Стадион

Капитан «Салавата» Григорий Панин: «Мы делаем классное шоу»

31.01.2023 Алексей ГОРЮНОВ
Капитан «Салавата Юлаева» Григорий Панин в большом интервью рассказал о хоккее как шоу, трэш-токе, работе с молодёжью, обязанностях капитана, причинах нестабильности «Салавата», «Уральской классике», путешествиях по республике и планах на жизнь после карьеры.

Разговор мы начали, естественно, с недавнего «зеленого дерби» в Уфе, одним из самых заметных участников которого был капитан уфимской команды:

– Видите, какой праздник мы создали для любителей хоккея, всей Башкирии, для популяризации хоккея. Кто даже никогда не смотрел, не интересовался спортом – слышали об этом матче. Это была классная игра, считаю, что мы всей командой сыграли здорово и тренерский штаб показал свой характер и это привело к хорошему результату.  

– Почему шестая встреча с «Ак Барсом» получилась такой эмоциональной?

– Думаю, предвестником этой игры был матч в Казани, который мы проиграли и череда неудачных игр в целом. Перед своими болельщиками, тем более в «Зеленом дерби», наш хотелось показать, что нас еще рано списывать и все комментарии, которые мы получаем, мы хотели оправдать.  Думаю, оправдали.

– «Салават Юлаев» настолько зависит от настроя?

– От настроя очень многие зависит, как и от системы игры. Очень много винтиков одной большой машины. Много составляющих.

– Получается, что на предыдущие принципиальные дерби «Салават» не всегда должным образом настраивался?

– Вполне возможно! Вы же видели, какая была игра. Невероятная!

– С большим трудом удалось победить, несмотря на настрой. Команды уже достаточно готовы к плей-офф, чтобы уступать в чем-то?

– Если сравнивать с предыдущими встречами, то вы правильно говорите, что основной чемпионат заканчивается и мы подходим к части сезона, где нас ждут как раз вот такие игры. Это была такая генеральная репетиция и для «Ак Барса» и для нас.

– Такие игры отнимают много эмоций. Как настраиваться на следующие матчи?

– Очень многое зависит от индивидуальной подготовки. Как каждый игрок себя готовит, как он восстанавливается, как он восстанавливает энергетические, психологические запасы. Для следующих игр это очень важно. Когда ты «выхлёстываешься» в такой игре, на следующую обычно приходится спад. Это зависит от каждого, от тренерского штаба, тренировок. Плюс многое зависит от болельщиков, которые сидят на трибунах.

 

«В Нижнекамске был провал!»

 

– Судя по предыдущему выезду, без максимального настроя «Салават» не побеждает. Даже Нижнекамск показал, что на мастерстве не выехать?

– Нижнекамск показал, что у них и желания и настроя было больше. Мы поплатились за недооценку соперника. Но с «Ак Барсом» и «Локомотивом» были достаточно хорошие игры. Не такие, как после в Уфе, но неплохие. Причины поражений крылись в мелочах: где-то ты недоработал в зоне, где-то шайбу не вывел, не столкнулся. Они не были провальными. В Нижнекамске, да – был провал.

– Показалось, что в Казани хозяева доминировали.

– «Ак Барс» играл мощно, играл первым номером все три периода. Мы играли втором номером, ждали ошибки, но… В тот раз их тактика сработала.

– Дома ваша команда показала, что может играть не только вторым номером. Насколько часто вы готовы играть в таком ключе?

– Я не могу вам прямо ответить на этот вопрос. Мы готовы так играть каждую игру, но мы также смотрим, в какой хоккей играет команда соперника. От этого зависит, с каким планом на игру против них мы будем выходить. Тренерский штаб всё это изучает и на тренировках и разборе до нас доносит.

– В команде много молодёжи. Насколько они уже умеют правильно восстанавливать запасы эмоций?

– У каждого возраста есть свои методы восполнения энергии, как они переключаются между играми. Может быть, у них это не чтение и походы в кино, но я вижу, что эти пацаны уже достаточно профессионально относятся.

– Но «Салават Юлаев» нельзя в этом сезоне назвать стабильной командой. Это связано не с тем, что эмоций не всегда хватает?

– Вполне возможно, что это один из компонентов того, чего не хватает для стабильности. Помимо молодых, и мы, взрослые, порой допускаем ошибки. Мы как-то проще к этому относимся в силу опыта. Молодые ребята тоже закалятся и станут хорошими игроками-профессионалами.

 

«Советский хоккей и воспитание уже в прошлом»

 

– Вы не первый год капитаните в «Салавате». Капитану сложнее с опытным составом или с молодёжью?

– Я учусь каждый год. Шестой сезон я в команде и каждый сезон приходят новые игроки со своими характерами, набором профессиональных и непрофессиональных качеств и я им не навязываю своё, а смотрю, что человек из себя представляет. Как он реагирует на ту или иную ситуацию, как ведет себя, когда проблемы в команды и как, когда всё хорошо. От этого зависят какие-то подсказки. Но чтобы кого-то шапкой бить – я думаю, советский хоккей и советское воспитание уже прошли.

Сейчас мы больше призываем к осознанности. С пацанами общаешься не так, что я на таком уровне, а ты вот здесь. Нет, мы все здесь на одном уровне. Вместе делаем общее дело и все стремимся к кубку. Общение у нас с ними расслабленное, чтобы у них не было ощущения, что какой-то дяденька от них чего-то требует. Ты ещё своим примером показываешь, а они это видят и «наматывают» потихоньку.

– Когда вы начинали, была совершенно другая обстановка?

– Конечно. Отчасти, наверное, это и является причиной, почему я с молодыми на равных. Я над ними прикалываюсь, но и они надо мной. В мою бытность действительно ходили тише воды, ниже травы. Ребята все взрослые, что-то не то не скажи – лишний раз не заговоришь. Разные, конечно, были, но общее впечатление от того периода именно такое сложилось.

– Так и молодёжь сейчас другая. Более дерзкая, свободная.

– Конечно, другая. Дерзкая, свободная, но и понимающая. Они чувствуют разницу. Чуть голос повысишь, он такой оп и всё понял – это уже лишнее.

– Тем не менее, требовать с молодых всё равно нужно?

– Требовать нужно. Есть такая штука, как рост молодого спортсмена, но не бывает роста без ошибок и не бывает становления личности без моментов стресса. Они через это тоже проходят.

– Часто приходится вести серьёзные разговоры?

– Серьёзные разговоры часто ведутся всей командой. Отдельных личностей мы не выделяем. Что касается индивидуальных ошибок, то во время игры я могу крикнуть что-то нелицеприятное, в момент эмоций. В тренировочном процессе какие-то замечания делаю.

– Вы уже упоминали личный пример…

– Не только я личным примером воздействую. Женя Бирюков, Коля Кулёмин, Тимкин и другие взрослые ребята, которые опытные, много поиграли, они своим примером показывают.

– Возьмём последний выезд – никто пример не показал. Одна молодёжь забивала и вы.

– Я случайно забил (смеётся).

– Я к тому, что лидеры «юлаевской» атаки частенько уходят в тень в ответственных матчах и молодёжь не поддерживают. За кем тянуться молодым нападающим?

–  Ты не можешь каждую игру проводить на пределе своих эмоций. Эмоции тебя физически могут «выхлестнуть» и ты следующие игры можешь провалить. Плюс накапливается физическая усталость. Те, про кого вы говорите, у них тоже есть усталость. Их нужно поддержать, дать им передохнуть. Ребята которые повзрослее и сами чувствуют, что у них не всё получается. Это такие тонкие настройки всего механизма, которые тренерский штаб пытается регулировать.

– Но что делать, когда лидеры перестают тянуть? Кто должен вмешиваться?

– Тренеры проводят своё собрание с командой, потом они уходят и мы внутри команды тоже высказываем свои мнения. Ребята, нужно идти на ворота, нужно бросать и закрывать вратаря, нужно врезаться. Все эти компоненты банальные, но это всё то, что работает и помогает выигрывать.

 

«Мало кто в хоккее этим занимается»

 

– У «Салавата» не в каждом матче получается идти на пятак, сталкиваться, вылезать на ворота. Что делать?

– Похоже, только своим примером. Это так будет работать.

– В «зеленом дерби» вы своим примером, по-моему, сразу обе команды завели.

– Так это же отлично! Матч стал украшением чемпионата.

– Мне показалось, что как раз после той смены, за которую вы сразу двоих соперников сокрушили, казанцы занервничали, отсюда все стычки и заварушки начались.

– Это уже анализ после игры, который вы проводите. Для нас же игра продолжается, нет времени подумать, а классно я сейчас сделал или плохо. Нужно продолжать играть, создавать моменты, атаковать и обороняться. Со стороны спортсменов на льду эти моменты вот так щёлкаются (щёлкает пальцами). В одной 30-секундной смене у тебя несколько технико-тактических действий, зацикливаться ты не можешь.

– Вы не были бы собой, если не оставили за собой последнее слово. Выложили пост в социальной сети, где упомянули пса. Кому он был адресован - болельщикам, которые скандировали это слово в адрес Александра Радулова?

– Я увидел после матча в сети плакат…

– «Потерялся пёс. Не ищу»?

– Да. А у меня была прикольная фотка, подумал, почему бы не выложить. Хоккей - это же шоу! Мы вчера показали классное, офигенное шоу! Почему бы не подкрепить его элементом трэш-тока, как происходит у бойцов UFC? Сталкиваются болельщики разных сторон, вовлекаются люди, которые раньше были далеки от хоккея: «Ты видел, что он написал?», «А ты видел, что он ему ответил?!». Это столкновение выливает в популяризацию спорта в принципе. Команд – в данном случае «Салавата» и «Ак Барса» - «зеленого дерби» и хоккея в целом.

Такие элементы должны присутствовать в нашем виде спорта, я считаю. Их очень мало! Мало кто из пацанов этим занимается. Я не говорю, что я первый, но я подумал, а почему бы и нет.

– Расстроились, что вас повторно не выбрали на матч звёзд?

– Не расстроился. Думал об этом какой-то период, честно скажу, но там так быстро это всё произошло. Меня кто-то из ребят уже спрашивал, расстроился ли я, что в прошлом году всё отменилось, а в этом не позвали. Да нет, выбрали лучших, кто должен был поехать. В прошлом году мне болельщики помогли, спасибо им огромное. Нет, у меня без матча звёзд всё хорошо.

 

«Для планов на будущее у меня есть образование»

 

– Вы провели альтернативный праздник. «Уральскую классику». Сложно было организовать? Сколько сил затрачено?

– Не столько силы, сколько связи. С моей стороны, со стороны Егора Яковлева – это всё нужно было скомпоновать. Конечно, были люди, которые занимались организацией, у нас-то чемпионат идет, игры через день. Не без ошибок, но я считаю, что для первого раза достаточно хорошо всё прошло. Хорошее дело сделали для детей. Много спонсоров присоединились, оказали поддержку, подарили ребятам форму. Приехали известные блогеры, спортсмены.

– Большая команда занималась организацией?

– С моей стороны занимался один человек, со стороны Егора тоже кто-то занимался. Команда работала, не то, чтобы я это всё контролировал. С нами обсуждались основные вопросы, но установление шатров или ассортимент напитков с нами точно не обсуждали.

– Но промо-ролик вы снимали сами и даже снег пришлось самим почистить.

– Это не большая проблема. Ну снег почистили, что такого? Мы в детстве его чистили. Мы начинали играть, кучу этого снега убрали (смеется).

– Много времени прошло с тех пор.

– Это да.

– Почему решили взяться за такой проект? Хотелось чем-то заменить отмененный матч звёзд?

– Нет, это идея уже была, мы планировали в любом случае. Помните, мы несколько лет назад уже играли в Уфе с мальчишками на уличной коробке? Я и сам периодически с супругой выбираюсь поиграть на улице. Она у меня тоже когда-то занималась хоккеем. Иногда узнают, но обычно нет – я там в черной куртке. Погоняю шайбу с мелкими – мне классно! Им, я думаю, тоже классно. Из этого идея и родилась.

– Не просто же вы решили, а давайте шайбу с детьми погоняем? На что в глобальном смысле направлен этот проект?

– А это вы немного позже узнаете.

– Я так понимаю, есть и продолжение совместных планов с Яковлевым?

– Конечно. Но говорить об этом пока не могу. Хочется сделать «Уральскую классику» ежегодным турниром для детей. Может быть, это останется в таком же формате, может разовьется во что-то другое. Хочется делать такие мероприятия, чтобы участвовало много детей, много популярных людей, чтобы популяризация шла в областях Башкирии и всей России, где хоккей не так доступен.

– Вы-то глухие уголки нашей республики изучили получше местного жителя. Давно у вас в соцсетях не видел путешествий по Башкирии. Везде уже побывали?

– Последний раз в свой выходной ездил в Сарву, но там я был уже пять или шесть раз. То что в пределах двухсот километров, куда можно сгонять после тренировки до конца светового дня, мы объездили уже по несколько раз. А ехать куда-то за 300-400 километров – нужно отдельный день выделять. Путешествия не прекратились и, думаю, не прекратятся. Летом, конечно, это приятнее делать, зимой бывает труднодоступно.

– В Сарву ездили не на Крещение?

– Нет. В прошлом году мы поехали с Пашей Коледовым и оба там застряли, часа два ждали трактор, который нас вытаскивал.

– Не купаетесь зимой, как Никита Щитов?

– Нет, как Никита не купаюсь, но на Крещение ныряю. В прошлом году нырял, а в этом немного приболел и было такое внутреннее состояние, что стоило сделать паузу.

– Все ваши проекты так или иначе все рассматривают как некие задумки на будущее после хоккея.

– Для планов на будущее у меня есть образование. Высшая школа тренеров. Вот это план, которого я намерен придерживаться. Тренерский путь мне интересен, я в этом кое-что понимаю. Чтобы быть тренером, хотя бы помощником, нужен опыт и достаточно серьезный. А чтобы стать главным, нужно пройти огонь воду и медные трубы.

– Планируете сразу в КХЛ работать или начинать со ступеней пониже?

– Даже не знаю, как это сложится. Конечно, хочется сразу работать с ребятами, которых ты знаешь, которым ты можешь передать свой опыт.

– В любом случае речь ведь не о следующем сезоне?

– Я планирую еще поиграть, пока здоровье позволяет, но будем смотреть. У меня контракт-то заканчивается.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты