Регион

В Башкирии попытаются излечить от зависимости родителей-алкоголиков

08.10.2019 Юлия ЛЕЖЕНЬ
В Башкирии в рамках проекта «Моя семья» квалифицированную помощь могут получить страдающие от алкоголизма родители, чьи дети попали в социальные приюты. Первый заместитель председателя Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова уверена, что пьющих мам и пап можно вернуть детям, если усилия приложит государство. Проект «Моя семья» сенатор представила на традиционном оперативном совещании в правительстве РБ.

- По статистике, алкоголизм является основной причиной, по которой дети при живых родителях попадают в приюты и детские дома, - рассказала Лилия Гумерова. - Кстати, и среди причин разводов на первом месте - употребление спиртных напитков и наркотиков. В прошлом году из-за алкоголизма родителей в приютах оказались 560 ребят, а в этом году цифра чуть меньше – 407. Но все равно, сотни девчонок и мальчишек могли расти в семьях. Однако зеленый змий настолько дурманит сознание родителей, что детей с ними оставлять нельзя. 

В пользу эффективности проекта говорят результаты, достигнутые специалистами в Астрахани. По данным астраханских чиновников, 80 процентов родителей, вошедших в проект, уже пять лет находятся в устойчивой ремиссии и не притрагиваются к рюмке.

- Меня очень увлек этот опыт и результаты, - говорит Лилия Салаватовна. - Вместе с коллегами из минздрава республики и министерства семьи и соцзащиты, а также общественными организациями мы внимательно изучили такой подход и решили запустить проект «Моя семья» в Башкортостане.

В программу включат супружеские пары или матерей и отцов, дети которых уже оказались в приютах из-за пристрастия родителей к алкоголю.

- Сначала людей нужно пролечить, затем они должны пройти реабилитацию – медицинскую и социальную, а потом специалисты будут сопровождать такие семьи, - объясняет г-жа Гумерова.

- Это ведь очень простые, логические шаги. Почему их не делали раньше?

- Мы занимались такими семьями и раньше, но проанализировав успешный опыт Астрахани, пришли к выводу, что в Башкортостане не хватало алгоритма взаимодействия. Главное, передавать семью из этапа в этап и не терять из виду. Здесь важен комплексный подход. К примеру, мы получили согласие родителей на лечение, они прошли реабилитацию, а потом вернулись в свою деревню, где соседи продают суррогатный алкоголь – и ничего хорошего из этого не выйдет. Я надеюсь, что правоохранители станут нашими помощниками, потому что работа в этом направлении будет хорошим подспорьем проекту.

- Пьющие родители чаще всего проживают на селе?

- И в сельской местности, и в городах. Просто в селах все это явно видно, там ведь ничего не скроешь. Инициатива очень полезная, но мы сразу честно признаемся, что чуда не ждем. Мы понимаем, что будет сложно, что на местах у специалистов часто не хватает компетенций для работы.

- Получается, в этой работе должны участвовать сразу несколько ведомств…

- Конечно. Мы должны быть на связи с главами муниципалитетов. В таких случаях нужно помогать с устройством на работу, а также вести плотную борьбу с продавцами нелегального спиртного. Проще говоря, должно включиться неравнодушие общества, чтобы окружение не оставалось безучастным и не позволяло алкоголику вернуться к прежнему образу жизни.

- Каким образом в проекте могут принять участие общественники?

- Нам уже поступило много предложений о помощи. Организации готовы взять семьи под свой контроль, помогать им социализироваться, готовят интересные акции. Для таких людей должна измениться среда – их стоит привлекать к посадке деревьев или помощи пенсионерам. Такие механизмы уже есть, и они не требуют миллиардов рублей.

Сегодня в Башкирии почти пять тысяч семей состоят на учете в социальных органах. Детей пока не отлучили от родителей, но все они рискуют потерять своих чад, если обстановка для ребенка начнет представлять опасность.

- Семьям из группы риска мы тоже будем помогать, - рассказывает Лилия Гумерова. - При этом проект не требует капитальных вложений и каких-то «космических» денег - все это уже есть. Реализация будет проходить в рамках средств, отпущенных фондом социального страхования. Однако мы рассматриваем применение более современных препаратов, которые не входят в перечень бесплатных. Также возможна организация анонимного лечения, и средства на эти меры можно получить с помощью грантов.

- Наверное, с помощью медикаментов преодолеть тягу к алкоголю – это самая простая задача?

- Действительно, самое сложно, открыть для таких людей другую жизнь, помочь им увидеть улыбку своих людей, полюбить их. Дети в семьях с пьющими родителями успевают настрадаться в своем юном возрасте, многое повидать. Но я всегда вспоминаю свою поездку в одни из приютов в преддверии 8 марта. Там собрали детей из очень сложных семей, где матери отказались от них или давно потеряли человеческий облик. Но абсолютно на всех открытках ребятишки нарисовали своих матерей и писали им признания в любви.

- Но ведь алкоголиков нельзя лечить принудительно…

- Понятно, что не все дадут свое согласие на лечение. Но по нашим подсчетам, с учетом ремиссии у 75-80 процентов родителей в течение трех лет нам удастся вернуть в родные семьи почти 500 детей.

Лилия Гумерова призналась, что очень близко к сердцу принимает проблему социального сиротства. В свое время на посту заместителя главы Учалинского района по социальным вопросам она входила в комиссию по делам несовершеннолетних и видела немало трагедий.

- Мы ездили по деревням и нередко видели семьи, где пила только мама, а папа работал вахтовым методам, - вспоминает она. - В каждой из таких семей было по семь-десять детей, и видеть это пьянство была ужасно. Мы даже шли на не совсем законную хитрость. Таким матерям мы ставили ультиматум – или забираем детей или везем ее кодироваться с помощью суперсовременного импортного препарата. Конечно, никаких уколов у нас тогда не было, мы просто везли родительницу и капали ей витамины. Однако таким способом нам удалось спасти десять деревенских матерей и их семьи.

Оказывается, не все чиновники Башкирии поверили в проект «Моя семья» и утверждали, что излечить алкоголиков невозможно - они все равно вернутся к употреблению спиртного. 

- Я тогда сказала всем пессимистам, что они могут просто встать и уйти, а мы найдем других людей, которые готовы добиваться результата, - поясняет Лилия Гумерова. -  Как говорится, у желания тысяча возможностей, а у нежелания – тысяча причин. У нас сложилась небольшая команда, нацеленная на успех, и перед нами – судьбы сотен ребят. Эту работу нельзя измерить в килограммах, здесь нужно сердце вложить. Необходимы современные компетенции и знания. Такая работа дорогого стоит и выражается в спасенных семьях.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты