Нацоркестр Башкирии презентовал онлайн-концерты на тему евангельских страданий Христа
Инициатором и исполнителем беспрецедентного проекта, посвященного духовной оратории "Страсти по Матфею" Баха стал главный дирижер Национального симфонического оркестра Башкирии Дмитрий Крюков.
Оратория - одна из вершин в творчестве немецкого композитора и мировой музыкальной культуры - в оригинале написана для хора и двух оркестров, она включает не только музыку, но и слово: чтение речитативов из Евангелия, тексты арий, хоралов и хоров общей продолжительностью около трех часов. Но в условиях карантина Национальный симфонический оркестр, в составе которого около сотни человек, вынужден был отказаться и от онлайн-концертов без зрителей, чтобы не рисковать здоровьем музыкантов. В сложившейся непростой ситуации главный дирижер оркестра Дмитрий Крюков открыл уникальный цикл индивидуальных онлайн-концертов оркестровой музыки в собственном исполнении на фортепиано, который сопровождается подробными и ёмкими комментариями маэстро.
С начала апреля Дмитрий Крюков уже успел порадовать меломанов онлайн-концертами в прямом эфире, открыв проект лекцией-концертом, посвященным вокальному циклу "Песни странствующего подмастерья" австрийского классика Густава Малера. Кроме того, в переложении для фортепиано в его исполнении прозвучал "Немецкий реквием" Брамса и сюита для хора и оркестра "Портреты Тюдоров" основоположника английского музыкального ренессанса Ральфа Воан-Уильямса. А Страстная неделя будет целиком посвящена оратории о страданиях Христа.
- Всю эту неделю мы будем изучать "Страсти по Матфею". Думаю, Страстная неделя - самое подходящее для этого время. Я пойду насквозь через все произведение, объясняя основной смысл текстов, - отметил маэстро Крюков.
Из-за масштабов произведения, включающего 78 частей, его решено исполнять в течение четырех вечеров: следующие концерты-лекции состоятся 15, 17 и 19 апреля в 19.00, которые можно посмотреть в прямом эфире инстаграм-аккаунта Национального симфонического оркестра РБ.
Стоит отметить, что 30-летний маэстро, в этом году заменивший на посту главного дирижера башкирского оркестра Раушана Якупова, еще в начале сезона открыл просветительский цикл "Музыкальная культура Европы", посвященный малоизвестным широкой публике произведениям композиторов-классиков.
- Этот цикл построен так, чтобы не играть только шлягеры и знаменитые произведения. Он музыкально-просветительский и именно поэтому я выбираю, в том числе, и ту музыку, которая заведомо может быть менее понятной, но которая очень важна для духовного развития, - уверен Дмитрий Крюков. - Инструментальная музыка - чистая, без слов, выше по мысли, чем опера или балет, но она сложнее для восприятия. - Надо понимать, что композитор хотел выразить, что хотел сказать в том или ином контексте. Это - размышления композиторов, отстраненные от земной жизни. Эта музыка, в отличие, к примеру, от оперы, которая большей частью обращена к сердцу, ведет к Богу.