Хронограф

В 2019 году услугами госперевозчика воспользовались 13,5 млн льготников

04.03.2020
В 2019 году автобусы «Башавтотранса» перевезли 87 млн пассажиров, из них - 13,5 млн льготников. Между тем, категории граждан, имеющие единый социальный проездной билет (ЕСПБ), весьма обширны. Это и обычные пенсионеры, и ветераны войны и труда, военнослужащие служившие в горячих точках, «чернобыльцы», инвалиды, школьники, студенты и малоимущие семьи - всем им государство гарантирует право на льготный проезд.

Однако в Башкирии услугу по перевозке льготных категорий пассажиров оказывает только государственный перевозчик, затрачивая собственные средства. Частные автопредприниматели за минувший год не перевезли ни одного «льготника», как, впрочем, и во все предыдущие годы. Оказывать такую услугу не просто. Это так называемые выпадающие доходы: пассажир сначала пользуется льготным проездом, а только потом, иногда через несколько лет, государство возмещает перевозчику потерянные деньги. Неудивительно, что частники не спешат заявлять, что готовы взять на себя полноценную перевозку обездоленных граждан - бизнесу это не интересно. Работающие на этом рынке стремятся получать деньги здесь и сейчас, а не с длительной отсрочкой. 

Тем не менее, если говорить о цивилизованном рынке, который выстраивают власти региона в РБ, проблему перевозки льготников придется решать. Поскольку пока эту социальную функцию «тащит» на себе «Башавтотранс», занимая лишь 15 процентов рынка автоперевозок. В свое время частные перевозчики вытеснили государственное автопредприятие с многих маршрутов. И это значит, что «льготники» поражаются в правах, не имея возможности воспользоваться гарантированной им государством услугой, там, где работают коммерческие автобусы. 

- «Башавтотранс» потому и называется стратегическим предприятием, что берет на себя выполнение социальных функций, - рассказывает депутат Курултая РБ Рустем Мусабиров. - Только государственный перевозчик может позволить себе отправляться в самые дальние уголки республики и перевозить пассажиров там, где частник работать не будет из-за отсутствия прибыли. На нерентабельных маршрутах работает государственное автопредприятие и в городах, потому что вывозить людей надо, а главы городов и районов не могут заставить поехать частных перевозчиков туда, где они не смогут «снять сливки». Так что всегда надо учитывать, что «Башавтотранс» работает себе в убыток, но это его главная функция - перевозить людей там, где это необходимо. 

По мнению депутата, к «Башавтотрансу» не стоит подходить с той же меркой, что и к частным перевозчикам. 

- Для частника главное - прибыль, для государственного перевозчика - безопасная и качественная услуга, - говорит он. - И помимо социальных функций, госпредприятие выполняет все обязательные требования на этом рынке. Например, в прошлом году «Башавтотранс» заплатил 600 млн рублей налогов, а все частники вместе взятые - 15 млн. К счастью, сегодня у автопредприятия появились новые автобусы, уже проще будет работать. 

Напомним, в минувшем году в Башкирии началась транспортная реформа, призванная навести порядок на этом рынке. Республика вытеснила с дорог нелегалов, закупила новые автобусы, перекроила систему маршрутов, внедрила в автобусах безналичную систему оплаты проезда и единую транспортную карту «Алга». Самое главное, что теперь по городам региона передвигаются автобусы, зарегистрированные в мэрии по всем правилам. 

Армия частников, зарабатывавших на этом рынке не один десяток лет, стала легальной, но не оставила нелегальных привычек. Так, во многих автобусах частных перевозчиков, например, не принимают безналичную оплату. Что уж тут говорить о том, чтобы заставить коммерсантов перевозить льготников?  По мнению экспертов, для того, чтобы привести общественный транспорт Башкортостана к единообразию и вытеснить с маршрутов изношенные автобусы частных перевозчиков, все-таки пока лидирующих на этом рынке, потребуется несколько лет.  

- Всем хотелось бы, чтобы по нашим улицам ходили современные, комфортабельные автобусы, чтобы они двигались четко по расписанию, - объясняет г-н Мусабиров. - Частным перевозчикам надо понять, что легких «черных» денег здесь уже не будет, что теперь этот рынок контролируется государством и работать на нем будут лишь те, кто готов соответствовать всем стандартам безопасности и платить налоги. Пройдет время, уйдут те, кто гнался за легкими деньгами, а оставшиеся будут обязаны соблюдать все законные нормы. Кстати, перевозка льготников – это тоже очень важно. Но, наверное, для того, чтобы частные извозчики это осознали, тоже пройдет не один год.  

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты