Арт-объект

«Братство», «Война Анны», финал «Игры престолов»: что ждали зрители и что получили

25.06.2019 Андрей КОРОЛЁВ
Кинопремьер за минувший месяц оказалось не так много, но ждали их с завидным упорством. Как обычно бывает в таких случаях, ожидания многих не оправдались. О чем шли разговоры до показов и как они изменились после премьеры?

Брат против брата

 

Фильмов об афганской войне снято в России немного, впрочем, и за рубежом тоже. Можно вспомнить не более десятка названий, самые яркие из которых вышли в начале 90-х и, возможно, еще остались в памяти зрителя – это «Нога» Тягунова, «Пешаварский вальс» Бекмамбетова, «Афганский излом» Бортко с внезапным Микеле Плачидо в роли майора Бандуры и «Мусульманин» Хотиненко. В середине 90-х афганскую войну, которая стала фоном для криминальных боевиков а-ля «Тридцатого уничтожить», из кино вытеснила чеченская. В середине 2000-х на эту тему высказался лишь Бондарчук своей «9 ротой» и отчасти Балабанов, сняв бескомпромиссный «Груз 200».

«Братство» Лунгина грозилось стать новой «Матильдой»: за два месяца до премьеры член комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Игорь Морозов попросил не выпускать фильм 9 мая. По его мнению, в основе фильма оказались искаженные исторические факты – «грабежи караванов, мародерство, драки между собой военных в афганском городке на глазах у афганцев». Поэтому сенатор посчитал, что «на этом фильме нельзя воспитывать молодежь, развивать чувства патриотизма, особенно в условиях информационной войны».

Позднее, на закрытом показе в минкульте глава ведомства Владимир Мединский предложил перенести премьеру на более поздний срок. В ответ Павел Лунгин выступил с речью.

- Я просто хочу сказать, что это нарыв. И чеченская война - это нарыв. Мы все про это не говорим, и это гниет внутри. Мы замалчиваем и хотим красить розовыми красками - и это углубляется… Хватит хотеть, чтобы вас хвалили! Хватит хотеть, чтобы вас облизывали. Не надо, чтобы молодежь была как вы. Пусть она будет другая! - подчеркнул режиссер.

В результате «Братство» вышло в прокат 10 мая, после чего шумиха поутихла, а сам фильм как будто бы прошел незаметно – точнее, без дальнейших скандалов. Сборы оказались не слишком большими, но и не слишком маленькими – 45 млн рублей за месяц. Так или иначе «Братство» оказалось фильмом, не столько обличающим советскую армию, сколько вообще антивоенной картиной. В центре – сюжет про то, как накануне вывода советских войск из Афганистана наши пытаются вытащить из плена русского летчика – сына высокопоставленного военного. Вокруг – мозаика боевых и мирных действий, в которой солдаты пытаются не только воевать, но и жить. Возможно, именно поэтому они перестают понимать, за что именно приходится сражаться, а своя рубашка по привычке липнет к телу первой.

Патриотизм, о котором герои фильма почти и не вспоминают, сражается с эгоизмом, из-за которого солдатикам уж очень хочется вернуться домой живыми и по возможности с трофеями. Обещания, данные с широко открытыми глазами, - против поступков, объяснить которые порой можно только животными инстинктами. Режиссер рисует вполне реалистическую картину, где понять можно каждого из персонажей, но при этом не освобождает их от ответственности.

Павел Лунгин завязывает сюжетную метафору на детях. Вторя Экзюпери, режиссер на разных уровнях повествования дает понять, что люди, взявшие в руки оружие, не смогли повзрослеть, как-то сразу превратившись в седых мальчиков. По-настоящему взрослый человек способен понять, что такое война, и откажется убивать – как человеческое в себе, так и других людей. Учитывая, что в XXI веке войны на нашей планете продолжаются с завидной стабильностью, человек так и не повзрослел. И вряд ли когда-то повзрослеет.

 

Обыкновенное чудо

 

В погоне за патриотизмом, осмысленность которого гаснет в России с каждым годом, отечественное кино штампует одинаково духоподъемные фильмы о Великой Отечественной войне. Когда-нибудь за количеством прирастет и качество, но пока вся эта продукция, зачем-то пытающаяся ответить Голливуду, однотипна, а вялый интерес вызывают лишь новогодние сводки об очередном побитом кассовом рекорде.

«Война Анны» Алексея Федорченко, которая формально входит в когорту современного военного кино, фильм нетипичный и непривычный. Как минимум потому, что в нем практически нет слов. Это не просто прихоть автора, но художественный прием. Дело в том, что это история о маленькой девочке, которая совершенно случайно выжила после массового расстрела и спряталась в камине немецкой комендатуры, которая расположилась в бывшей деревенской школе. Анна, находясь в немецком тылу, вынуждена постоянно усваивать уроки жизни и сдавать экзамены по выживанию.

Адская версия Хогвартса подкидывает задачки по естествознанию, которые детский ум решает, опираясь только на собственный опыт. Как согреться с помощью чучел? Где достать воды, если вылезать из камина опасно? Как поймать еду? С кем можно дружить, а с кем нельзя? В этих новых обстоятельствах, пропитанных насилием, уже не работает прежний, человеческий, вербальный язык – нужно учиться разговаривать иначе. В конце концов Анна познает даже вкус предательства и выучит главный урок – из чего состоит месть и что такое война.

Над «Войной Анны» с Алексеем Федорченко («Овсянки», «Небесные жены луговых мари») в качестве сценариста работала Наталия Мещанинова, которую за последние два года зритель узнал как сценариста «Аритмии» и режиссера «Сердца мира». Им удается отойти от изображения ребенка на войне через его воображение, как это, например, сделал Гильермо дель Торо в «Лабиринте Фавна» или Терри Гиллиам в «Стране приливов». Авторы добавляют фантазийность в саму реальность, создавая собственное Зазеркалье, в котором магия соседствует с чудом существования жизни у смерти за пазухой.

Фильм, показанный в 2018 году на Кинотавре, не получил наград (спецдиплом исполнительнице главной роли Марте Козловой не в счет), после чего продюсеры отказались выпускать фильм в российский прокат. В результате фильм всё-таки вышел – через полтора года после премьеры на кинофестивале в Роттердаме – и всего на 4 дня. Прокатчиком выступила компания WDSSPR, которая ранее выпустила «Довлатова» Алексея Германа-младшего в «ограниченный» прокат. Впрочем, «Война Анны» действительно была в прокате всего несколько дней. Что, в общем, символично: фильм о человеке-призраке должен быть под стать своему герою.

 

Мертвый сезон

 

В мае завершился последний сезон сериала «Игра престолов». Сериал канала HBO шел девять лет и стал культовым: с 2012 года фэнтэзи-сериал по книгам Джорджа Р.Р. Мартина ставил рекорды по количеству зрителей, теленаград и пиратских скачиваний. В новейшей истории игрового телевидения такого еще не было. Секретом успеха стала органичная адаптация жанра фэнтези для взрослой аудитории, поэтому ничего удивительного, что в экранизации нет положительных персонажей, а сама история стоит на трёх китах: секс, насилие, власть.

Маркетинговая кампания, которая была вынуждена подогревать интерес публики между довольно долгим ожиданием новых сезонов, стартовала именно в соцсетях, разойдясь на мемы, ролики, интригующие постеры и кадры. В результате массированной и грамотной атаки интернет качнуло, а вслед за ним и масс-культуру: цитатами и пародиями занялись не только герои популярных ситкомов, вроде «Южного парка» и «Теории большого взрыва», но и политики.

Эта популярность в финале отчасти обернулась против создателей сериала. Автор оригинальных книг работал над сценарием одной из серий каждого сезона вплоть до четвертого. Начиная с пятого сезона, сюжетные линии сериала сильно расходятся с первоисточником (последняя книга все еще не дописана). То, как авторы сериала решили завершить проект, фанатам, мягко говоря, не понравилось. Ожесточенные дискуссии, в которых увернуться от спойлеров, не представлялось возможным, вылились в петицию с требованием переснять последний сезон сериала «с компетентными сценаристами». За месяц документ подписали более 1,6 млн человек. Кажется, такого единодушия в массовой культуре тоже ранее не было, но вряд ли это требование будет когда-либо удовлетворено. Мартин, на вопрос, похож ли финал сериала на финал грядущей книги, ответил: «И да. И нет. И да. И нет».

 

Коротко, но важно

 

В повторный прокат вышел последний фильм Андрея Тарковского «Жертвоприношение». В этом фильме - завещание, искупление и прощание великого режиссера, размышление о духовности современного человека и его ответственности за все, что происходит в мире. Апокалиптическая притча с библейскими мотивами и при этом предельно личное высказывание художника, предчувствующего смерть.

Гай Ричи, который кажется свои лучшие фильм снял в конце 90-х, смастерил красивый, но необязательный ремейк диснеевской классики. «Аладдин» в его исполнении несколько сменил акценты в сторону принцессы Жасмин, которая явно имеет больше общего с Чудо-женщиной, чем с мультипликационным оригиналом. В остальном – все примерно так же: от песен до веселого джинна, которого сыграл Уилл Смит. Фанаты старых мультиков с легкой грустью ждут июньскую премьеру еще одного киноремейка – «Короля льва».

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты