Арт-объект

Астраханцы привезли в Уфу старинный балет и неформатную оперу

24.04.2022 Мила КИЯН
В рамках федерального проекта "Большие гастроли" в башкирской столице впервые выступят артисты одного из самых молодых и перспективных музыкальных коллективов страны - Астраханского театра оперы и балета. Гастроли, в программу которых вошли балет "Сильфида" и опера "Осуждение Фауста", пройдут на сцене Башкирского театра оперы и балета.

Конец апреля порадовал башкирских любителей классического искусства редкой возможностью увидеть сразу два спектакля, которых никогда не было на уфимской сцене. Театр из Астрахани, отметивший в прошлом году 25-летие, но уже успевший завоевать авторитет и занять достойное место на театральной карте страны, 26 апреля откроет в Уфе гастроли оперой "Осуждение Фауста", которая считается вершиной в творчестве французского композитора Гектора Берлиоза. Опера никогда не ставилась в нашей стране: на протяжении почти 170 лет было лишь несколько её концертных версий, так что астраханская постановка стала её первым в истории сценическим воплощением на российской сцене. Причём астраханский театр опередил на несколько месяцев аналогичную премьеру Большого театра. Не удивительно, что российская премьера оперы "Осуждение Фауста" стала событием и получила номинацию престижной театральной премии "Золотая маска" в 2017 году.

Стоит отметить, что главное творение французского гения не совсем опера, по крайней мере в системе координат XIX века. В этом монументальном вокально-инструментальном полотне по мотивам самого знаменитого произведения Гёте необычно абсолютно всё, начиная от партитуры. Это синтез оперы, оратории, балета и симфонии. Амбициозному творческому тандему в лице дирижёра Валерия Воронина и режиссёра Константина Балакина, который также выступил в качестве автора визуальной концепции, несомненно, удалось создать очень яркий, захватывающий спектакль, способный заставить посмотреть на оперное искусство совсем другими глазами. Показанный на новой сцене Большого театра астраханский спектакль с полным правом смог посоперничать с постановкой главного театра страны, которую осуществил знаменитый немецкий режиссёр Петер Штайн.

Впрочем, "Осуждение Фауста" надолго на афишах Большом театре не задержалось, а вот астраханская версия оперы до сих пор пользуется большим успехом. В немалой степени благодаря визуальной составляющей, которую обеспечивает сложная современная аппаратура, погружающая зрителей с помощью 3D-эффектов в фантастические миры и адскую бездну, куда осуждён отправиться Фауст.

28 и 29 апреля гастроли астраханцев продолжатся ещё одним неординарным спектаклем - балетом "Сильфида", недавно пополнившим репертуар театра - его премьера состоялась в текущем сезоне. Новинку поставил народный артиста России Дмитрий Гуданов, в прошлом один из лучших исполнителей главной мужской партии в балете - Джеймса. "Сильфиду" принято считать спектаклем "номер один" для истинных ценителей балетной классики - он был поставил знаменитым французским хореографом Филиппом Тальони для своей дочери, балерины Марии Тальони в 1832 году. Примечательно, что именно в "Сильфиде" танцовщицы впервые в истории классического танца встали на пуанты и облачились в балетные пачки, что, по свидетельству очевидцев, произвело тогда настоящий фурор.

Не меньше впечатлила публику астраханская премьера "Сильфиды", поскольку хореограф-постановщик представил уникальный в своём роде спектакль - он скрупулёзно воссоздал оригинальную датскую версию балета 1836 года. Её на сцене Датского королевского театра поставил танцовщик Август Бурновиль, посмотревший парижскую постановку и преисполненный страстного желания перенести её на родину. Но у него не оказалось достаточно средств, чтобы выкупить партитуру и заплатить гонорар знаменитой танцовщице Марии Тальони. Тогда упорный и находчивый датчанин выкупил только одно либретто, а музыку заказал молодому норвежскому композитору Герману Левенскольду. Датская версия увидела свет спустя два года после парижской, в 1836 году, получив невероятный успех, который сохранила до сих пор, в то время как оригинал Тальони уже давно позабыт. Вот именно эту датскую версию, которая потребовала невероятно кропотливой работы, и увидят уфимские зрители. Хореограф-постановщик - в своё время эталонный Джеймс, умеющий сочетать совершенство владения формой со сложным психологическим рисунком партии, добивался того же от артистов, занятых в постановке - и надо признать, ему это вполне удалось. Сюжет "Сильфиды" пересказывать нет смысла - он хорошо известен любителям классического танца по популярному балету "Жизель". Но астраханский театр предоставляет зрителям редкую возможность познакомиться с раннеромантическим балетом, созданным почти за десять лет до "Жизели". Стоит отметить и тот факт, что декорации к постановке созданы на основе декораций Вячеслава Окунева, предоставленных Большим театром в рамках совместного сотрудничества.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты