Регион

В Уфе воссоздали автобус, перевозивший бойцов Красной армии и Глеба Жеглова

27.04.2021 Глеб ГОРБУНОВ
В преддверии Дня Победы главный пассажирский автоперевозчик Башкирии ГУП «Башавтотранс» приготовил жителям республики сюрприз. Местные умельцы возродили легендарную техническую единицу — пассажирский автобус на базе грузовика ЗИС-5. На подобной машине передвигаются герои фильма «Место встречи изменить нельзя», где Глеба Жеглова играет Владимир Высоцкий. Интересно, что старинная техника – на ходу, как будто только что вернулась со съемок лучшего советского фильма.

Уникальный автобус уже украшает собой площадь у главного управления автокомпании в Уфе, давая горожанам возможность воочию лицезреть «дедушку» пассажирского парка страны.

 — В сентябре прошлого года в наших ремонтных мастерских было решено изготовить эту уникальную техническую модель, - рассказывает директор филила «Башавтотранса» - уфимского автотранспортного предприятия № 8 Ильшат Каримов. - И примерно к концу зимы мы уже имели готовый результат. 

По словам г-на Каримова, в основу этого транспортного средства лег грузовой автомобиль ЗИС-5, в простонародье его еще называют «полуторкой». 

- Двигатель для машины привезли из автотранспортного предприятия в Кумертау, это агрегат ГАЗ-3102 «Волга», а коробку передач позаимствовали у грузовой «ГАЗели». Остальные детали остались от родного «прародителя» модели.

Ильшат Альфирович отмечает, что площадка для сборки уникального образца была выбрана не случайно. В мастерских УАТП № 8 каждый день ремонтируют действующую автобусную технику и коллектив предприятия уже «набил руку» на качественном и быстром техническом обслуживании пассажирских машин. 

- Естественно, мы не каждый день занимаемся созданием исторических образцов и для точной работы пришлось пересмотреть множество материалов, — подчеркивает г-н Каримов. — Мастера у нас опытные, но и тут не обошлось без технических нюансов. Например, при монтаже каркаса нам пришлось несколько раз переделывать оконные проемы, а передок машины реконструировался дважды.

Как уверяет руководитель УАТП № 8, все работы делались постепенно, без спешки, но сотрудники не забывали и про свои «современные» обязанности, четко и в срок обслуживая городские «НефАЗы», входящие в автопарк государственного предприятия. 

В создании пассажирского ретро-автобуса, принимала участие целая бригада специалистов. Несмотря на то, что у этих творцов нет исторического образования, машина получилась максимально приближенной к оригиналу. При создании военного образа «труженика полей» специалистам пришлось «перелопатить» не один гигабайт фотоматериалов.

- Салон пассажирского ЗИСа окрашен в серый цвет, а сиденья имеют вид жестких скамеек, все по историческим, военным реалиям того времени, — добавляет Ильшат Каримов. — С технической стороны, наше детище на ходу, но не совсем самостоятельно и резво — сказывается маломощный «чужой» мотор. Так что гарцевать в парадном марше военных машин наш автобус пока не может, больше радует глаз. Но это дело поправимое.

Если обратиться к исторической справке, то наш автогерой не менее знаменит, чем его грузовой собрат. Такие автобусы были популярны в предвоенный период, возя пассажиров по улицам советских городов.

- В отличие от грузовой версии ЗИС-5, автобус на его шасси пользовался особым фронтовым спросом, — комментирует историк Александр Лазневский. — Он возил летный состав эскадрилий Красной Армии из расположения на аэродром, обслуживал высший офицерский состав, доставлял комендантские роты прифронтовых райцентров на сообщения о тревоге, а также был излюбленным транспортом милиции в годы войны.

Сейчас раритетное детище «Башавтотранса» занимает свое почетное место на аллее близ уфимского управления предприятия, стоя рядом с еще одним экспонатом — той самой «полуторкой» ЗИС-5. Грузовой ЗИС, тоже созданный мастерами УАТП № 8 на хорошем ходу и уже участвовал в параде. Будем надеяться, что вскоре мы сможем увидеть этих «ветеранов фронтовых дорог» в праздничном шествии техники, а там недалеко и до исторических фильмов, повествующих о событиях великого победного мая 1945-го.

Cиденья имеют вид жестких скамеек - все по историческим военным реалиям того времени

Посадка на автобус в Уфе на Базарной площади, 1930 год

Кадры из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты