Стадион

Роковой декабрь: «Салават» не выиграл ни одного матча и откатился во вторую половину таблицы

10.12.2020 Алексей ГОРЮНОВ
Башкирский спортивный флагман в декабре не выиграл ни одного матча и снова откатился во вторую половину таблицы Востока. Что происходит с командой?

Начнём с того, что "Салават Юлаев" практически перестал забивать. В трех декабрьских матчах "юлаевцы" забросили всего дважды, пропуская по три шайбы. Если после ноябрьской паузы казалось, что команда хорошо отдохнула и наконец нащупывает заветный баланс между обороной и нападением, то к концу ноября это ощущение испарилось полностью - уфимцы провели в декабре худший отрезок в сезоне. Возможно, именно попытки играть в тотальный хоккей, активно действуя всей пятёркой без шайбы, оказались для башкирских мастеров непосильной задачей. "Салават" не играет в прагматичный хоккей, не умеет действовать по счёту, не практикует сдерживание. Даже имея преимущество в счете, "юлаевцы" играют на встречных курсах и пытаются поддерживать высокий игровой темп. Неоднократно команда была за это наказана - на все 60 минут физических кондиций игрокам просто не хватает, и мастеровитый соперник в концовках дожимал потерявших кураж уфимцев. Несоответствие физических возможностей тем задачам, что ставит перед командой тренерский штаб, является одной из важных причин нестабильной игры "Салавата Юлаева" в текущем сезоне. Команда способна провести несколько хороших матчей, произвести благоприятное впечатление, которые быстро рассеивается на фоне последующих перепадов в игре.

Общая усталость не была бы столь фатальной, находись в рабочем состоянии ударное звено уфимцев. К сожалению, главный тренер команды, похоже, один-единственный не видел угрозы в слишком большой зависимости команды от легионеров. Он бросал финнов на все сложные направления - в равных составах, на большинство и меньшинство - затыкал игроками ударного звена любой слабый участок игры команды. Мы ещё месяц назад писали о том, что легионеры не двужильные и такой подход грозит скорыми неприятностями. Журналисты неоднократно высказывали свои опасения на пресс-конференциях. Но что мы можем понимать в хоккее, правда? В итоге к зиме от лучшего в лиге ударного звена остались одни легенды двухмесячной давности. Одна шайба в трёх матчах и та в большинстве - всё, на что оказались способны хвалёные уфимские иностранцы. Их винить не в чем - налицо моральное выгорание, помноженное на банальную физическую усталость. Слишком многое взвалил на них тренер, не доверяющий никому другому. Как можно было не предсказать подобного развития событий - уму просто непостижимо. Можно забивать гвозди и микроскопом, но вменяемым тебя после таких решений вряд ли назовут. Только сейчас, после провального отрезка, Ламса признал, что его ударная сила, пожалуй, и правда немного подустала:

"По поводу нашей первой тройки нападения, да, отчасти я с вами согласен, что какой-то свежести им уже не хватает. Но отмечу, что сезон очень длинный и самое главное здесь – продолжать в этой ситуации работать, только это остаётся. Надеюсь, в ближайшее время парни наберут кондиции снова, те, которые были у них до этого спада". 

Никаких особых выводов главный тренер из сложившейся ситуации не делает. Хоккей - командная игра, но ответственность и обязанности в "Салавате" делятся очень неравномерно. Имевший в своём распоряжении, помимо иностранцев, одну из самых забивных русских троек прошлого сезона Кугрышев - Кадейкин - Жарков, третьего снайпера минувшего чемпионата Сошникова, перспективного распасовщика Воробьёва, восходящюю звезду Амирова, Томи Ламса умудрился создать команду одного звена. Потолок таких команд - первый раунд плей-офф, и то, если повезёт. При этом тренер, словно нарочно, три месяца создаёт самые фантастически невозможные сочетания из россиян, которые при первом же рассмотрении оказываются неработающими, но рулевой "юлаевцев" с завидным упорством на них настаивает.

Далеко за примером не пойдём. Удачное звено в ноябре наконец-то получилось с участием Михаила Воробьёва и Родиона Амирова, которых тренер долго не допускал до полноценного игрового времени. Атакующую связку уравновешивали более универсальные Пётр Хохряков или Данил Башкиров. Амиров и Башкиров надолго отправились в молодёжную сборную и это оказалось серьёзной проблемой. Место Амирова занял Илья Баранов, которому не удалось сходу начать забивать то, что для него создавал Воробьёв. Логичной перестановкой выглядел перевод в это звено Дмитрия Кугрышева - снайпера более опытного и стабильного. Ламса действительно перевёл Кугрышева к Воробьёву, но почему-то не вместо Баранова, а вместо Хохрякова. С Кадейкиным в звене не осталось ни одного финишёра, а в третьем обосновалось сразу двое - только вот обороняться оказалось в этом сочетании некому. Эта работа вновь легла на плечи Воробьёва и третья тройка начала пропускать. Одним махом разрушить баланс сразу двух звеньев - это нужно уметь! Глядя на подобные перлы тренерской мысли, остаётся лишь подозревать, что все перестановки глава тренерского штаба делает абсолютно рандомно, без сопоставления сильных и слабых сторон игроков, безо всякой определённой цели. Заявка на игру - сложный пасьянс или, если хотите, пазл, который в Уфе собирается с помощью кувалды и известной матери.

При этом никаких оргвыводов не делается даже после провальных матчей. Казалось бы, домашнее поражение от "Динамо" со счётом 0:3 - достаточно веский повод для серьёзного пересмотра, как минимум, заявки на игру, но на следующий матч против "Магнитки" команда выходит ровно в том же составе. Убирается из состава защитник Лисовец - автор единственной на тот момент шайбы, заброшенной в декабре, и в ворота возвращается Юха Метсола. Результат в этом случае немного предсказуем - очередное поражение, на этот раз со счётом 1:3. Прогресс, что ни говори!

Подводя некоторые промежуточные итоги, заметим, что команда, до такой степени сдувшаяся после одной игры урезанным составом в Хельсинки, это команда с большими проблемами. Которые тренерский штаб решить, похоже, не в состоянии. Руководство клуба всё больше становится заложниками своего летнего решения назначить финна главным тренером команды. Пока ни одно из заявленных преимуществ данного специалиста не обрело реального воплощения. В регулярном чемпионате команду, как и прежде, немилосердно штормит, при этом ссылки на эпидемию ковида больше не состоятельны. С молодежью Томи Ламса, очевидно, работает исключительно из-под палки, а пресловутой системности в игре команды не наблюдается и в первом приближении. Есть определённые шаблоны, которые тренер пытается натянуть на команду, как сову на глобус, без оглядки на окружающую реальность.  И упрямство на грани приличий.

Команда определённо нуждается в усилении атакующих порядков после потери Никиты Сошникова. В плей-офф не помешал бы забивной форвард с крепкими нервами, пусть даже из второго эшелона, если топовых форвардов найти не удастся. При этом всё равно нет никакой уверенности, что новичка любого уровня не ждёт судьба бежавшего от Ламсы Сошникова, никак не выбирающегося из ямы Кадейкина или вымотанных финнов. Даже первая скрипка мира не спасёт оркестр, проблемы которого за дирижёрским пультом.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты