Хронограф

Во время Великой Отечественной войны шоферами трудились даже женщины

08.05.2021
В 1941-м всю мощь государства направили на помощь фронту для разгрома врага. Автотранспортные предприятия страны отправляли на поля сражений Великой Отечественной технику, на которой в мирное время перевозили пассажиров и сельхозпродукцию. Не остались в стороне и транспортные предприятия Башкирской АССР. К примеру, Месягутовская автоколонна почти всю технику передала армии. На оставшихся в тылу машинах пришлось работать женщинам, которые на ходу осваивали шоферскую профессию.

автомобиль, на котором в 1933 году группа трактористов проходила обучение на шоферов

Автоцех, ставший впоследствии Месягутовским автотранспортным предприятием «Башавтотранса», возник 15 августа 1938 года. Спецколонна была образована по приказу Башавтоотряда народного комиссариата связи СССР в селе Дуван Дуванского района. Начальником Дуванской спецавтоколонны назначили Александра Ивановича Минчука. 7 марта 1939 года Башавтотрест «Союззаготтранса» объединил Дуванскую, Месягутовскую и Кигинскую колонны в Месягутовский автоотряд, к которому присоединились еще Ярославская, Учалинская и Большеустьикинская колонны. Основная база находилась в селе Дуван, а Месягутовская и Учалинская автоколонны продолжили работу на прежних местах.  

База автоколонны в селе Дуван располагала деревянным помещениями для ремонта автомобилей на четырех машинистов. В деревянном доме конторы размещались все службы автоколонны, находился красный уголок и столовая, где готовили для водителей. Токарный и сверлильный станки, вулканоаппарат размещались в каменном помещении. Компрессор для накачки автомашин – под навесом. Электростанция-локомотив обеспечивала только автоколонну и сушилку для дров. Заправка автомобилей была на территории базы. Все помещения отапливались дровяными печами. Снабжение запчастями, материалами было организовано через Башавтотрест из Уфы.

Автопарком в основном перевозили зерно в Сулеинский и Красноуфимский элеваторы. 

Машины зачастую простаивал из-за недостатка топлива, потому расходование и отчетность по бензину были очень строгими.

В 1939 году 80 автомобилей автоколонны перебросили на Финскую войну. В 1941 году все автомобили, за исключением ГАЗ-АА и газогенераторных, были отправлены на фронты Великой Отечественной войны. Остальные 26 машин были сосредоточены в селе Дуван. Поскольку шоферов не хватало, были организованны краткосрочные курсы вождения для женщин. По брони были привлечены шоферы-наставники Ростовцев и Гареев. Женщины работали шоферами и перевозили зерно, скот, мясо, кожу, шерсть и кору. Трудились 13 часов в сутки, а в некоторые месяцы и более. За невыполнения задания шоферов строго наказывали, приравнивая к изменникам Родины. Выполнявших и перевыполнявших задание месяца поощряли мукой или зерном, а к праздникам снабжали мясом, присваивали звание Стахановца. Все старались выполнить месячное задание, не считаясь с отдыхом или другими личными делами. Все было направлено на помощь фронту для разгрома врага.

Женщинам-шоферам тяжело было работать на оставшихся автомобилях. Без ежедневного ремонта невозможно было выезжать, поэтому приходилось работать по 18-20 часов в сутки, чтобы выполнить задание по перевозке груза. Проработав несколько месяцев шоферами, представительницы прекрасного пола стали увереннее выезжать на линию и даже ремонтировать автомобили в случае неисправности.   

1 мая 1943 года Учалинский автоотряд перешел в Месягутовский, который к этому времени располагал 130 единицами техники общей грузоподъемностью в 290 тонн. Это были машины московского завода АМО, ставшие первым советским грузовым автомобилем, среднетоннажные грузовики Горьковского автозавода ГАЗ-АА, знаменитые «трёхтонки» ЗИС-5, которые были основным транспортом армии во время Великой Отечественной войны, а также несколько газогенераторных машин, работающих на дровяном топливе.  

Для рабочих было организовано подсобное хозяйство и столовая с разовым питанием. На 12 гектарах выращивали картофель, капусту, свеклу, морковь, пшеницу, овес. В автоколонне было три лошади, пять коров и более сотни свиней. Подсобное хозяйство существовало до 1949 года.

В 1953 году авторота выполнила план грузоперевозок к 36-й годовщине революции. За успехи в труде управляющий Башавтотрестом Божуховский лично вручил коллективу переходящие знамена Обкома КПСС и Совета министров Башкирии. 

Через год автороту передислоцировали из Дувана в село Месягутово. В этом же году появились первые услуги для пассажиров. Авторота получила четыре грузотакси, которые перевозили пассажиров по маршрутам Дуван – Сулея, Ярославка – Сулея, Большеустьикинск – Сулея. В 1955 году автоколонна получила четыре 20-местных автобуса ПАЗ-651. Для работы на пассажирских машинах подобрали самых лучших и дисциплинированных водителей - Леванова, Камалетдинова и Ростовцева.

В 1958 году Башавтотрест объединил Месягутовскую автороту и Месягутовскую автобазу в Кигах в Месягутовское автохозяйство в селе Месягутово с филиалом в Кигах. В 1964 году при автохозяйстве были организованы курсы шоферов. Учебные наглядные пособия – агрегаты, узлы, отдельные части автомобиля в разрезах - были изготовлены в мастерской. В 1977 году впервые были образованы бригады водителей. Сначала пять бригад в грузовой колонне, а позже семь - в пассажирской. Через год впервые был образован бригадный подряд по вывозке асфальтобетонной смеси, гравия, щебня на дорогу Месягутово – Сулея. В 1984 году закончили асфальтирование 87 километров дороги Месягутово – Кропачево. 

Со временем дороги стали лучше, повысилась скорость автомобилей, сократились поломки у машин. Водителям стало намного легче совершать поездки и перевозки грузов. Наряду с основной работой по перевозке грузов, пассажиров, ремонтом автомобилей, коллектив автотранспортного предприятия активно участвовал в благоустройстве территории АТП, сажал деревья около кинотеатра и парка «Победы», ежегодно принимал участие в субботниках, а также в посеве зерновых, уборке хлебов, свеклы, картофеля.

С 1983 года Месягутовское автотранспортное предприятие - одно из крупных автотранспортных предприятий северо-востока Башкирии. Предприятие перевозило хозяйственные грузы и пассажиров. Грузовой парк состоял из 36 автомашин разной грузоподъемности и назначения. На территории АТП располагался бокс для техобслуживания и ремонта автобусов, грузовых автомашин, административные здания, автозаправочный пункт, котельная на газовом топливе, плотницкий цех, магазин запчастей, автошин и других товаров. 

Сегодня это автотранспортное предприятие - одно из самых крупных на северо-востоке Башкирии. Месягутовское АТП перевозит пассажиров Дуванского, Мечетлинского, Белокатайского, Кигинского и Салаватского районов, а также работает на междугородних маршрутах.

Ермолаевская автоколонна Мелеузовской автороты 1939 год

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты