Арт-объект

В Башкирской опере кипели футбольные страсти на пуантах

18.10.2018 Лада ВОЛКОВА
Репертуар Башкирского театра оперы и балета пополнил необычный балет-матч. Для одноактного спектакля "На футбол!" - самой ожидаемой премьеры сезона - закупили дюжину мячей и пятьдесят свистков, в которые по ходу действия свистели оркестранты. А артистам балета пришлось осваивать весь футбольный арсенал - финты, подкаты, пасы и другие, казалось бы, совсем чуждые для искусства хореографии движения.

Па-де-де в свои ворота

 

Страсти кипели не только на футбольном поле, у почти настоящих ворот и на скамейке запасных - зрителям показали футбольный матч глазами молодой влюбленной пары. Девушка, впервые оказавшаяся на стадионе, неожиданно становится ярой фанаткой, вот только ее парень болеет за другую команду. Любовные переживания героев проходят на фоне футбольных баталий - обводок, блокировок и драки у ворот. А в финале парень даже бьет пенальти по воротам, которые защищает его любимая на матче болельщиков.

Напомним, новая  балетная постановка Башкирского театра оперы и балета попала в новостные заголовки задолго до своей премьеры - спектакль планировали показать в дни проведения в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Балетом "На футбол!" интересовались не только российские СМИ - в театр звонили даже из таких крупных международных информагентств, как ВВС. К сожалению, в срок с актуальной постановкой не уложились - "по техническим причинам", как сообщили в театре, не уточняя деталей, которые привели к досадной отсрочке. Тем не менее долгожданная премьера необычного балета-матча все-таки состоялась - она с успехом прошла в первых числах октября и, судя по реакции публики, "На футбол!" зрители смогут прийти еще не раз. Да и постановщики не сомневаются, что новинка обязательно найдет свое место в репертуаре театра.

Ставила футбольный балет на уфимской сцене московская команда - ее возглавил "главный  тренер" - балетмейстер Оперного театра-студии им. Сперанского Российской академии музыки имени Гнесиных Алексей Ищук, который уже не первый раз сотрудничает с театром - в башкирской постановке оперы "Искатели жемчуга" он ставил хореографические номера.

В творческом багаже Алексея Ищука числятся постановки в разных российских театрах - он ставил спектакли в Московском камерном музыкальном театра им. Покровского, в Краснодарском и Хабаровском музыкальных театрах и других. Хореограф может похвастаться даже мировой премьерой - спектакль "Ускользающая красота", который он поставил в Московском театре "Новый балет" был удостоен чести закрывать XVI Фестиваль искусств на Лазурном берегу в Каннах в 2013 году.

 

Звуки матча

 

Музыку к постановке написал неизвестный уфимской публике, но уже успевший заявить о себе в музыкальном сообществе, молодой московский композитор Руслан Мурсякаев. Он лишь недавно был принят в члены Союза композиторов, тем не мене его произведения уже исполняли такие авторитетные коллективы, как Национальный филармонический оркестр России под управлением Спивакова или Российский симфонический оркестр кинематографии.

А вот в качестве художника-постановщика в Уфу пригласили недавнюю выпускницу ГИТИСа Ирину Дерябину, уже пару лет являющуюся штатным художником того же Оперного театра-студии им. Сперанского. До уфимской постановки Дерябина оформляла спектакли в Учебном театре ГИТИСа, Доме Высоцкого на Таганке и Московском детском музыкальном театре им. Сац. Единственным уфимцем в команде постановщик оказался дирижер Башкирской оперы Герман Ким, а в числе артистов, занятых в спектакле, - исключительно добровольцы.

Танцовщиков в экспериментальную постановку, как выяснилось, насильно никто не тащил. В итоге главную женскую партию на премьере танцевала Маргарита Шафикова, до этого в течение одиннадцати лет проработавшая в балетной труппе театра в качестве артистки кордебалета.

- Я очень далека от футбола и даже ни разу не была на настоящем матче, - призналась исполнительница главной женской партии, которой пришлось сменить балетную пачку на спортивные трусы. - Мне было, конечно, немного сложновато, но очень интересно поработать над таким необычным проектом. Надеюсь, зрители еще не раз смогут прийти в театр "На футбол!".

"На футбол!" вообще стал настоящим звездным часом для молодых танцовщиков, главным образом артистов кордебалета. Впрочем, среди тех, кто изъявил желание принять участие в балете "На футбол!", оказались и ведущие солисты театра - заслуженные артисты республики Рустам Исхаков и Олег Шайбаков, которым не пришлось менять привычные балетные трико на футбольные трусы и майки: обоим танцовщикам достались абстрактные роли: первому - стихии спортивной удачи, второму - стихии спортивных правил. Всевозможные стихии по замыслу постановщика призваны были подчеркнуть спортивные страсти, царящие на футбольном поле во время игры. Была даже партия спортивной злости и допинга, которую исполнил лауреат всероссийских и дипломант международных конкурсов Артем Самохвалов. Стихии, резко выделяющиеся фантазийными костюмами, как раз и исполняли привычные хореографические номера, а вот всем остальным персонажам - болельщикам и футболистам - пришлось освоить совершенно другие формы движения - финты, обводки, подкаты, учиться сочетать танцевальные движения с футбольным дриблингом.

 

Балет для масс

 

Кстати, отечественных хореографов давно вдохновляет футбол - самый первый балеты на эту тему был поставлен еще в тридцатые годы прошлого века на главных сценах страны -  в Большом театре и Кировском театре в Ленинграде, а годом раньше постановку "Футболист" на музыку Виктора Оранского увидела публика Харькова. К 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича на исторической сцене Мариинки был поставлен футбольный балет на музыку композитора, который, как выяснилось, был не только страстным болельщиком, но прекрасно разбирался в футболе и даже имел удостоверение судьи республиканской категории. "Футбол - это балет для масс", - заявил композитор, ставший автором балета "Динамиада". Под оригинальным названием постановка шла лишь в Киеве и Одессе, а на питерской сцене детище композитора переименовали в "Золотой век". Правда, футбольный балет Шостаковича оценили не все современники - автору досталось от критиков за "немелодичность".

Впрочем, юбилейная питерская постановка, которую ставил американец Ноа Гелбер, продержалась в репертуаре Мариинки недолго - сценический футбольный матч публику не вдохновил. Смотреть, как артисты бегают, прыгают и финтят с воображаемым мячом, зрителям оказалось неинтересно. В уфимской постановке мяч как раз был самый настоящий и даже не один. В какой-то момент на сцене оказалось сразу несколько мячей, через всю сцену неспешно прокатили огромного размера шар с характерным рисунком.  Даже пачки балерин украшали рисунки, имитирующие главный футбольный атрибут - из зала это выглядело очень эффектно, хотя впечатление несколько подпортили аляповатые и явно выбивающиеся из общей стилистики костюмы футбольных фанатов.

Впрочем, неизбалованная экспериментальными постановками уфимская публика приняла  спектакль, что называется, на ура. В зале принимались аплодировать чуть ли не после каждого номера и с интересом следили за происходящим на сцене.

- Очевидно, что постановщик провел много времени на стадионе и прекрасно разбирается в футболе, - похвалил Ищука главный тренер футбольного клуба "Уфа" Сергей Томаров, побывавший на премьере вместе с другими представителями тренерского штаба уфимской команды. - Мне очень понравилась сама идея: соединить футбол и балет. Артисты - молодцы: сумели передать эмоции, которые царят на стадионе и трибунах во время игры.

После представления главный тренер ФК "Уфа" вместе с коллегами даже отправились за кулисы, чтобы лично поблагодарить артистов и постановщиков.

- Надо, чтобы ваши чаще ходили к нам, а наши - к вам, - предложил Алексей Ищук тренерской команде, признавшись, что планирует продолжение "футбольной темы", так что одноактный балет "На футбол!" вполне может превратиться в полноценный спектакль.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты