Игры патриотов

В Уфе на линии ежедневно выезжают 300 неисправных автобусов

09.02.2017 Радик ИШЕМГУЛОВ
Для многих горожан случившееся стало шоком, поскольку о повышении стоимости поездки сразу на 25 процентов, никто из частников не предупреждал. Теперь, чтобы прокатиться на частной маршрутке днем, нужно будет выложить 25 рублей, а ночью – 30. И это при том, что, несмотря на увеличение стоимости проезда, никаких благ уфимцы не получили: по городу по-прежнему катаются чадящие и изношенные микроавтобусы, чаще всего грязные и с неухоженным салоном.

Риск без конца: мы работой своей обжигаем сердца

 

А по данным главы УГИБДД МВД по РБ Динара Гильмутдинова, только за один день в Уфе во время операции «Автобус» выявлено 294 технически неисправных маршрутки. То есть почти 300 пассажирских машин, как бомбы замедленного действия, ежедневно выезжают на городские улицы и рискуют жизнями людей. И надо думать, эта цифра занижена, так как обычно частники во время гаишных рейдов исчезают с улиц и предпочитают отлеживаться дома на диване.

Ведь на маршруты они выходят когда захотят – обычно в часы пик. И никто не обязывает бомбил курсировать по дорогам, соблюдая расписание или регулярность движения. Поэтому во время «облав» улицы пустеют, и сколько на самом деле в городе автобусов, техническое состояние которых никто не контролирует, никто не скажет.

Причем в микроавтобусы, которые в любой момент могут взорваться или помчаться с горы с отказавшими тормозами, садятся не любители острых ощущений, а обычные горожане - школьники, студенты, пожилые люди, у которых нет личного автотранспорта и средств на такси. Неужели эти люди, выкладывающие 25 рублей за поездку, не заслужили, чтобы кто-то подумал не только об их комфорте, но и самом главном – безопасности для жизни и здоровья?

А те риски, который несет общественный транспорт в Уфе, не поддаются никакому разумному объяснению, пишет "МК"

Так, во время рейда 2 февраля сотрудники Госавтоинспекции на старозатонской дороге поймали водителя, который вез пассажиров на «ГАЗели» по маршруту № 219а в состоянии наркотического опьянения. А водитель автобуса «Максус», перевозивший людей по Первомайской улице по маршруту № 74, и вовсе управлял пассажирской машиной без прав, потому что лишился водительского удостоверения за езду в пьяном виде. 

4 февраля близ поселка Нагаево 48-летний водитель «ГАЗели», следовавшей по маршруту № 163, решил проскочить на красный свет железнодорожный переезд, не подумав о пассажирах. Состав, перед которым внезапно появился автобус, никак не мог затормозить и снес пассажирскую машину. По данным автоинспекторов, бомбиле не понравилось, что перед железнодорожным шлагбаумом выстроился ряд автомобилей, терпеливо ожидавших проезда поезда. Торопыга, объехав колонну, выскочил на пути, но проскочить переезд не успел – в бок микроавтобуса на полной скорости въехал локомотив. Две женщины в тяжелом состоянии оказались в больнице, сам водитель не пострадал, по сути, подставив под удар пассажиров.

И получается, что горожане ежедневно рискуют жизнью, просто чтобы добраться на работу и обратно. И можно сколько угодно говорить, что ни в одной стране мира государство не отдает своих граждан на откуп коммерсантам, почему-то все, кто призван отвечать за безопасность людей, разводят руками: «Ну что тут сделаешь?».

 

Это наша судьба, мы не можем иначе

 

Если бы хоть небольшая часть из этих 25 рублей, которые собирают частные водители на городских остановках, уходили в казну, то, наверное, городские власти побеспокоились о тех, кто вынужден пользоваться услугами частных перевозчиков. Но деньги оседают в карманах водителей или их неизвестных хозяев, которыми могут быть те же городские чиновники, а потому в мэрии нет ни средств, ни возможностей, ни желания навести порядок на этом диком и, самое главное, небезопасном рынке.

Другое дело, что уфимцы уже привыкли жить не как на диком-диком западе, а в дикой-дикой Азии. В странах третьего мира на частном извозе действительно зарабатывает все, кто обзавелся автобусом, а потому по улицам таких городов без всяких правил едут раздолбанные маршрутки. Но Уфа-то в чем провинилась? Вроде цивилизованный, почти европейский город, делающий все, чтобы привлечь инвесторов, записавший в копилку своих достижений проведение многочисленных международных форумов. И если городские чиновники не замечают замыленным глазом, как по городским магистралям тянутся один за другим немытые, устаревшие морально и физически, загрязняющие город автобусы, то у гостей столицы Башкирии этот факт вызывает бурную реакцию.

- Уфа – очень современный, чистый, зеленый город, который привлекает туристов,- говорит депутат Госдумы РФ Гаджимурад Омаров. - И я до сих пор не могу понять, почему горожанам приходится ездить на «ПАЗиках». Не будем называть все недостатки этого «мужественного» автомобиля. В свое время он создавался на базе грузовика на Павловском автозаводе Нижегородской области. Но страна остро нуждалась в транспорте в 60-х годах прошлого века, а сейчас у нас другие условия жизни и иные возможности.

По словам г-на Омарова, устаревшие автобусы должны были исчезнуть с магистралей много лет назад, как это случилось в других городах. А в год, объявленный Годом защиты экологии, даже стыдно говорить о вреде, который наносит такой транспорт.

Дагестанец Гаджимурад Омаров баллотировался в российский парламент от Башкирии по федеральному списку «Справедливой России» - так решил исполком партии. И, несмотря на то, что депутат много делает и для своей родины, он намерен отстаивать интересы республики, благодаря которой и получил депутатский мандат. Тем более что парламентарий состоит в комитете Госдумы по транспорту и строительству и готов уделять проблеме пассажирских перевозок пристальное внимание. По словам г-на Омарова, ни в одном российском городе он не наблюдал подобной вакханалии на рынке автоперевозок, с которой столкнулся в Уфе.

- Я много читаю в прессе о том, что глава Башкирии Рустэм Хамитов уделяет большое внимание решению дорожных и транспортных проблем, - отметил Гаджимурад Заирбекович. – Я готов поддерживать и лоббировать все инициативы в этой сфере. Правда, члены республиканского правительства пока ведут себя довольно пассивно. Я сам не раз на встречах заявлял, что поддержу любого чиновника, который придет с конструктивным предложением, но ни один представитель власти пока не откликнулся.

Депутат добавил, что у Башкирии есть серьезный рычаг к решению многих проблем в

регионе, ведь интересы республики в российском парламенте представляют 15 депутатов.

- Это серьезная команда, члены которой сосредоточены в разных комитетах, - добавляет он. - Значит, муниципальные власти должны активнее использовать свои возможности и взаимодействовать со своими представителями, ждать от них не только законотворческой деятельности, но и привлекать к решению проблем на местах.

Ох, свежо предание. Как бы горячий уроженец Дагестана не обломал свои парламентские амбиции о лобби перевозчиков, давно выстраивающих свои правила на этом рынке в столице Башкортостана.

 

На крутых поворотах машину бросает в кювет

 

Студенты БашГУ на встрече с главой Башкирии Рустэмом Хамитовым поинтересовались, можно ли организовать бесплатный проезд для учащихся вузов. Но руководитель республики признался, что государственное автопредприятие ГУП «Башавтотранс» «сегодня перевозит меньшую часть пассажиров, в основном на рынке работают частники».

И надо сказать, за последний десяток лет городские власти сделали все, чтобы выжить с рынка и, соответственно, с прибыльных линий, государственное автопредприятие. Вспомнить только унизительные конкурсы по распределению маршрутов, которые проводили городские чиновники, где условия тендера так подгонялись под частников, что государственный перевозчик, очевидно, имеющий намного больше преимуществ, не выигрывал ни одного маршрута на красных линиях! Например, за наличие платежных систем, навигационного оборудования, гаражей, большую вместимость автобуса начислялось наименьшее количество баллов, а наибольшее – за число аварий. «Башавтотранс» - единственный перевозчик в Уфе, на бортах которого написано название компании, и, соответственно, надзорные ведомства могут вести статистику административных нарушений. А вот ни у одного оператора, выигравшего маршруты в уфимской мэрии, своих автобусов нет, а на нет и суда нет. Аварии на своих автобусах совершают водители, которые покупают у оператора путевки – юридически они не работают ни в одной компании, данными которой располагают в мэрии, а потому и никакой статистики не ведется.

В администрации Уфы все эти годы считали, что «Башавтотранс» призван выполнять социальную функцию, а потому пусть возит людей там, где частникам работать не интересно. Только поделив пирог между приближенными перевозчиками, власти не задумались, что лишили госпредприятие средств на выполнение тех самых социальных функций.  

Кстати, государственный автоперевозчик, сегодня переживающий не лучшие времена, по-прежнему несет всю социальную нагрузку, оказывая льготные услуги инвалидам, пенсионерам, ветеранам, школьникам, студентам и другим незащищенным категориям населения. В автобусах «Башавтотранса» установлены платежные терминалы, и отследить, какое количество льготных пассажиров перевезли государственные машины, не составляет труда. А вот частник, если государство не применит политическую волю, никогда не повезет людей себе в убыток.

И это понятно: для коммерсантов главное не решение государственных задач, а извлечение прибыли.

И про безналичную оплату проезда частники, конечно же, не вспоминают и вряд ли вспомнят. Все-таки собирать с пассажиров наличные деньги, которых теперь, после повышения цен на проезд, станет еще больше, гораздо приятнее.

Можно предположить, что часть этих денег, скорее всего, уходит именно на то, чтобы этот рынок, где в невероятных объемах крутится наличность – по оценкам экспертов, до нескольких десятков млрд в год - оставался таким же доступным для частных извозчиков. Только на подоходном налоге, по самым приблизительным подсчетам, казна Уфы теряет более 1 млрд рублей в год – значит, это кому-то нужно?

 

Опасность – это все-таки пустяк?

 

И властям важно понять: государство обязано нести социальную ответственность за общественный транспорт. Это международный опыт, к которому многие государства шли тем же путем. Сначала рассчитывая, что если на рынок пассажироперевозок придет частник, он сумеет организовать эффективную и качественную работу общественного транспорта, но в итоге выяснив, что перевозки пассажиров должны быть прерогативой государства.

В конце первого десятилетия нового века по многим регионам России прокатились забастовки частных перевозчиков – тогда власти мегаполисов как раз начали приводить эту сферу в порядок. Города, где частники отказывались выходить в рейсы, оказались парализованными – горожан вывозили автотранспортом, имеющимся у местных предприятий. Может, поэтому уфимские власти отказываются трогать этот криминальный рынок? Ведь они своими руками отдали город на откуп автокоммерсантам, и если они взбрыкнут, никому мало не покажется – Уфа просто встанет, а выжитый со всех городских маршрутов «Башавтотранс» с миллионным городом уже не справится.  

И если старшее и терпеливое поколение уфимцев принимает как данность, что городские власти не могут навести порядок в сфере общественного транспорта, то молодежь уже задумывается, почему город не прилагает усилий, чтобы по улицам ездили экологически чистые, современные, комфортабельные и безопасные пассажирские машины.

Оно и понятно – глобальный цифровой мир позволяет видеть, как решаются такие проблемы не только в Москве, но и в соседней Казани, где расправились с неконтролируемыми перевозчиками еще в 2009 году, заставив всех, кто хотел работать на этом рынке, в том числе и частные автопредприятия, соблюдать единые правила. Теперь по улицам Казани передвигаются только большеместные одномарочные автобусы красного цвета, и власти города, наверное, точно знают, как работают эти перевозчики, контролируют ли они свои машины и водителей, и сколько транспортных средств должно быть на том или ином маршруте в определенное время суток.

Впрочем, сегодня нет смысла смотреть на соседей – все эти нормы, в том числе и о существовании в каждом муниципалитете маршрутной сети с определенным количеством автобусом на той или иной линии, требует вступивший в силу летом прошлого года федеральный закон № 220. Ничего нового придумывать не надо – просто следовать уже прописанным в законодательстве нормам. Но и эта задача не по силам городским властям.    

- Иногда даже возникает вопрос: почему городское начальство ничего не делает с общественным транспортом? – рассказал студентам Рустэм Хамитов. - То ли заинтересованы в том, чтобы такая вакханалия продолжалась как можно дольше, то ли силенок не хватает на то, чтобы там решить все, что нужно. 

Читайте также

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты