Хронограф

Более 80 процентов жителей Башкирии ощущают близость по духу с гражданами страны

16.02.2020
В чем суть Стратегии государственной национальной политики РФ, принятой в 2012 году и рассчитанной до 2025 года, и как в целом развивается ситуация в этой сфере, мы поинтересовались у директора Центра гуманитарных исследований минкультуры РБ, кандидата политических наук Марата Марданова.

- Национальная политика, была и остается важнейшей задачей на каждом этапе исторического развития нашего государства, - полагает г-н Марданов. - Это объясняется не только многонациональностью России, в которой сегодня проживают представители более 193 народов, но и необходимостью регулирования процессов в данной сфере. Если вспомнить историю, в 90-е годы процессы в сфере межнациональных отношений были, по сути, оставлены без внимания государства. Функции и профиль ведомств, отвечающих за национальную политику, все время менялся и не был четко прописан в российском законодательстве. С 2000-х годов ситуация изменилась кардинальным образом. Программной статьей Владимира Путина, опубликованной в 2012 году «Россия: национальный вопрос», были заложены основы современной этнополитики в стране. Разработанные затем документы стратегического планирования, их реализация позволили восстановить суверенитет страны, а государство фактически вернулось в национальную политику. Был создан Совет по межнациональным отношениям при президенте РФ, а в 2015 году после долгого перерыва в составе федеральных органов исполнительной власти воссоздана структура, ответственная за реализацию национальной политики – Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России). В 2016 году принята комплексная госпрограмма РФ «Реализация государственной национальной политики».

 Однако ключевым событием стало принятие в 2012 году «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года», обосновавшей основные направления деятельности государства по укреплению единства российской гражданской нации при одновременном сохранении этнокультурного многообразия России, обеспечении интересов входящих в ее состав этнических групп. Наконец, в декабре 2018 года Владимир Путин подписал указ о внесении изменений в Стратегию. Причиной послужили новые вызовы и угрозы, продиктованные внешним давлением со стороны Запада, а также возвращением Крыма в состав России.

 Все это позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время складывается единая система управления в сфере национальной политики, включающая в себя специализированные органы власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 

- Как идет реализация положений Стратегии конкретно в Башкортостане? 

- Если говорить о Башкортостане, то общий анализ свидетельствует о том, что в регионе проведена значительная работа по реализации установок Стратегии. Осуществляется целый комплекс мероприятий, в том числе по профилактике ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, в реализации которого принимают участие не только органы власти, но и общественные, религиозные организации, представители экспертного сообщества. Постепенно, в соответствии с положениями Стратегии, идет внесение изменений в региональные госпрограммы, путем их «привязки» к целевым показателям, обозначенным в федеральном документе. Далее, в рамках формирования региональной системы мониторинга в 2015 году был создан наш Центр гуманитарных исследований при Министерстве культуры РБ. 

Основное отличие нашего Центра от существующих институтов заключается в том, что ЦГИ исключительно и целенаправленно занимается вопросами межэтнических отношений, делая при этом упор на практическую помощь органам государственной власти.

- Как вы оцениваете современное состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в РБ? Что сегодня больше всего волнует жителей региона? 

 - Лучше всего об этом говорить не абстрактно, а используя результаты социологических опросов. Центр гуманитарных исследований уже четвертый год, проводит социсследования о состоянии дел в межнациональной сфере республики.

Итоги последнего социологического опроса Центра, проведенного весной 2019 года, показали, что граждан сегодня больше всего беспокоят рост цен, безработица, развал сельскохозяйственного производства, коррупция. Это узловые проблемы, которые требуют особого внимания. На этом фоне настроения в сфере этноконфессиональных отношений выглядят гораздо лучше. Более 80 процентов респондентов считают, что в Башкортостане существуют доброжелательные, нормальные отношения между людьми. А абсолютное большинство населения региона (80,7 процентов) не испытывает настороженности или неприязни по отношению к представителям какой-либо национальности. Другими словами, жители региона о межнациональных проблемах говорят не так часто и это результат сложившихся гармоничных отношений между различными этносами в республике. 

- Регулирование национальной сферы – приоритет государства, а какова в этом процессе роль национально-культурных и общественных объединений РБ? 

 - Среди механизмов реализации государственной национальной политики в Башкортостане необходимо отметить интенсивно развивающиеся институты гражданского общества. К ним относятся различные общественные организации и в первую очередь национально-культурные объединения. Несмотря на то, что порой можно встретить критические оценки их деятельности, не стоить забывать, что национально-культурные объединения несут на себе целый ряд важных функций – от сохранения уникальных этнических традиций и культуры своих народов до урегулирования конфликтных ситуаций. Более того, через проведение различных фестивалей и праздничных мероприятий с их участием, в регионе формируется позитивная национальная повестка. Разве это плохо? В настоящий момент в Башкортостане официально действуют более 70 национальных общественных объединений. Основная их часть входит в состав Ассамблеи народов республики и Дома дружбы народов. В регионе выстроена системная работа с главными организациями трех крупных народов РБ – Всемирным курултаем башкир, Собором русских Башкортостана, Национально-культурной автономией татар РБ. 

- В последние годы в стране особое внимание уделяется укреплению межэтнической солидарности, формированию единой общегражданской идентичности. А как складывается ситуация в региональном контексте? 

- Для российского государства единение людей на основе общих ценностей сегодня является приоритетом. Федеральный центр определил главную цель – выработка наднациональной гражданской идентичности при создании условий для развития культурной и этнической основы народов многонациональной России. Основной показатель общегражданской идентичности – чувство близости с гражданами России, измеряемый по методике ФАДН, составил, согласно результатам социологического опроса 2019 года – 80,1 процентов. Это означает, что более 80 процентов жителей Башкортостана ощущают духовную близость с гражданами страны. При ответе на вопрос «Кем Вы себя чувствуете в большей мере?» 24,8 процентов респондентов назвали себя больше башкортостанцами, 32,2 процентов – гражданами России, 34,5 процента в равной мере россиянами и жителями республики. В этой связи еще раз хотелось бы отметить, что общегосударственная и региональная идентичности на современном этапе развития России – не взаимоисключающие феномены. Ярким примером этого, может служить Республика Башкортостан. Формирование российской общегражданской идентичности и одновременно сохранение этнокультурного многообразия является одним из приоритетных направлений в реализации государственных программ в области национальной политики в регионе. Как не раз отмечал Радий Хабиров, четкое позиционирование республики и понимание своих возможностей – это вопрос конкурентоспособности. Следовательно, осознание собственных конкурентных преимуществ, местный патриотизм – значимый ресурс, который способствует положительной динамике и продуктивности регионального развития.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты