Хронограф

Башкирский летчик-космонавт Урал Султанов: «Мы до сих пор ползаем по планете»

11.04.2022 Наталья АЛЕКСАНДРОВА
Заслуженный летчик-испытатель, космонавт-испытатель Урал Султанов считает, что земляне сделали пока еще только первый шаг на пути освоения космоса, и нам еще предстоит много открытий. 73-летний космонавт родился в Башкирии и несмотря на то, что уже давно не летает, по-прежнему в отличной форме, жизнерадостен и открыт для общения.

so.bashkort.org

- Мне приходилось щекотать богу пятки, но инопланетян я не видел, - шутит Урал Назибович. 

Г-н Султанов полагает, что профессия космонавта перестала быть пределом мечтаний всех мальчишек, но вопросы изучения космоса и конструирования новых аппаратов по-прежнему актуальны.

− Так происходило с любыми профессиями, - полагает знаменитый летчик. - Например, когда-то очень высоко ценились врачи, когда их было меньше. Но хорошие врачи и сейчас ценятся. То же будет и с хорошими космонавтами.

Когда-то Уралу Султанову повезло получить поистине уникальную летную подготовку. Удалось не только воплотить мечту о полетах, но и стать летчиком-испытателем, получить опыт пилотирования различных истребителей и даже работать космонавтом-испытателем в отряде для полетов на орбитальном корабле «Буран».

− Просто повезло, - констатирует Урал Назибович. - Я ведь и летчиком-испытателем не думал, что стану. Но вот повезло - стал. И тут — пожалуйста, летай на любом истребителе. А потом мне говорят: подумай, может, тебе и на ракетах полетать. И все получилось, проблем не было. Наоборот, я как слон после купания доволен жизнью.

Больше всего г-на Султанова интересовало именно пилотирование истребителей. Поэтому о том, что не случилось космического полета, не жалеет — он стал бы одним в череде испытательных заданий.

В том, что землянам предстоят новые космические достижения, Урал Назибович ничуть не сомневается. Еще есть над чем работать и россиянам, и их конкурентам по освоению космического пространства.

− Если разобраться, то мы еще же ползаем по планете, - поясняет он. - Мы же более 500 километров высоту не набирали. Кто-то летал на Луну, или не летал, вопрос еще открытый, но пусть даже и летал, - все равно мы ползаем по планете. Оторваться от Земли нам удалось на высоту 400-500 километров, не больше.

До сих пор не разработан альтернативные способы вылета из атмосферы и возвращения из космоса. Многоразовые космические корабли оказались слишком дорогими и для России, и для США.

− Поэтому они сейчас в таком забвении, но не в полном, - говорит Урал Султанов. - Все равно они когда-то возродятся. Возврат из космоса снижением достается практически даром, но это опасно. Вот Илон Маск хочет сконструировать такой корабль, чтобы он возвращался. Результаты пока еще зыбкие — он же не просто так летает, но и возит с собой топливо — и тем не менее. Была хорошая разработка - многоцелевая авиакосмическая система, когда космический корабль «сидит» на спине большого самолета и стартует с него с высоты примерно 10-13 километров. Затем выходит на заданную орбиту, там выполняет какую-то задачу и возвращается. Эта система висит в воздухе и на практике она еще не была применена.

Между тем г-н Султанов абсолютно уверен, что нынешним подросткам в будущем вполне по силам такие задачи. 

- Вполне возможно, что сегодняшние дети со светлыми умами и ясным взглядом создадут летающую тарелку и отправятся в гости к представителям внеземных цивилизаций, - шутит легендарный летчик. - Но понадобится время — лет триста. Чтобы вырастить новых космонавтов, нужна хорошая система подготовки и больше летных училищ. У нас есть военные летные училища. Но стране нужно больше летчиков. Чем больше летчиков, тем более качественная подготовка летчиков-испытателей. А они - промежуточное звено подготовки пилотов космических кораблей. Будущее освоение космоса будет зависеть от того, как мы настраиваем наших юных дарований, насколько они этого хотят, как они заинтересованы. Ребята у нас талантливые есть. Толковые, умные, а образование и опыт можно только наработать.

Как профессионалу, летчику по-прежнему интересно пилотировать, но оказаться в роли космического туриста Урал Султанов не хотел бы. Это — удел тех, кому «деньги карман жгут».

— Вот что удивительно: пока пилотировал, ночные кошмары на «летную тематику» не беспокоили, - отмечает космонавт. − Но как только ушел на пенсию, начал пилотировать по ночам - не знаю даже, что делать. Я бы не сказал, что часто, но два раза себя ловил на пилотировании истребителя.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты