Хронограф

Эксперт: «В мире 30 компаний, которые занимаются содой, но ни у кого нет шиханов»

05.09.2020 Альбина ИБАТУЛИНА
По мнению экспертов, Владимир Путин, потребовавший выяснить, как получилось, что башкирское производство соды, бывшее государственным, перешло в частные руки, на самом деле «подал сигнал для всего бизнеса». Напомним, сразу после заявления главы государства в Генпрокуратуре сочли приватизацию содового завода незаконной, а Арбитражный суд Башкирии уже арестовал все акции содовой компании.

- Президент уже не раз заявлял, что бизнесу пора прекращать смотреть на запад, - объясняет доцент кафедры управления проектами и маркетинга Института экономики, финансов и бизнеса БашГУ Ильмир Нусратуллин. - Он ясно сказал: «У вас есть ваша страна, есть ваши регионы, вы работаете здесь, соответственно, и деньги тратьте здесь, в том числе и на модернизацию производства».

- Все началось с того, что акционеры содового производства отказывались вкладываться в модернизацию? 

- В начале лета было несколько вариантов развития ситуации. Все считали, что, скорее всего, компания будет все же разрабатывать Куштау. Люди были уверены, что несмотря на протесты, все же эту гору отдадут. Потому что раньше как ставили вопрос: либо Куштау, либо содовое производство. Чтобы вы понимали, «Башкирская содовая компания» - одна из крупнейших в республике, ее выручка 60 млрд рублей, бюджет Уфы в два раза меньше. А бюджет Башкортостана - 240 млрд рублей, как четыре производства соды. Выручка у них 60 млрд, чистая прибыль по итогам 2017 года - 12 млрд рублей. И акционеры хотели получить дешевое сырье, потому что не хотели отказываться от части своей прибыли. Одно дело, когда вы получаете семь млрд ежегодно, а другое дело, когда вы будете получать два млрд ежегодно. Они считали, что можно 700 млн отправлять на благотворительность республики, а они в это время, разрабатывая Куштау, будут экономить миллиарды. Но развитие ситуации показало, что такой вариант уже неприемлем. Позиция акционеров была больше похожа на позицию ребенка, которому нужна именно эта конфетка в виде Куштау: «Дайте нам». В мире, наверное, около 30 компаний, которые занимаются содой, у них абсолютно разные условия, но ни у кого из этих компаний нет шиханов. Но когда заявление о деприватизации прозвучало из уст президента, ситуация коренным образом изменилась. Вообще, ситуация вокруг производства соды и Куштау развивалась очень быстро и привела к таким неожиданным результатам - и политическим, и экономическим, и человеческим. 

- Что изменится для Стерлитамака, если предприятие станет государственным? 

- Там работают 12 тысяч человек, но проблема не только в них. Вся экономика Стерлитамака в принципе заточена под эту компанию. Если не будет компании, не будут покупать товары, начнется безработица, и у Стерлитамака будут очень негативные последствия. Но на самом деле, и об этом говорили, в том числе, и защитники Куштау, проблема-то не в «БСК». Оно может продолжать работать и дальше. Проблема именно в этом объекте, который они хотят разрабатывать. И если летом стоял вопрос Куштау или «БСК», то сейчас тоже стоит два варианта: либо компания разрабатывает альтернативные источники и применяет альтернативные технологии, либо это будут делать уже другие собственники. В заявлении Путина был четкий сигнал акционерам, что нужно находить какой-то консенсус. И этот консенсус должен быть таким, чтобы не будоражить население Башкортостана. Вариантов развития производства множество: есть и технологии, есть и альтернативные месторождения. 

- А если республике вернется контрольный пакет?

- Скорее всего, Башкирия будет недополучать чистую прибыль в виде дивидендов, а будет направлять все эти деньги на инвестиции. То есть в ближайшие несколько лет доходов от компании для бюджета республики не будет, потому что нужно будет вкладываться в месторождение и модернизацию. 

- В генпрокуратуре обещают дать оценку всем действиям не только владельцев этого производства, но и государственных чиновников…

- Дело в том, что это не первый случай, поэтому у нас были в истории прецеденты, когда возникали вопросы к итогам приватизации. Могут признать эту сделку незаконной. Вообще, на мой взгляд, сегодня борьба и внутриэлитные конфликты здесь неуместны. Раз уже есть заявления президента страны, то сейчас не нужно бороться, а находить определенный выход.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты