и безналичный расчет, как бы не запутаться.

Я, конечно, как-то работала в магазине обуви, но в плане кассы там было очень легко: щелкай себе товар по штрих-кодам, и никаких забот. Еще когда работаешь на кассе, нужно помнить, что все гарниры идут по 120 грамм за порцию, а остальные блюда - по 100 грамм. Хоть это и был второй день стажировки, все равно я путалась в кодах, забывала нажимать специальные кнопки и вообще не очень понимала интерфейс программы. И мне приходилось постоянно звать наставницу, чтобы не накосячить и не создать недостачу, что самое страшное.

Стоит отметить, что в блинной есть и кофемашина. Я вообще не пью кофе, а потому не разбираюсь ни в видах кофе, ни в самой машине, с которой тоже нужно знать, как обращаться, например, как выбрать нужный сорт, куда засыпать кофейные зерна или как чистить машину. В конце рабочего дня нужно все убрать в холодильник, чтобы никакая еда не оставалась на витрине, прибраться, протереть все поверхности, а потом посчитать выручку и сверить кассу. А утром, если потребуется, приготовить тесто для блинов.

Вскоре от такой многозадачности у меня начала побаливать голова. Как-то слишком многому нужно так быстро научиться, а у меня на обучение невероятно мало времени. Как назло, моей наставнице позвонила администратор и сказала, что стажировка длится всего три дня по три-четыре часа, потом нужно выйти в смену, а я намеревалась ходить учиться как минимум неделю.

Я расстроилась, а повар это заметила, кинула на меня сочувствующий взгляд и сказала очень важную вещь, после которой я глубоко задумалась:

- Представь, что ты останешься одна. А еще представь, что будет, когда наступят выходные: народу много, почти все семейные, по три-четыре человека, а это значит, что нужно испечь пять-шесть блинов. Придется печь блины на двух конфорках одновременно и бегать от кассы к блиннице. А еще есть приходят люди, которые работают поблизости. В выходные почти всегда очередь. Подумай хорошо, справишься?

Я представила и ужаснулась: как же я буду справляться, особенно первое время? Печь блины по технологии толком не научилась, кассу не освоила, коды не выучила, а на это однозначно нужно время. И в конце второго дня стажировки я очень хорошо осознала, что трех дней мне явно не хватит, а учить нет времени, потому что работник нужен срочно. Не буду отнимать чужое место работы, кому оно реально нужно и кто умеет печь блины.

Кроме того, мне рассказали историю, как до меня стажировалась другая девушка. Она ходила почти две недели, но так и не справилась. Значит, я не одна такая криворукая, это радует. Но самое грустное в том, что девушка выходила в смену одна: опыта крайне мало, справляться не успевала и, увы, наделала недостачу. И это меня окончательно отпугнуло, ведь я пришла зарабатывать, а не вкладывать в чужую кассу.

А еще я поняла одну простую вещь: человеку, который ни дня в жизни не проработал в общепите, не имеет специальной подготовки или не обладает талантом блинопека, делать тут нечего. Поэтому я трезво оценила свои возможности и решила не мучить ни себя, ни наставницу: честно призналась, что больше не приду. Плакали мои так и не заработанные денежки. Все, что я могу сделать полезного для этой отрасли, – это описать свой опыт, и это будет моя главная заслуга.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты