Арт-объект

Эксперт: «В Башкирии столько уникальных объектов, что мы можем их потерять»

07.08.2020 Юлия ЛЕЖЕНЬ
Геопарк «Янган-Тау» теперь находится под эгидой ЮНЕСКО. Такое решение приняли участники ассамблеи этой международной организации. Геопарк, который располагается в Салаватском районе Башкирии, стал единственным в России и странах СНГ, получившим международный охранный статус.

Между тем, по словам директора института геологии Уфимского федерального исследовательского центра РАН, доктора наук Сергея Ковалева, в республике еще много мест, которые могут рассчитывать на включение в перечень объектов всемирного значения. 

- Это событие очень неординарное, а путь к нему был долгим и упорным, - говорит Сергей Григорьевич. – Мы очень много говорим о том, что в Башкирии природа очень уникальная, красива, такого нигде больше нет. Но мы слишком мало ее развиваем и почти не пытаемся представить ее на международном уровне. И это первый случай, когда наша уникальная природа стала объектом международного созерцания. Надеюсь, что он не последний, а это правильное движение сохранения природы, а не потребительского к ней отношения, будет в республике развиваться.

- А что дает попечительство ЮНЕСКО?

- Нахождение под эгидой - это статус и международное признание, лейбл, в конце концов. Теперь вся продукция, которая выпускается на территории геопарка, может иметь лейбл о том, что она находится под охраной этой организации.

- Насколько реально превратить Салаватский район в место привлечения международных туристов?

- А он уже потихонечку превращается в международный. Директору санатория «Янган-тау» Альфреду Акбашеву удалось создать уникальную спайку и продвинуть эту историю. Ведь это теперь даже не республиканский курорт, а международный. Но, чтобы привлекать гостей, нужно заниматься не только хорошим уровнем лечения, но и развлечением гостей. Разработанные маршруты по местным объектам интересны всем, поэтому в санатории растет поток посетителей. Гостей встречает стилизованная стоянка с девушками в национальных костюмах. Они обязательно расскажут о местных достопримечательностях, сориентируют и даже дадут карту. Даже в документах ЮНЕСКО прописано, что в таких случаях местное население должно быть вовлечено в экономический оборот. Это обязательное условие.

- А что такое геопарк? 

- Это очень широкое понятие. Это некая территория, на которой обязательно должен находится геологический памятник международного значения. Это не обязательно скала или какой-то камень, может быть древняя выработка, геологический разрез. В «Янган-Тау» есть геологический разрез Мечетлино, он характеризует один из временных этапов Пермской системы - последнего геологического периода палеозойской эры. Также разрез Мечетлино является кандидатом на «золотой гвоздь» - так называют эталон определенного отрезка геологического времени. Усолка у нас была первой, скорее всего, разрез Дальний Тюлькас будет вторым, а Мечетлино станет вторым или третьим.

- Как получилось, что нигде в стране больше таких геологических разрезов нет?

- Уникальная ситуация создалась. Больше того, у нас есть так называемый рифей – 11 километров геологического разреза, которые характеризуют один миллиард лет истории развития Земли. Сейчас он является стратотипом для Северной Евразии, но вообще это уникальный случай. Вы знали, что в Башкирии есть места, где, пройдя десять километров по горным породам, можно отследить историю длиной в миллиард лет? Разве это не интересно? Есть серия разрезов, значительная часть которых приурочена к красивым природным местам: хребет Шатак, Средний Рифей. Это просто сказка. Начиная с 2017 года, геологи начали говорить властям об этой геологической уникальности республики. Упускать эти возможности нельзя, потому что разрезы не хуже есть и в Китае, а ученые этой страны не дремлют. Там в это направление вкладывают огромные деньги. У нас остался это шанс, но из четырех разрезов, которые являются претендентами, половину мы уже потеряли. Я все же пессимист.

- Почему потеряли?

- Потому что их нужно изучать и представлять. В 2019 году был конгресс, на котором утверждали «золотые гвозди». И на нем мы выглядели очень плохо, потому что не сделали то, что нужно. Ученые сейчас на свои деньги ездят на разрезы на собственных машинах и копаются там. Мы обращаемся к властям, но ведь это доизучение не нам нужно. Многие статьи мы уже написали и еще напишем. Все это нужно в первую очередь республике, а потом России. Это дело не просто сегодняшнего дня. Это важно для наших детей и для далеких потомков.

- А в других странах есть подобные объекты?

- Конечно, мы ведь претендуем только на Пермскую систему. Еще один разрез у нас был по Каменноугольному периоду, но он уже, наверное, потерян. Дело в том, что китайцы за это время сделали все что могли и даже больше. Есть разрезы всего палеозоя. У нас есть один «золотой гвоздь», в Китае – десять, в США – тоже порядка десяти. Потом идут Великобритания, Германия и другие страны по убывающей. По всему миру уже забиты эти «золотые гвоздики».

- А кому должна быть благодарна Башкирия за такие богатства?

- Наверное, Вселенной, Всевышнему. Бог нам дал столько, что мы, может быть, не успеваем всем этим пользоваться. Но в этом и будущем году внутренний турпоток будет очень велик. И нужно приложить все силы, чтобы хотя бы сделать рекламу нашим объектам.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты

купить лакокрасочные материалы