Игры патриотов

Закон не писан. Кому выгодна автотранспортная вакханалия на городских улицах?

31.01.2017
В Уфе сводки ГАИ напоминают фронтовые новости. Только автоинспекторы ведут репортажи не из окопов, а городских дорог, где вовсю орудуют партизаны на тачанках типа «ПАЗиков» и «ГАЗелей». После того, как гаишники получили возможность вести скрытое наблюдение, выяснилось, что частные автоперевозчики – самые ярые нарушители на уфимских улицах.

По какому маршруту идет этот автобус?

 

Партизаны в городе

Только о том, какие из перевозчиков самые отъявленные нарушители, горожане никогда не узнают, как, впрочем, об этом не знают и правоохранители. Частники не спешат писать на бортах своих автобусов принадлежность к той или иной компании, и чаще всего, потому что работают сами по себе, покупая путевки у легальных операторов, выигравших городской конкурс, или просто отправляясь в поездку «заработать на карман». Никакой статистики аварий и нарушений, совершенных частными извозчиками, не ведется – сегодня водитель поработал на себя, а завтра купил путевку у перекупщиков маршрутов ищи ветра в поле. Так что и власти никогда не знают, кто утром выехал на городские линии, на каких автобусах, и даже… есть ли у этих водителей права.

Например, 19 января 51-летний водитель автобуса Павловского автозавода, следуя по маршруту № 290 за отрезок от БГУ до микрорайона ДОК 16 раз нарушил правила дорожного движения, а когда инспекторы остановили мужчину, выяснилось, что он… лишен водительского удостоверения за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Не имеющий прав извозчик спокойно садится за руль, выходит на маршрут и катается по центру города, рискуя жизнями десятков пассажиров? И это не единственный случай, который зафиксировали автоинспекторы в Уфе, подобными дикими происшествиями на рынке автоперевозок ежедневно заполняется сводка новостей.

18 января «ГАЗель» с пассажирами понесло по спуску на Вагонной улице – к счастью, неуправляемую маршрутку «остановил» сугроб. Оказалось, микроавтобус выехал в рейс с неисправными тормозами. 

24 января автобус частного перевозчика «Пежо-Боксер» на шакшинской трассе близ деревни Базилеевка столкнулся с автомобилем «Рено» - 10 пассажиров получили травмы, а трое – госпитализированы. Все сиденья в пассажирском транспортном средстве оказались вырваны с корнем – микроавтобус был явно не приспособлен для перевозки людей.

Похоже, что подобная автовакханалия на улицах города существует только в столице Башкирии, где городским властям все равно, кто перевозит горожан. В общем, пока гром не грянет…

Смерть в самом центре

 

Но самый исключительный случай, который почему-то не заставил чиновников всерьез задуматься об изменении условий работы на рынке автоперевозок Уфы, случился в столице Башкирии в конце прошлого года, когда прямо за рулем скончался 55-летний водитель частной «ГАЗели», в салоне которого находились пассажиры.

Трагедия произошла на одном из самых загруженных участков города – у торгового центра «Мир». Автобус двигался по проспекту Октября в сторону аграрного университета, когда на перекрестке с улицей Бессонова у шофера прихватило сердце. Мужчина потерял сознание, упал лицом на руль, «ГАЗель» столкнулась с автобусом «ПАЗ», вылетела на середину дороги и, к счастью, остановилась. Шофер в себя уже не пришел, несмотря на то, что пассажиры пытались оказать ему первую помощь и вызвали скорую.

Никто не пострадал, чего не скажешь об ушедшем в мир иной водителе. Но ведь все могло быть иначе – неуправляемый микроавтобус на магистрали, переполненной машинами и людьми - страшное орудие.

Очень жаль водителя, который зарабатывал, как умеет, и его семью, ради которой он, имея явные нелады со здоровьем, ежедневно выезжал в рейсы. Причем, не факт, что работал легально – скорее всего, покупал путевку у оператора, выигравшего конкурс в уфимской мэрии.

И в этом событии героической смерти водителя посреди оживленной дороги одновременно сошлись все проблемы, которые с далеких и криминальных 90-х годов так и не изжили с уфимских улиц. Это и то, что «ГАЗель» разъезжала по центру города, хотя последние 10 лет ведутся разговоры о необходимости убрать с красных линий морально устаревшие микроавтобусы. И о том, что в городе пора упорядочить движение разномастных пассажирских машин и оставить микроавтобусы работать на подвозе горожан к главным магистралям.

А то, что умирающий водитель врезался именно в «ПАЗик», свидетельствует - город переполнен такими изношенными автобусами.

Очевидно, что водитель, выезжая на маршрут, не проходил никакого медосмотра, который предполагается по закону перед каждым рейсом, да и вообще вряд ли когда-либо осматривался врачом.

И, несмотря на вступление в силу федерального закона о пассажироперевозках и вроде как бы проведенный уфимской мэрией конкурс по распределению маршрутов, на улицах Уфы по-прежнему творится хаос, когда каждый извозчик или даже просто владелец раздолбанной «ГАЗели» или «ПАЗа» может выехать на дорогу и перевозить пассажиров. А самое главное, что городским чиновникам по какой-то причине наплевать не только на безопасность пассажирских транспортных средств, техническое состояние которых может не соответствовать никаким нормам, но и жизни горожан, которые садятся в эти никем не контролируемые автобусы. 

Ищи, кому выгодно

 

А по мнению главы Башкирии Рустэма Хамитова, городское начальство то ли «заинтересовано в том, чтобы такая вакханалия продолжалась, как можно дольше, то ли силенок не хватает на то, чтобы там решить все, что нужно». На встрече со студентами БашГУ руководитель региона признался, что на рынке автоперевозок «в основном на работают частники и работают по законам дикого рынка».

- Все эти маршрутки дорогущие, и соревнования, и гонки, и неухоженные салоны, в общем, все там не очень хорошо на самом деле, - посетовал г-н Хамитов. - Самое главное – они уходят от налогов, все в карман, все непрозрачно, в каком-то полукриминальном варианте.

В интернете можно найти не только продажу автобусов в Уфе, но и… маршрутов. И продают эти маршруты не чиновники мэрии, а фирмы, которые с администрацией контачат и имеют маршрутные карточки. То есть конкурсы на обслуживание городских линий выигрывают не транспортные компании, имеющие собственный автопарк, а операторы, которые кроме телефона ничем не владеют.

И потом они или распродают эти маршруты всем желающим, или торгуют путевками на тот или иной маршрут, опять же всем, кто готов крутить баранку.

Кто проверяет этих водителей? Кто проверяет эти автобусы? Печально, но никто, как бы ни пытались чиновники доказать обратное.

Ведь известно, что все расчеты между водителем и пассажиром идут наличными купюрами и очевидно, что налогов в городскую казну никто из бомбил не платит. Бюджет трещит по швам, мэр Уфы собирается экономить даже на вывозе снега, но при этом чиновники делают вид, что не замечают рынка, где по самым скромным подсчётам ежегодно крутится несколько миллиардов рублей. А не замечают, потому что, по слухам, сами «в доле». Ведь это наличные деньги, которые никто не видит и о которых никто не знает, это вам не бюджеты «пилить». Рассказывают, что практически в каждом ведомстве у каждого влиятельного человечка есть по несколько автобусов. Пустил их на никем не контролируемый маршрут, потратился на зарплату водителя и топливо, и пришла в карман тугая копеечка. И если это правда, то понятно, почему с этим рынком вот уже много лет никто не может совладать, несмотря на государственную волю и благие намерения. Чудище это огромно, стозевно и лаяй – так описал коррупцию еще Александр Радищев. Был бы один чиновник заинтересован, заклеймили бы его всем миром, а как клеймить тех, кто с тобой в одной лодке, простите, автобусе?

- И эти компании, к сожалению, прикрыты, скажем так, рядом начальников, которые стараются таким образом в бизнесе работать, - признает глава Башкирии Рустэм Хамитов. - Прикрыты, я имею в виду, зонтик над ними раскрывают, чтобы ничего им не было, чтобы работалось хорошо. Так что это такая сложная тема – транспорт, на сегодняшний день в республике окончательно она не решена, а в Уфе вообще не решена.

Ваше слово, товарищ маузер!

 

И криминальный рынок автоперевозок в Уфе существует, что скрывать. В криминальном мире никогда не откажутся поучаствовать в бизнесе, который несет неконтролируемую наличность и никак не регулируется. Эти ребята и вовсе не заморачиваются ни с покупкой путевок, ни с приобретением маршрутных карточек. Ездят по городским маршрутам автобусы, которые снабжают деньгами местных авторитетов и опять же никто не скажет – сколько таких машин и как они выглядят. Зато существует целая юридическая организация оказывающая бесплатную профессиональную помощь водителям-нелегалам. Это ли не мафиозный синдикат в чистом виде? При этом выгоду, похоже, по взаимным договоренностям, получают все – и те, кто катается по городу и те, кто призван их контролировать.

Долгое время в России не существовало законодательных норм, регулирующих рынок автоперевозок – проект закона десяток лет пролежал под сукном, и этому способствовали многочисленные лоббисты, желающие спокойно стричь купоны на диком поле. Но в июле прошлого года во всей стране наконец вступил в силу федеральный закон № 220, обязующий муниципальные власти навести порядок в этой сфере. Казалось бы вот теперь, никто из чиновников не посмеет идти против ветра.

Но прошло полгода, и существование российских законодательных норм не напугало уфимскую мэрию. Мало того, что ответственные чиновники сумели протащить «своих» перевозчиков через конкурс, рассчитанный на пять лет, и Уфе еще целую пятилетку придется терпеть на дорогах изношенные «ПАЗики» и «ГАЗели». Так и за минувшие шесть месяцев в столице Башкирии не выполнили ни одну законодательную норму. Например, закон обязывает чиновников муниципалитетов разработать маршрутную сеть и честно поделить маршруты между перевозчиками. И на каждом маршруте должно быть определенное количество транспортных средств, и каждый автобус зарегистрирован в мэрии. А судя по тому, что к остановкам в Уфе в часы пик подъезжают одновременно по пять-шесть разномастных автобусов без опознавательных знаков и принадлежности той или иной транспортной компании, в уфимской администрации по-прежнему не знают, какие фирмы и люди работают на городских маршрутах и с какого спрашивать, если случится непоправимое.

И конечно, никому нет дела до того, что в XXI веке в цивилизованном городе должны работать комфортабельные, экологически чистые и безопасные транспортные средства, оснащенные современным оборудованием, платежными терминалами и другими технологическими новшествами. И ведь для многих российских городов - это давно норма, и лишь в Уфе - на грани фантастики. 

Опять же, согласно законодательным нормам, зеркальных маршрутов, дублирующих друг друга, быть не должно. Но в Уфе транспортный воз и ныне там, один прибыльный маршрут, захватывающий центр города, может иметь десятки номеров и названий, таких как 26 и 226, или с добавлением буквы – здесь уж как фантазия извозчиков сработает! Также закон требует, чтобы пассажирские автобусы по ночам отстаивались на специальных освещенных стоянках. Но это для Уфы совсем уж нереальное требование – все партизанские машины стоят во дворах и будут так стоять, потому что водители вроде как работают сами по себе, а соответственно другой парковки, кроме как у собственного подъезда, не имеют.

В законодательном документе существуют определенные критерии и к качественным характеристикам транспортных средств, перевозящих пассажиров. И нетрудно догадаться, что машины частников им не соответствуют.

Интересно, что во всех органах власти говорят о том, что дикий рынок пассажироперевозок в городах Башкирии нужно срочно приводить к цивилизованным нормам. Но почему-то слова так и остаются словами.

Но теперь свое слово могут и должны сказать ведомства, контролирующие и надзирающие за исполнением законодательных норм. Смогут ли он ответить на вопрос, как получилось, что на территории страны существует регион, где чиновникам не писан российский закон? 

Читайте также

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты