Регион

Поколение центениалов: новая ступень эволюции или разрушители реального мира?

22.07.2018 Юлия ЛЕЖЕНЬ
В ближайшем будущем полноправными участниками взрослой жизни станут представители цифрового поколения, или центениалов, – таким термином определяют детей, рожденных после 2000 года при новом технологическом укладе. С первых лет жизни представители поколения Z свободно обращаются с гаджетами, моментально обучаются и в общении с цифровой техникой легко обходят взрослых даже в раннем возрасте. Но, по мнению кандидата педагогических наук, доцента кафедры социологии и социальных технологий УГАТУ Аллы Ивановой, это вовсе не означает, что нынешнее поколение умнее предыдущего.

Фото "Мир тесен"

«Они попросту не умеют вести себя по-человечески»

 

- Они действительно более приспособленные, быстрее обучаются, но более умными я бы их не назвала. Сами взрослые, в особенности бабушки и дедушки, делают большую ошибку. Восхищаются: «Ой, наш Маратик такой умный, ему два года, а он уже с айпадом управляется». Но это не признак ума, это определенный навык, запоминание неких алгоритмов.

- Но, получается, что мы все равно проигрываем в этих навыках двухлетнему ребенку…

- Нужно понимать разницу между нами. Когда бабушке показывают новый айфон, она понимает, сколько ее пенсий он стоит. Она попросту боится – люди старшего поколения понимают, что вложено в эту «штучку». Ребенку все равно – что резиновая утка, что айфон – для него это прекрасная игрушка. Малыш не опасается испортить программное обеспечение или зайти «куда-то не туда» в интернете. А мы этого боимся, поэтому тормозим. У детей тормозов нет.

В Америке детей нового поколения называют «цифророжденными» или «детьми с кнопкой на пальце», потому что они иногда говорить начинают позже, чем пользоваться интернетом и гаджетами.

- Да, старшее поколение плохо умеет пользоваться компьютером, но нам раньше эти навыки и не были нужны, - продолжает Алла Дмитриевна. - Зато сегодня дети зачастую не знают, как пользоваться обычными предметами, потому что они привыкли пользоваться бытовой и цифровой техникой. Есть даже советы для людей, которые работают с молодежью. Так, советуют приучать их работать руками, потому что они привыкли к умственной деятельности в своем цифровом мире.

- Но ведь нельзя отрицать, что для многих взрослых интернет-пространство и обилие техники остаются джунглями?

- По моему мнению, в этих джунглях слишком много ненужных опций. Действительно, учительница математики может подойти к самому отъявленному двоечнику и попросить настроить что-то в телефоне. Он справится с ее проблемой на раз-два. Но обилие опций нам не нужно. Покупаем, например, стиральную машину: она здоровается, у нее 30 программ, поет песни в конце стирки. Она крутая-крутая. Месяц мы с ней поиграемся, после чего изо дня в день пользуемся всего тремя программами. Это значит, что подавляющее большинство людей оставляет возможности техники невостребованными. «По полной» могут использовать возможности смартфонов лишь единицы. В то же время сегодняшнее подрастающее поколение разительно отличается от своих родителей. Они привыкли откровенно выражать свои мысли в интернете, и живут в виртуальном мире как в реальном. 

- Как это скажется на психике, и как изменится жизнь общества, когда они вырастут и придут к власти?

- Они правда проводят массу времени в социальных сетях и интернете. Исследователи приходят к выводу о том, что их социальное развитие и взросление проходит не в социуме живых людей, а в виртуальном мире. Но это не дает развиться простым человеческим качествам. У подростка в друзьях могут числиться несколько сотен, а то и тысяч человек.

Но вряд ли эти друзья придут на помочь в трудную минуту… Более того, если он познакомился с ним зимой, и «друг» был в красной шапке, то летом в синей бейсболке он может его даже не узнать. Есть определенная опасность, что параметры цифровой жизни они слишком легко проецируют на реальную. Взять, к примеру, сетевые игры, когда мы вроде бы работает командой. Но самом деле мы не знаем всех этих людей. А потом многие детки, переходя в реальную среду, начинают «тормозить». Они попросту не умеют вести себя по-человечески.

 

«Мы остаемся людьми в биологическом плане, а с биологией спорить сложно»

 

Алла Дмитриевна уверена, что трудности станут подстерегать повзрослевшего представителя поколения Z во всех сферах жизни – от трудовой до личной.

- Они могут бояться семейной жизни, ведь она включает постоянный диалог, поиск компромисса, умение подстраиваться под супруга, умение уступать и смиряться с чем-либо, - полагает она. - Но в интернете этому не научишься, ведь там необязательно кому-то уступать. Можно ведь просто выйти из сети, отключить компьютер или внести оппонента в черный список. Там подобные споры можно решить вот так запросто, но в реальной жизни все по-другому. В нашем детстве ссора с другом означала бессонные ночи, опухшие глаза и «ножом по сердцу». У них почистить френдленту, потому что «какая-то она большая», получается легко. Отсюда возникают опасения относительно способности вести государственные дела без должных навыков простого человеческого общения и умения решать возникающие день ото дня проблемы. Лично у меня даже возникает боязнь того, что молодежь перенесет легкость интернет-общения в свою работу и даже принимаемые законы, которым должны будут подчиняться все люди.

- Может, это и есть новое смарт-общество, где все легко и просто? 

- Да, с одной стороны, это просто другие дети, значит так тому и быть. С другой – мы не можем сломать свою биологическую сущность. Как бы мы не стали развиты в цифровой сфере, мы все равно хотим кушать, имеем некие душевные привязанности в реальном мире. Как бы то ни было, мы остаемся людьми в биологическом плане, а с биологией спорить сложно. И это тоже вносит диссонанс в жизнь современного молодого человека. Во время взросления наступает момент, когда появляются первые чувства и конфликты, а социальная сеть больше не позволяет решать проблемы с легкостью. Дети растеряны – как так? Сердечко ёкнуло, и выход из онлайн-режима больше не помогает обрести спокойствие. Приходится учиться общаться вживую, испытывать реальные восторг и боль.

- Складывается ощущение, что сейчас эти дети учат своих радикально настроенных родителей относиться ко всему спокойно и с миром. Может это такой этап развития человечества, новая ступень эволюции?

- Один мой студент в своем эссе написал: «Мы – поколение диванной армии интернета. Нам лень что-то делать, и наша политическая активность заключается в репосте чужого выступления». То есть он так и пишет, что им проще сидеть и «поругивать» власть вместо того, чтобы встать и хоть что-то попытаться сделать самому. 

- Значит это, наоборот, шаг назад в развитии человечества? 

- Нет, просто эти молодые люди – другие. Я постоянно работаю со студентами, и сначала они общаются менторским тоном. Но когда мы затрагиваем животрепещущие темы, они, как улиточки, начинают выгладывать наружу. И выясняется, что они очень нуждаются в живом общении. Когда после чтения их эссе я пишу ответы и подробно комментирую их работу, многие удивляются. Студенты признаются – не ожидали, что я прочту их сочинение до конца и потом дам обратную связь, потому что в их виртуальном мире никто особо не озабочивается чужими проблемами.

- У братьев Стругацких есть повесть «Гадкие лебеди», в которых рассказывалось о детях, которых не понимали родители. В итоге все дети попросту ушли из города. Возможен ли такой сценарий в жизни – нас, взрослых, могут отринуть, как нечто ненужное? 

- Я бы отметила важный момент в этом произведении. Одним из главных героев был либерально настроенный поэт Банев – его послали разговаривать с детьми в качестве парламентера. А еще был генерал, который привык решать проблемы быстро, всегда рубил с плеча. Так вот нам нужно искать золотую середину. Нельзя быть настроенным к ним слишком либерально – им это не нужно. Когда подростки слышат фразы «вы умнее, лучше нас», то сначала им это нравится, а потом воспринимается безразлично. А решать все с позиции генерала также нельзя, нужен симбиоз.

- Значит, если сегодня не начать искать правильный подход к детям, то через десять лет мы получим проблемы?

- Более того, сейчас «сидят на горшках» даже не центениалы, а представители поколения альфа. Вообще, первые дискуссии на тему смены поколений начались после выхода в 1991 году в Америке книги Хоува и Штрауса «Поколения». Они впервые разделили поколения 20 века на группы. Например, бэбибумеры рождены в период 1944-62 годы, а «иксы» - с 1963 по 80-й. Детей, рожденных до 2009 года можно называть центениалами, дальше на свет появлялись уже дети-альфа.  И можно только предполагать, какими они вырастут.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты