Арт-объект

«Отряд Таганок» по Мустаю Кариму - кино о кино с двойным дном

06.11.2019 Андрей КОРОЛЁВ
Мнения о новом фильме Айнура Аскарова «Отряд Таганок», закрытый показ которого состоялся накануне 100-летия со дня рождения Мустая Карима, утонули в общей лихорадке празднования самой круглой даты уходящего года в Башкирии. Немудрено: в целом, фильм уже готов, но его прокатная судьба только решается, а время рекламной кампании еще не пришло, то есть «Отряду» еще только предстоит путь к зрителю.

На экране и за экраном

 

Впрочем, пусть и редкие, но взвешенные отзывы помогли бы фильму с продвижением как внутрь региона, так и вовне. И дело не в том, что это еще одна экранизация произведения нашего земляка Мустая Карима, отчаянно всем полюбившегося в этом году, но и потому, что в этом фильме есть авторский взгляд, способный на интересный диалог с литературным первоисточником, - в отличие от той же «Сестренки» Александра Галибина.

Сценарий фильма во многом придерживается оригинальной повести: это история о четырех ребятах, живущих в башкирской деревеньке в послевоенное время. Однажды мальчишки Габдулла, Айдар и Вазир слышат легенду о высохшем озере на соседней горе Кирамет, которое из-за отсутствия рыбы якобы может стать причиной разрушения горы. Юные герои мечтают о подвиге и решают «оживить» озеро, не допустив обвала и, следовательно, локального апокалипсиса. Позже к их компании примыкает Якуп – местный тихоня, подсознательно желающий сбежать из-под удушающей опеки матери.

На поверхности «Отряд Таганок» – зрительское кино для детей и взрослых, понятное без ознакомления с первоисточником и наполненное динамичным юмором для возрастной категории «0+». Подобранные локации, теплые деревенские интерьеры и редкие анимационные вставки формируют в кадре адекватный книге летний уют небольшого мира вдали от войны, раны от которой изо всех сил латаются детской фантазией. Если в драматургически неудачной «Сестренке» Александра Галибина детская непосредственность была единственным козырем, то более крепкий и менее пафосный «Отряд», помимо вполне удачного кастинга, предлагает любопытный подтекст, способный заинтересовать зрителей постарше.

Так, в повести Мустай Карим намеренно оставляет восхождение и его итог за пределами повествования: сама подготовка к подвигу становится набором испытаний и постепенно раскрывает в детях взрослеющих людей. В своем фильме Айнур Аскаров доводит рассказ до логического финала, добавляя несложный эпизод реанимации горного озера. Если рассматривать эту сцену в контексте книги, то она выглядит необязательной и даже ненужной: это повторный раздор среди членов отряда, который затихает после удачной находки Якупа. Но если смотреть «Отряд Таганок» независимо от текста повести, то можно уловить авторскую интонацию режиссера, которая перераспределяет акценты истории и незаметно затягивает узелок собственной мелодии.

При таком ракурсе «Отряд» можно рассматривать как эдакое кино о кино – неслучайно в историю добавлен новый персонаж, который отвечает за кино в деревне, и соответствующая аппаратура. Фильм и вовсе начинается с сорванного показа: бык вламывается на территорию импровизированного кинотеатра, распугивает зрителей, рвет экран. Так реальность разрывает привычную иллюзию, параллельно указывая на то, что идеалистические истории 1940-х вроде транслируемых приключений «Тимура и его команды» не способны выдержать новую, послевоенную, действительность. Миф разрушен, но «мы рождены, чтоб сказку сделать былью»: Габдулла, Айдар и Вазир начинают на полном серьезе играть в героических персонажей с поправкой на собственные возможности и слабости. Неизвестно, что стало бы с этими тремя мушкетерами без Д’Артаньяна (или гномами без хоббита, учитывая некоторое сходство башкирских и новозеландских пейзажей и локаций) – «примерного» Якупа, сполна прошедшего все выдуманные ребятами инициации. В финале мальчишки возвращаются домой после победы и все их встречают героями, «как в кино»; более того, в какой-то момент они оказываются на месте киноэкрана на радость односельчанам – буквально «вместо кино». На последних кадрах они запускают кинопроектор, и все смотрят кино. Опять про приключения Тимура? Нет, думаю, на этот раз ребята смотрят кино про самих себя. Так они пересоздают легенду и аннулируют границу между реальностью и вымыслом: при такой диффузии ребята фактически замещают экранных героев, а действительность неразрывно связывается с творческим произведением.

 

Якуп, или Туда и обратно

 

Подобное дополнение - не рекурсия ради рекурсии, а специально созданное двойное дно, которое позволяет ощутить нахлест между реальностью и художественной реальностью, литературным текстом и экранизацией, оригиналом и интерпретацией. Собственно, это лишает смысла любые споры, насколько «Отряд Таганок» следовал за литературным первоисточником и почему отклонялся в тех или иных местах отклонялся от курса.

Но этот апгрейд изменяет и перспективу внутри фильма: помещенные в слегка другие обстоятельства персонажи обретают дополнительную глубину, а их будущее, оставленное за кадром, начинает звучать иначе, сложнее. Постоянные стычки между членами отряда (для усугубления этого мотива изменен эпизод с пряниками и прощением Вазира) если не заканчиваются дракой, то, как правило, решаются неким событием извне. При этом акцентируется, что сама возможность финальной победы становится реальностью лишь при работе сообща. Следовательно, и будущее у этого экранного оптимизма довольно туманное. При всей наивности мальчишеских противостояний здесь возникает мотив, аналогичный тому, что был у Маршака в стихотворении «Детский дом»: «Промчатся быстро год и два, и станет волк бояться льва, и жить на свете будут врозь барсук и лев, медведь и лось». Кроме того, как убедились в фильме сами ребята, в какой-то момент даже киногерои (на месте которых они оказались) оказываются несостоятельны перед лицом – вернее, перед мордой – реальности, а киноэкран рвется, независимо от изображенной на ней силы и красоты.

К слову, синефильский мотив, который стал важнейшей деталью «Отряда», часто встречается в фильмах Айнура Аскарова – еще с его дебютной короткометражки «Енмеш» про задорного мальчишку, очарованного миром кино и готового ради него на многое – как быть примерным, так и готового на отчаянные действия. Безусловно, между автором и лирическим героем всегда бездна, но те или иные элементы исподволь напоминают о реальном положении дел в башкирском кино.

Так, например, в комедии «Из Уфы с любовью» чувствовалась попытка режиссера порассуждать о жанре в локальной киноиндустрии и о границах национального кино, шаг за которые способен вызвать бурю негодования со стороны хранителей традиций и тех, кто себя таковыми считает. «Отряд Таганок», созданный на грант главы РБ, который получила киностудия «Башкортостан», заводит разговор о рамках местного регионального кино, снятого за счет госфинансирования. Во многом эти фильмы в своей конъюнктурности и самоцензуре похожи на «примерного Якупа», чью волю ограничивают взрослые. «Отряд» тоже имеет сходство с этим персонажем, но больше, чем его соседи: он незаметно для всех идет дальше, чем привык и поэтому выглядит немного взрослее и сильнее. Так и Якуп оказывается в фильме единственным персонажем, который изменяется к финалу (остальные ребята остаются прежними непослушными сорванцами) и в итоге спасает всю компанию. Невольно это считывается как диагноз башкирскому кино, в герметичном мирке которого без слома привычной парадигмы «Не ходи за гаражи» ничего толкового не произойдет. Ну, кроме редких исключений, вроде того же «Отряда», который, как видно, способен осмысленно вести одновременный разговор с разной аудиторией.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты